Человек выбирающий профессию это оптант

Занятие «Основы выбора профессии». Профориентационная работа как одно из направлений деятельности социального педагога в системе дополнительного образования детей

  • Александрова Ольга Владимировна, социальный педагог

Разделы: Социальная педагогика

Одним из возможных направлений деятельности социального педагога в условиях системы дополнительного образования детей является профориентационная работа с воспитанниками, которая призвана способствовать решению вопросов социализации личности подростка.

Содержание и формы деятельностив этом направлении:

Работа может быть построена и на предложении самим социальным педагогом своих «услуг» (объявление о проведении индивидуальных консультаций для всех желающих), и на «заказе» педагога, которому важно узнать, например, интересы своих воспитанников или уровень профессионального самоопределения (педагог обращается к социальному педагогу с просьбой провести занятие или групповую консультацию или профдиагностику).

В любой сфере трудовой деятельности важно целеполагание и соблюдение определенных принципов. Важно, чтобы работа педагога имела не только конкретный и хороший результат, но и была пронизана общечеловеческими ценностями и радостью общения с другим человеком. Поэтому мы попытались сформулировать следующие

принципы социально-педагогической деятельности:

Важное — цель профориентации не определить, кем быть ребенку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

Профессиональная ориентация направлена на решение следующих задач:

В качестве примера приводим план-конспект одного из возможных вариантов группового занятия по основам выбора профессии:

Характеристика группы:

Цель:

Ознакомить с основами выбора профессии и заинтересовать в получении дополнительной информации по вопросам профессионального самоопределения.

Задачи:

Регламент — 45-50 минут.

План занятия:

Необходимое материально-техническое обеспечение:

Содержание:

1. Приветствие. Знакомство. Вводная часть.

Социальный педагог приветствует ребят, представляется. В ситуации, когда группа ребят не знакома педагогу, он предлагает каждому подписать свое имя и надеть бейджик на все время занятия, чтобы было удобно и легко обращаться к человеку. (Бейджики, листочки бумаги, маркеры должны быть подготовлены заранее). Далее педагог объявляет тему занятия и дает краткое описание того, что ждет ребят на занятии, и главное, каковы его цель и задачи. Здесь главное — с помощью наводящих вопросов педагога подвести ребят к самостоятельному формулированию этой цели. Например, можно спросить: «Что вы ждете от занятия «Основы выбора профессии» (при чем можно задать вопрос всем, а можно адресовать конкретному ребенку, обратившись к нему по имени), или вопрос: «Есть ли те, кто еще не определился в своем профессиональном будущем?», или: «Кто-нибудь из Вас сталкивался с трудностями в своем самоопределении? Например, родители говорят одно, а Вы хотите совсем другое, или вы бы очень хотели стать тем-то, но не знаете, имеете ли Вы к этому способности и талант». Или другого рода вопросы, отвечая на которые, ребята в итоге вместе с социальным педагогом озвучивают цель этого занятия, для чего оно проводится, что оно может дать полезного ребятам.

2. Обсуждение основных понятий (профессия, профориентация, профессиональное самоопределение, оптант, профессиограмма, должность, специальность, квалификация, вакансия, карьера, система образования в РФ).

Профессия — род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий определенной квалификации.

Профориентация — комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на выбор и освоение профессии в соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности рынка труда.

Система профессиональной ориентации — деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества в целом.

Оптант — человек, выбирающий профессию.

В качестве примера можно привести профессиограмму косметолога (См. Приложение2)

Должность — служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для выполнения.

После того, как разобрали три понятия: профессия, должность и специальность, предлагается выполнить следующее задание, а затем, ребятам привести свои примеры.

Найдите профессию, должность и специальность:

Специализация — 1) сосредоточение деятельности на относительно узких, специальных направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции; 2) приобретение специальных знаний в определенной области (часть специальности); 3) разделение труда по его отдельным формам, видам.

Вакансия — свободное место, незанятая должность

Образовательные уровни в РФ: 1) Основное общее, 2) среднее (полное) общее, 3) начальное профессиональное образование, 4) среднее, 5)высшее профессиональное образование и 6) послевузовское профессиональное образование

Среднее профессиональное образование  подготовка специалистов среднего звена образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени высшего профессионального образования.

Основное общее, среднее (полное) образование, дополнительное образование занимается допрофессиональной подготовкой, т.е. дает детям так называемые общетрудовые навыки, умения и важные для любого труда личные качества. Так, к области общетрудовых общепроизводственных навыков, умений относятся, например, планирование, организация своей работы (учебной деятельности), самоконтроль, вычисления и т.д. Строго говоря, часть из того, что делает учащийся в школе или при внеучебной активности, фактически содержит своеобразные (пусть упрощенные) модели того или иного труда.

3. Разъяснение формулы выбора профессии, рассказ об основных правилах выбора профессии и типичных ошибках.

4. Проведение профориентационной игры «Ассоциация».

Цель: выявить истинное отношение ребят к разным профессиям и по возможности подкорректировать это отношение.

Обсуждение игры (проигрывание). Отдельно обсуждается правильность каждого ответа на ассоциативный вопрос. Если группа не согласна с ответом, можно попросить того, кто так ответил, дать объяснение. Нередко эти объяснения бывают разумными. Например, в одной игре была загадана профессия «милиционер» и на вопрос «Какого цвета профессия?» был дан ответ: «черно-белая». Оказалось, что школьник имел в виду милицейский жезл.

При выявлении неудачных ответов ребятам предлагается тут же придумать ответы, более соответствующие загаданной профессии.

Участвовать в этом может и ведущий, корректируя таким образом представления о профессии.

У отгадывающих можно спросить также, какие ответы лучше всего помогли им, а какие, наоборот, ввели в заблуждение. После корректировки ответов можно уточнить, кто же выиграл (возможен и ничейный результат).

Диагностические возможности игры. Игра позволяет выявить эмоциональное отношение к разным профессиям, и, поскольку характер этого отношения сильно влияет на выбор профессии, ведущий получает довольно важную информацию о группе в целом и об отдельных воспитанниках, так как за одно занятие в отдельной игре могут принять активное участие многие ребята.

Перспективы использования игры. В перспективе можно разработать специальный перечень ассоциативных вопросов, помогающих отгадывающим лучше подготовиться, а ведущему лучше организовывать игру и обсуждение в ситуации меньшей неопределенности. Можно также использовать в игре не одну, а две (соревнующиеся) группы отгадывающих. Можно загадывать не только профессии, а конкретные места работы, учебные заведения, образ типичных представителей тех или иных профессий (типичных работников).

5. Знакомство с классификацией профессий Е.А. Климова

См. Приложение3

Социальный педагог предлагает схему классификации, разъясняет ее. Предлагается ребятам самим привести примеры конкретных профессий. Ребята называют профессии, вместе с ними педагог определяет их место в данной классификации. Ребята сталкиваются с проблемой невозможности однозначного отнесения той или иной профессии только к одному типу, виду или классу. Идет обсуждение существования так называемых «смешанных» профессий. Например, профессию «библиотекарь» можно отнести и к сфере «человек-человек», и к сфере «человек — знаковая система».

6. Проведение дифференциально-диагностического опросника «Я предпочту».

Ребятам раздаются бланки опросника, дается инструкция. См. Приложение 4

В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.

Первую группу составляют профессии типа человек — природа, где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии, как агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и т.д.

Основой второго типа являются отношения человек — техника, объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Такими профессиями являются: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер.

Третью группу образуют профессии типа человек — человек, где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности — сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т.д.

Четвертую группу составляют профессии типа человек — знаковая система. Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, программисты, машинистки, статистики, экономисты.

Человек — художественный образ — основа пятого типа. Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. К названному типу относятся, например, такие специальности, как ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т.д.

Названные типы не могут быть строго ограничены, принимаются во внимание лишь преобладающие признаки, характерные для каждого из этих типов.

Итог может быть выражен как алгебраическая сумма. Эти результаты и будут характеризовать область наиболее целесообразного применения сил испытуемого. Однако следует оговорить, что результаты ДДО лишь в какой-то мере характеризуют его способности в данный момент.

7. Подведение итогов занятия.

Социальный педагог благодарит ребят за занятие, может спросить их впечатления, что было интересного и полезного за эти 45 минут.

Материалы, используемые при подготовке к занятию:

В ходе занятия используются следующие наглядные материалы:

2.02.2007

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно