Факторы риска гипостатической пневмонии выберите один ответ

Министерство образования и науки Ульяновской области

среднего профессионального образования

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Тема 1 Сестринская помощь в терапии

ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

углубленной подготовки

Крылова Е.Ю.,

квалификационной категории

Ульяновск

        Методическая разработка практического занятия № 3 посвящена теме: «Отработка методов сестринской помощи при бронхитах, пневмонии, бронхоэктатической болезни, абсцессе легкого».

        Целями изучения данной темы является освоение практических умений: обследование пациентов, планирование сестринской помощи, подготовка пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам, консультированию пациента и его окружения по применению лекарственных средств, осуществлению фармакотерапии по назначению врача, уход за пациентом при бронхитах, пневмониях, бронхоэктатической болезни, абсцессе легких, а также формирование профессиональных и общих компетенций.

Методическая разработка  практического занятия содержит план учебного занятия, хронокарту, конспект учебного занятия, практикоориентированные задания, приложения.

Здоровьесберегающая направленность практического занятия обеспечивается сохранением работоспособности через использование разнообразных форм учебной работы, интерактивных методов. Для снижения утомляемости проводятся физкультминутки. Для положительной мотивации у студентов создается ситуация успеха, обучение в сотрудничестве.

        Тип занятия:  практическое занятие по применению знаний на практике, получению нового опыта деятельности, формированию профессиональных умений и компетенций.

  • обучения: обеспечить формирование у студентов практических умений:          

        — планировать сестринскую помощь при бронхитах, пневмонии, бронхоэктатической болезни, абсцессе легкого;

        — консультировать, обучать пациента (или его окружение): применению карманной плевательницы, выполнению постурального дренажа, применению лекарственных  средств;

        — осуществлять сестринский  уход  за  пациентом: в разные периоды лихорадки, при сухом и влажном кашле;

  • воспитания: способствовать формированию у студентов: мотивации к учебной деятельности, стремления к самообразованию; умений работать в команде; культуры общения; стремления проводить мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья населения.
  • развития: способствовать развитию у студентов: клинического, творческого  мышления; познавательной активности; умений формулировать собственную точку зрения, аргументировать; способности самоконтроля и взаимоконтроля.
  • содержание знаний и умений  (по ФГОС):

знать:

— принципы применения лекарственных средств;

— готовить пациента  к  лечебно-диагностическим  вмешательствам;

— консультировать  пациента  и  его  окружение  по  применению  лекарственных  средств;

— вести  утвержденную  медицинскую  документацию.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы  и способы выполнения профессиональных  задач,  оценивать их эффективность и качество.

        ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для  эффективного выполнения возложенных на него проф-х задач, а также для своего проф-ого и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 8..Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Методы обучения: активные и интерактивные методы обучения:

имитационные: симуляционный метод с использованием фантомов, медицинского оборудования, инструментария; решение ситуационных профессиональных задач, имитация профессиональной деятельности с элементами деловой игры.

Средства обучения и воспитания:

Хронокарта:

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

1.2. МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

2.1. ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ С АКТУАЛИЗАЦИЕЙ ЗНАНИЙ

Задания для студентов:

В чем, по-вашему, будет заключаться сестринская помощь пациенту, если его будет беспокоить один из симптомов: сухой кашель, влажный кашель, лихорадка?

1. Влажный кашель                2. Сухой кашель                3. Лихорадка

Сестринская помощь при влажном (продуктивном) кашле

Сестринская помощь при сухом (непродуктивном) кашле

Сестринская помощь при лихорадке

! ЗАДАНИЕ 2. Повторить, отработать и продемонстрировать манипуляции. (Учебное пособие «Сестринская помощь в терапии: Практикум» Часть 1)

! ЗАДАНИЕ 3.Решить ситуационные профессиональные задачи (перед выполнением заданий к задачам, студент должен провести расспрос пациента, в качестве пациента выступает преподаватель, при выполнении заданий требующих взаимодействия с  пациентом, в его роли, так же выступает преподаватель или один из студентов)

Пациент 50 лет находится на стационарном лечении по поводу обострения хронического бронхита.  

Объективно: Кожные покровы чистые. Температура тела 37,80 С, ЧДД 24 в минуту, пульс 92 в минуту. АД 130/80 мм рт. ст

Задания:

        2. Составьте план сестринского участия в лечебно-диагностическом процессе.

        4. Подготовьте пациента к бронхоскопии и забору мокроты для общеклинического анализа.

        6. Рассчитайте необходимое количество лекарственных препаратов на один прием. Назовите, к какой фармакологической группе они относятся, с какой целью назначены. Проконсультируйте пациента по правилам приема препаратов.

В пульмонологическом отделении находится пациент С. 35 лет с диагнозом пневмония нижней доли правого легкого.

Заболел после переохлаждения, дома принимал жаропонижающие препараты, но состояние быстро ухудшалось. Пациент подавлен, выражает опасения за прогноз заболевания. Интересуется, какие продукты ему разрешены для передачи из дома.

Из листа назначений:

        1. Определите настоящие и потенциальные проблемы пациента.

        3. Предоставьте в понятном для пациента виде информацию о причинах и сущности заболевания.

        5. Подготовьте пациента к назначенным исследованиям.

Пациент 75 лет, находится на лечении в пульмонологическом отделении стационара по поводу обострения бронхоэктатической болезни.

        Объективно: Кожные покровы бледные. ЧДД 18 в минуту, пульс 80 в минуту, АД 135/80 мм рт. ст.

Задания:

        2. Составьте план сестринского участия в лечебно-диагностическом процессе.

        4. Рассчитайте необходимое количество лекарственных препаратов на один прием. Назовите, к каким фармакологическим группам они относятся, с какой целью назначены. Проконсультируйте пациента по правилам приема препаратов.

                — Какой метод исследования представлен на иллюстрации № 1?

                — Какие клинические симптомы представлены на иллюстрации № 2?

№ 1

№ 2

3. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

3.2. РЕФЛЕКСИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ЭТАЛОН ОТВЕТА

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

____________________________________________________________________________

  1. Что такое острый бронхит?
  2. Почему возникает острый бронхит?
  3. Какие симптомы имеются в начале заболевания? Какие симптомы в дальнейшем появляются, и как изменяются первые?
  4. Что при объективном обследовании пациента «говорит» о воспалении бронхов?
  5. К каким дополнительным методам исследования медсестра будет подготавливать пациента?
  6. Что такое бронхиолит? У кого чаще встречается? Чем характеризуется?
  7. Где чаще лечат заболевание?
  8. Какие основные группы лекарственных препаратов назначаются и с какой целью?
  1. Чем отличается бронхит острый от хронического?
  2. Какова основная причина, способствующая развитию хронического бронхита?
  3. Какова роль инфекции?
  4. Страдает ли самоочищение бронхов при хроническом бронхите? Почему?
  5. Какова функция бронхов и изменяется ли она при хроническом бронхите?
  6. Какие формы хр. бронхитов, в зависимости от функции, бывают?
  7. Какой симптом «говорит» об обструкции?
  8. Какие данные объективного обследования «говорят» о воспалении в бронхиальном дереве?
  9. К каким дополнительным методам исследования медсестра будет подготавливать пациента? Информацию о чем,  каждый из них позволяет получить?
  10.  Где лечат заболевание? Основные группы лекарственных препаратов, применяемые для лечения бронхитов? На что направлено их действие?
  11. В чем заключается профилактика бронхитов?
  1. Чем характеризуется пневмония?
  2. Что означают понятия – внутрибольничная и внебольничная пневмонии?
  3. Почему может возникнуть пневмония?

Бронхоэктатическая болезнь.

  1. Чем отличаются понятия бронхоэктазы и бронхоэктатическая болезнь?
  2. Чаще БЭБ – это  первичное или вторичное заболевание?  Назовите наиболее частую причину.
  3. Как формируются бронхоэктазы?
  4. Какой главный симптом заболевания?
  5. Какие еще симптомы могут быть у пациента?
  6. Какой метод исследования позволяет увидеть все бронхиальное дерево и бронхоэктазы?
  7. На что направлено лечение бронхоэктатической болезни?
  8. Какие группы лекарственных препаратов применяют?
  9. В чем заключается профилактика этого заболевания?
  1. Что такое абсцесс легкого?
  2. Это чаще первичное или вторичное заболевание?
  3. По каким причинам возникает абсцесс легкого? Факторы риска развития абсцесса.
  4. Откуда и как инфекция может попасть в ткани легкого?
  5. Когда абсцесс хорошо дренируется, что образуется на его месте?
  6. Если абсцесс дренируется плохо, к чему это может привести?
  7. Какие периоды выделяют в клинике абсцесса?
  8. Какие симптомы характерны для первого периода заболевания?
  9. На основании чего можно понять, что абсцесс прорвался в бронх?
  10. Какие симптомы характерны для второго периода?
  11. Какой дополнительный метод исследования позволяет увидеть абсцесс?
  12. На что направлено лечение абсцесса?
  13. Какие группы лекарственных препаратов применяют?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

____________________________________________________________________________

1. Выберите определение для каждого заболевания:

*3. Выберите наиболее типичные причины каждого заболевания:

5. О хроническом бронхите принято говорить, если:

             Б) кашель продолжается не менее 2-х месяцев в году 3-и года подряд

6. Сопоставьте, для какого из указанных заболеваний характерны следующие симптомы:

8. Сопоставьте, с какой целью применяются следующие группы лекарственных препаратов:

1. Выберите определение для каждого заболевания:

*3. Выберите наиболее типичные причины каждого заболевания:

5. О хроническом бронхите принято говорить, если:

             Б) кашель продолжается не менее 2-х месяцев в году 3-и года подряд

6. Сопоставьте, для какого из указанных заболеваний характерны следующие симптомы:

8. Сопоставьте, с какой целью применяются следующие группы лекарственных препаратов:

ВАРИАНТ 1

                1 – В                                          1 – Б

                3 – Б                                          3 – В

                5 – Е

                1 – А                                          1 – З        

                3 – Б                                          3 – Д        

                                                          5 – Г        

                1 – А, Б

                3 – Б, А

                5 – Д, Е, Б

                1 – Б, В

        5 – А

                1 – В

                3 – Е

                5 – Д

                                                        5 → 38 – 32 балла

                                                        3 → 26 – 19 баллов

ВАРИАНТ 2

                1 – Г                                          1 – Е

                3 – Б                                          3 – Б

                5 – Д

                1 – А                                          1 – В

                3 – А                                          3 – А        

                                                          5 – Е        

                1 – А, Б

                3 – Б, А

                5 – А, Е

                1 – А, Б

        5 – В

                1 – Б

                3 – Д

                5 – А

                                                        5 → 38 – 32 балла

                                                        3 → 26 – 19 баллов

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

____________________________________________________________________________

        Пациент с диагнозом пневмония находится на стационарном лечении. Ему жарко, его беспокоят слабость, сухость во рту, головная боль, снижен аппетит. Температура тела 37,8 о С

        Составьте алгоритм ваших действий в данной ситуации.

        Пациент с диагнозом абсцесс легкого находится на стационарном лечении. У пациента озноб, он не может согреться, чувствует слабость, головную боль, ломоту в теле.

        Составьте алгоритм ваших действий в данной ситуации.

        Пациент с диагнозом пневмония находится на стационарном лечении. Он жалуется на выраженную слабость. Объективно: кожа влажная (обильное потоотделение), бледная, конечности холодные. 40 минут назад температура тела была 39 о С.

        Составьте алгоритм ваших действий в данной ситуации.

        Пациент с диагнозом хронический бронхит находится на стационарном лечении. Он жалуется на слабость, обильное потоотделение, постельное белье влажное.

        Составьте алгоритм ваших действий в данной ситуации.

        При активном посещении пациента, находящегося на амбулаторном лечении, родственники пациента интересуются, можно ли ему поставить горчичники и просят показать, как это делать.

        Ответьте на вопрос пациента. Продемонстрируйте манипуляцию.

        Пациент с диагнозом абсцесс легкого, обратился к вам ночью с жалобой на  надсадный сухой кашель, который не дает ему спать.

ЗАДАЧА № 7

        Составьте алгоритм ваших действий в отношении данного пациента.

                Пациент с диагнозом бронхоэктатическая болезнь находится на стационарном лечении. Он жалуется на кашель с мокротой, кровохарканье и  просит медсестру обучить его выполнению постурального дренажа.

ЗАДАЧА № 9

        Составьте алгоритм ваших действий в данной ситуации.

ЗАДАЧА № 10

        Дайте разъяснение супруге пациента.

        При активном посещении пациента, находящегося на амбулаторном лечении, родственники пациента интересуются, можно ли ему поставить горчичники и просят показать, как это делать.

        Ответьте на вопрос пациента.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ДИФ. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно