Как выбирают конституцию

С.И. Сабельникова,

зам. директора Городского методического центра

Департамента образования города Москвы,

Л.Г. Ульяхина,

методист Городского методического центра

Департамента образования города Москвы,

«Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина»

Урок окружающего мира в 3–4-х классах

Цель учителя: организовать деятельность детей по ознакомлению их с правами, свободами и обязанностями граждан Российской Федерации.

Планируемые результаты обучения, на достижение которых направлен урок:

личностные:

• формирование у учащихся основ российской гражданской идентичности;

• развитие у младших школьников чувства гордости за свою страну;

• принятие детьми основных норм гражданского общества;

метапредметные:

• использование учащимися речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

• овладение школьниками логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

• готовность учеников слушать собеседника и вести диалог;

предметные:

• сформированность у младших школьников уважительного отношения к России;

• освоение детьми элементарных правил нравственного поведения в мире людей.

Понятия, изучаемые школьниками на уроке: «конституция», «федеративное государство», «права и свободы», «обязанности».

Оборудование: презентация, интерактивная доска или компьютер с подключением к Интернету, раздаточный материал, листы бумаги формата А3, ножницы, клей, фломастеры.

Формы работы: фронтальная (в начале урока), групповая или парная (при выполнении практического задания).

Ход урока

1. Введение в тему урока

(В начале урока на экран проектора можно вывести страницу с текстом Конституции РФ (http://constitution.kremlin.ru).)

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок посвящен очень важной теме, мы познакомимся с главным документом нашей страны, узнаем, из каких частей состоит Россия, ознакомимся со своими правами и обязанностями.

Учитель может обсудить с детьми следующие вопросы:

• Как называется документ, о котором пойдет речь?

• Почему на интернет-странице, содержащей текст Конституции Российской Федерации, использован Герб Российской Федерации?

• Когда был принят текст действующей Конституции?

• Кем (каким образом)?

Важно попросить детей рассказать все, что они знают о Конституции РФ, дополнить эту информацию, сообщить, что днем принятия Конституции РФ является день всенародного голосования 12 декабря 1993 г.

____________________________________________________________________

Справка для учителя

Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации. Он имеет высшую юридическую силу, действует на всей территории нашей страны. В Конституции прописаны основные принципы устройства общества и государства, определены субъекты государственной власти, механизм ее осуществления, закреплены охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

В истории Российской Федерации было несколько Конституций. Первая была принята еще в 1918 г., а последняя — 12 декабря 1993 г. по результатам всенародного голосования (референдума). Эта дата является одним из самых значимых государственных праздников России.

Переплет из тончайшей кожи красного цвета, накладной серебряный герб России и тисненая золотом надпись «Конституция России» — так выглядит «экземпляр номер один» основного закона страны. Так называемое инаугурационное издание Конституции РФ хранится в библиотеке президента Российской Федерации в Кремле.

_____________________________________________________________________

Учитель: Ребята, сегодня в ходе урока мы с вами узнаем подробнее, что такое Конституция, в чем значимость этого документа, какова его структура, содержание. А сейчас прочитаем первую статью первой главы Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

2. Федеративное устройство в России

(На экран проектора можно вывести страницу с перечнем субъектов Российской Федерации (http://news.kremlin.ru/regions).

Прежде чем говорить с детьми о значимости всенародно принятого документа, можно спросить учеников:

• Как называется наше государство? (Российская Федерация, Россия.)

• Почему в названии документа использовано название государства?

(Учащиеся предлагают свои варианты ответов на вопросы учителя.)

Учитель: Ребята, посмотрите на карту России, представленную на экране проектора. Здесь обозначены все субъекты Российской Федерации и показан их полный список. Итак, в состав нашего государства входят 20 республик, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа и 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург).

Прочитаем пункт 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации».

(Учащиеся читают указанный пункт Конституции РФ. Можно также прочитать совместно с детьми статью 4 и рассказать, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (п. 1, ст. 59 Конституции РФ).)

3. Структура и содержание Конституции Российской Федерации

(На экране проектора — глава 3 Конституции РФ «Федеративное устройство» (http://constitution.kremlin.ru/#chapter-3). Можно нажать на активную ссылку «Содержание» в нижнем правом углу страницы, тогда отобразится перечень всех глав документа.)

Можно обратить внимание детей на особенности текста Конституции РФ. Еще не читая ни одной строчки документа, детям можно предоставить возможность предположить, каким должен быть тип текста (деловой), какая лексика может употребляться в Конституции РФ (специальная). Эту часть работы следует выполнять динамично, не вдаваясь в подробности, только отмечая особенности.

Далее следует ознакомить школьников с четкой структурой Конституции РФ. Документ содержит 2 раздела; раздел 1 включает 9 глав, каждая глава состоит из нескольких статей. Каждая статья может содержать от одного до нескольких пунктов. Знание структуры документа позволяет быстро находить необходимые сведения, а при использовании текста документа (т. н. цитировании) нужно указывать номера пункта, статьи и название документа.

После того, как дети проанализировали структуру документа, можно открыть любую главу, воспользовавшись активной ссылкой «Содержание» и обратить внимание на состав статьи Конституции. Далее можно предложить детям перейти в содержании в раздел «Президент Российской Федерации». Не надо использовать главы 1, 2, 3, т. к. тексты этих глав могут понадобиться в процессе дальнейшей работы.

Учитель: Скажите, пожалуйста, если мы цитируем положение Конституции РФ о Президенте Российской Федерации «Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации», то каким образом мы должны указать это место в документе?

Ученики: Это пункт 1 статьи 81 главы 4 первого раздела Конституции Российской Федерации.

Далее можно спросить детей о том, в какой главе, на их взгляд, могут содержаться следующие положения:

• название и тип государственного устройства, о которых упоминалось ранее при обсуждении («Основы конституционного строя»);

• название столицы Российской Федерации («Федеративное устройство»);

• состав Российской Федерации («Федеративное устройство»).

Содержание указанных глав не надо читать, следует только обратить внимание учеников на верное или неверное предположение. Можно сразу проверять версии детей с помощью активных названий глав Конституции.

С целью перехода к следующему виду работы можно предложить детям определить главу, содержащую самое большое количество статей.

4. Изучение раздела Конституции РФ «Права и свободы человека»

(На экране проектора — глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» (http://constitution.kremlin.ru/#chapter-2).)

Учитель: Конституция Российской Федерации состоит из 2 разделов, 9 глав и 137 статей. Теперь мы поговорим о второй главе первого раздела, которая называется «Права и свободы человека и гражданина». Как вы думаете, что такое «права и свободы человека и гражданина»? (Ученики отвечают на вопрос учителя.)

____________________________________________________________________

Справка для учителя

Права и свободы человека — совокупность социально-политических, экономических и иных норм, определяющих фундаментальные основы демократического и гуманистического статуса личности, ее взаимоотношения с другими людьми, обществом и государством, неотъемлемые свободы и права людей, присущие им от рождения.

В Конституции говорится не только о правах человека и гражданина, но и о его обязанностях.

____________________________________________________________________

«Права и свободы человека» — это самая большая по содержанию глава Конституции РФ. В ходе работы с данной главой предполагается работа учеников с текстом документа.

Ключевые слова для поиска по тексту главы 2 Конституции РФ: Отечество (ст. 59), образование (ст. 43), жизнь (ст. 20), отдых (ст. 37), каждый гражданин.

При наличии доступа в Интернет дети могут набирать каждое из предложенных ключевых слов в поисковой строке в правом верхнем углу на странице сайта http://constitution.kremlin.ru. Учитель может предоставить возможность детям воспользоваться компьютером или сделать эту работу на интерактивной доске коллективно. Если нет доступа в Интернет, учитель может использовать активные кнопки, расположенные на слайдах заранее подготовленной презентации. Подробно изучать содержание статей не следует. Работа должна быть динамичной и направленной только на ознакомление с правами, свободами, обязанностями, предусмотренными Конституцией РФ. Дальнейшее изучение прав и свобод происходит при выполнении практического задания.

Можно подвести детей к выводу, используя последнее в предлагаемом списке ключевое слово «каждый», что поскольку это слово присутствует в каждой статье, посвященной правам и свободам человека и гражданина, а также в п. 2, ст. 6 Конституции РФ («Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации»), равными правами и свободами обладают все граждане РФ.

Дальнейшее изучение прав и свобод происходит при выполнении практического задания.

5. Практическая работа учащихся

Практическая работа может быть выполнена в парах или в группах.

Формы представления результатов работы могут быть разнообразны: стенная газета, дайджест, презентация, альбом, защита проекта и т. д. Выставка работ может быть расположена в вестибюле образовательной организации и сопровождаться списком ссылок на ряд официальных сайтов, на которых ученики и их родители могут ознакомиться с текстом Конституции РФ и другими документами и материалами.

Список сайтов для ознакомления учеников и их родителей

Учитель на свое усмотрение, в зависимости от уровня подготовленности детей и поставленной цели, выбирает темы статей Конституции РФ и готовит иллюстративный материал (социально значимой тематики, например, фотографии детей в различных жизненных условиях, инвалидов, пожилых людей, природы, семьи, медицинской тематики, памятников архитектуры, религиозной и военной тематики). Фотографии должны быть эмоционально наполненными, информативными. Кроме того, в качестве дополнительного материала к уроку можно использовать фотографии, сделанные детьми.

Материалы, необходимые для проведения практической работы: лист А3, клей, статьи действующей Конституции РФ, произвольный набор фотографий.

Примерный ход работы над созданием дайджеста или стенной газеты:

1. Ученики формируют группы или пары произвольно.

2. Знакомятся с содержанием статей Конституции РФ и либо выбирают статью, с которой будут работать, либо учитель может предложить учащимся выбрать понравившуюся подходящую по смыслу фотографию.

Задачи учащихся:

• определить проблему (учащимся может потребоваться помощь учителя, который будет выступать в роли консультанта);

• выбрать из предложенного списка статей Конституции РФ только те, которые можно применить к данной ситуации (поскольку любая жизненная ситуация, запечатленная на фотографии, так или иначе связана с какой-либо статьей Конституции РФ);

• написать о том, почему они выбрали именно эту проблему или ситуацию, каким образом она связана с теми или иными правами, свободами или обязанностями граждан РФ. Некоторые ситуации предполагают высказывание типа «мы не хотим, чтобы так было», «мы не согласны с тем, что», «что надо сделать, чтобы такого не происходило» и т. п. Данный вид работы предполагает высокий уровень подготовленности детей и помощь учителя.

Важно отметить, что работа не должна выполняться детьми дома совместно с родителями. Родители могут только дать консультацию или помочь с организацией защиты проекта.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно