Как помочь ребенку выбрать профессию советы психолога

выбор профессии, кем стать

Начался новый учебный год, и для многих семей, в которых есть школьники, подростки снова со всей остротой встает вопрос о том, кем стать, куда пойти учиться, как готовиться к послешкольному образованию. Поэтому в самом начале учебного года я решила поделиться своей статьей, которая некоторое время назад вышла в электронном журнале «Карьера по душе». В этой статье я делюсь своим профессиональным опытом: более 7 лет я консультировала подростков и их родителей по вопросу выбора профессии и учебного заведения. Знаю, каким непростым для большинства детей и их родителей является этот выбор. Что же может помочь Вам и Вашим детям на этом пути? Как помочь ребенку выбрать профессию, которая станет для него и полем для самореализации, и финансовой опорой? Об этом — в сегодняшней статье.

Выбор профессии — один из самых важных жизненных выборов. Как правило, работе мы отдаем большую часть своей жизни. И то, каким будет наше отношение к своей профессии и своему труду, существенно влияет на качество нашей жизни. Трудно представить себе счастливого человека, ежедневно выполняющего нелюбимую и не соответствующую ему работу.

Эта статья предназначена прежде всего для родителей. Давайте поговорим о том, как помочь своему ребенку сделать верный выбор и вступить в профессиональный мир уверенными шагами.

Очень часто родители видят свою задачу в том, чтобы сделать все вместо ребенка. Такая позиция может быть продиктована желанием снять с него все заботы и хлопоты, избежать ошибок и «странного» выбора. Однако такая помощь зачастую оказывается медвежьей услугой: ребенок «вдруг» бросает институт, куда его с таким трудом устроили, или учится-работает «как положено», но совершенно теряет блеск в глазах и радость жизни. Проявления такого навязанного извне, но не принятого внутренне выбора могут быть самыми разными. Но всегда далекими от таких понятий, как счастье и успех.

Так в чем же основная родительская задача? Какой и в каком объеме должна быть родительская помощь?

Но чтобы выбор был не просто самостоятельным, а еще и осознанным (продуманным и ответственным), важно подготовить ребенка.

И если последний пункт — задача глобальная, которой стоит заниматься с самого раннего возраста, то первые два — это как раз точка приложения сил в подростковом возрасте.

выбор профессии, кем стать

Каждый человек обладает неповторимым букетом способностей, интересов, ценностей и целей. Каждый рождается, чтобы реализовывать свои уникальные способности на благо мира. Это путь к личному счастью и процветанию общества.

Но в реальности мы часто сталкиваемся с многочисленными факторами, которые сбивают нас с верного пути, уводят в сторону от проживания именно своей, а не чужой, жизни.

К примеру, достаточно часто ребята на консультации говорят, что хотят быть менеджерами. Но при этом они знают про эту профессию только то, что обычно пишут на рекламных плакатах, вроде «модная профессия 21-го века». Кстати, по нашим исследованиям, именно экономика и менеджмент являются теми областями, в которых учащиеся чаще всего разочаровываются. Впрочем, свой вклад сюда вносит не только ориентация на внешнее мнение, но и следующая ошибка.

Пример, который запал мне в душу и не уходит из головы вот уже несколько лет: на консультацию пришел мальчик. По результатам тестирования (что подтверждалось и наблюдением) — очень активный, непоседливый, творческий. На вопрос «Думал ли ты уже о каких-то профессиях?» я ожидала услышать что-нибудь про актера, журналиста, продюсера или предпринимателя. Но ответ меня поразил. Он хотел стать чиновником. И объяснил свой неожиданный выбор тем, что будет брать взятки и жить припеваючи.

Приведу пример из собственной жизни. Однажды в старших классах школы для нас организовали сотрудничество с институтом. Институт был технический, а специальность не самая востребованная. Таким образом институт привлекал себе новых учащихся на малопопулярные специальности, а ученики такого класса получали возможность достаточно легко (вне общего конкурса) поступить в институт. Стоит ли говорить, что большинство ребят, выбравших такой вариант, не работают по специальности и не удовлетворены полученным образованием?

4 направления профориентационной работы

Но основная сознательная работа по выбору профессии (профориентация) начинается в подростковом возрасте, за несколько лет до окончания школы. Обратите внимание, что осознанный выбор рождается и созревает из подготовительных шагов. Не в последний момент, не после получения аттестата. А с 7-8 класса. Тогда к окончанию школы подросток подходит с достаточно четким видением своего дальнейшего пути.

  1. Информация. Ориентироваться в мире профессий, рынке труда и образования помогут специальные книги, сайты, общение с профессионалами. Описаний профессий (профессиограмм) сейчас довольно много и в книгах, и в Интернете. Желательно не только помочь ребенку найти нужную информацию (например, купить книгу), но и обсудить прочитанное (что-то пояснить, узнать впечатления). Проговаривание и обсуждение помогает более глубоко понять и усвоить информацию, чтобы подросток мог сделать обдуманный выбор, опираясь на нее.
  1. Диагностика. Самопознание — еще один важный шаг к сознательному выбору. Как мы уже говорили, каждый человек обладает уникальным набором личностных качеств, способностей. Знание своих сильных и слабых сторон, предпочтений наряду со знанием объективной информации о профессиях помогает найти самое подходящее. Профессию, которая станет «замком» именно для вашего «ключа». Внимательно наблюдая за ребенком в динамике (с рождения до подросткового возраста), родитель может найти ключевые, самые выраженные и устойчивые особенности своего ребенка. И нужно помочь ему самому их обнаружить и осознать.
  1. Развитие. Чтобы ключ и замок работали слаженно, ключ нуждается в небольшой полировке и подтачивании. Вряд ли можно найти такой вариант профессии, который бы подходил нам сразу и на 100%. Природа создала нас очень гибкими, готовыми развиваться, меняться, обучаться. Если подросток отдает явное предпочтение какой-то профессии, но чувствует, что в чем-то недотягивает, — это не повод отказываться от своей идеи, а стимул работать над собой. Например, мальчик хочет стать журналистом, но у него «хромает» русский язык. Или девочка хочет быть психологом, но стесняется общаться с незнакомыми людьми. Если по остальным параметрам профессия оказывается подходящей, то стоит попробовать подтянуть русский или обучиться навыкам общения. Помочь развитию может сам родитель, а может доверить это специалистам (репетиторам, психологам и т. п.). Но, хочу подчеркнуть, что важно развивать именно те качества, которые необходимы для желаемой самим ребенком профессии, а не набрасываться на все слабые стороны сразу. Не стоит заставлять технически ориентированного ребенка знать в совершенстве русский язык. Или толкать в группы общения девочку, которой интереснее спокойное рукоделие.
  2. Активизация. Это направление профориентационной работы касается прежде всего глубинного понимания ответов на вопросы «Кто я? Какое место работа будет занимать в моей жизни? Что для меня является самым ценным? Как я могу реализовать свои ценности в работ?». Подростковый возраст — самое подходящее время, чтобы задумываться о таких серьезных вещах. И важно не найти готовые ответы, а понять, что выбор профессии очень тесно связан с остальной деятельностью человека и даже с жизнью других людей. Процессу активизации способствуют беседы — с родителями, в психологических группах или других коллективах. Но важно, чтобы в них не давались «правильные» ответы, а звучали правильные вопросы. Большое разнообразие активизирующих игр для индивидуальной и групповой работы можно найти в книгах Н.С. Пряжникова, признанного специалиста в области профориентации детей.

Работа по всем этим направлениям должна идти одновременно. Невозможно выбрать профессию «по себе», опираясь только на знание рынка труда или только анализируя собственные интересы. Когда же подросток рассматривает вопрос со всех сторон, шанс увидеть картину целиком становится очень высоким.

Диагностируем ключевые особенности

«Своя профессия», как правило, находится на пересечении трех сфер: интересов, способностей и личностных качеств ребенка. Уровнем выше находятся ценности, о которых тоже стоит помнить, делая свой профессиональный выбор.

Что, к примеру, может быть объектом вашего наблюдения?

Способности: интеллектуальные (общая обучаемость, математический интеллект, способность к языкам, дар слова, хорошее пространственное мышление, внимательность и т. п.), творческие (способности к музыке, рисованию, рукоделию и т. п.), физические (выносливость, гибкость, ловкость и т. п.). Школьные и внешкольные достижения в той или иной сфере могут помочь в такой диагностике. Но важно не путать школьную оценку и любовь (или нелюбовь) к предмету с наличием способностей, поскольку на оценку и любовь к предмету влияет гораздо больше факторов, нежели просто склонности ребенка.

Выпишите все выявленные качества ребенка (интересы, способности, характер) на лист бумаги и попробуйте подобрать к ним наиболее подходящие профессии. Удобнее сделать это для каждой сферы (интересы, способности, характер) отдельно, а потом найти точки пересечения. Поможет в этой работе хороший кругозор и знание сути различных профессий (о необходимости собирать такую информацию мы говорили выше).

Профориентация в динамике

Выбирая профессию в подростковом возрасте, нужно быть изначально настроенными на то, что это только один из выборов. И желательно, чтобы он был наиболее подходящим именно на данном этапе. Но вот навыки осознанного выбора, о которых я рассказала сегодня, пригодятся на протяжении всей жизни.

Автор: Ольга Бардина,

разработчик ряда диагностических методик

Источник: журнал «Карьера по душе», № 2

P.S. дополнительно по этой теме Вы можете скачать запись моего вебинара «Выбор профессии: позиция Созидателя и позиция потребителя». Запись доступна для свободного скачивания здесь.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно