Как выбрать экран для проектора для домашнего

Содержание:
Размер экрана — зависимость от объектива

Ниже — пример таблицы из руководства пользователя одного из тестируемых мной офисных проекторов. Поскольку у большинства проекторов есть зум (регулировка оптического масштабирования), в таблице интересующий вас размер экрана будет соответствовать двум различным расстояниям от проектора до экрана — минимальному и максимальному:

Из таблицы мы видим, что данный проектор проецирует изображение диагональю 100 дюймов с расстояния от 302 до 363 см. Можно сразу прикинуть, есть у вас в запасе эти 3 метра или нет.

А вот у продвинутых домашних проекторов сдвиг можно регулировать (функция «сдвиг объектива» или «lens shift»), причем диапазон сдвига может очень сильно различаться от модели к модели — начиная от возможности исправить небольшую ошибку по высоте, допущенную при установке проектора, и вплоть до такого диапазона сдвига изображения, который позволил бы ставить проектор на ножки хоть на низкий столик, хоть на высокую полку, проецируя поверх голов зрителей — при этом сдвиг регулируется пользователем. Однако, установка проектора не является темой данной статьи — я просто отметил, что все эти параметры могут сильно ограничивать вас в выборе размера экрана и его местоположения.

Касательно приведенной выше таблицы — думаю вы обратили внимание, что она приведена для соотношения сторон экрана 4:3 в связи с тем, что разрешение проектора изначально 1024×768 (1024: 768 = 4: 3). Этот проектор лучше приспособлен для показа документов и презентаций благодаря более вытянутому по вертикали изображению. Как вы знаете, более популярный сегодня формат изображения (Full HD, Ultra HD) имеет соотношение сторон 16:9. Если вы берете домашний проектор, то, скорее всего, вам нужен именно такой экран.

Другие популярные форматы соответствуют разрешениям 1280×800 и 1920×1200 (соотношение сторон 16:10) — тоже довольно популярный «деловой» формат, идеально отображающий видео в 1080p (Full HD) или 720p, но с вытянутой по вертикали формой экрана, дающей дополнительные 10% по высоте, что хорошо для просмотра документов и презентаций.

Ну а киноманы могут предпочесть широкий экран формата «синемаскоп» (соотношение сторон от 2,35:1 до 2,4:1). В последнем случае проектор должен быть в состоянии переключаться между форматом «синемаскоп» и форматом 16:9, что является темой для отдельной статьи. Стало быть, экран берется либо формата 16:9 — тогда кино формата «синемаскоп» займет всю ширину экрана, но сверху и снизу будет пустая область (полосы). Либо же берется экран формата «синемаскоп» — тогда фильмы формата 16:9 займут всю высоту экрана, но по бокам останутся неиспользованные области.

И все же, обычно следует брать экран того же формата, что и разрешение проектора — не ошибетесь.

Предназначение экрана
  • Настенный экран в раме
  • Переносной экран
  • Рулонный экран (ручной или моторизованный, иногда — встраиваемый в потолок, иногда — с натяжением)
  • С жесткой поверхностью (аналог маркерной доски)
  • Пленка для обратной проекции

Приведем пару примеров задач, которые стоят перед владельцем проектора и требуют различных конструкций каркаса экрана:

Проведение презентации для большой аудитории в помещении, в котором нет стационарного экрана. Здесь потребуется большой разборный экран на жесткой раме, который транспортируется в больших кейсах. Скорее всего, использоваться будет инсталляционный проектор с яркостью от 6000 люмен.

Проектор для школы — велика вероятность, что для этой задачи будет использоваться простейший рулонный экран, который при необходимости разворачивается, закрывая часть классной доски. Можно также использовать мобильный экран для презентаций, либо проецировать на маркерную доску.

Специфика применение проекторов в образовательных учреждениях и офисах почти одинаковая.

Проектор в домашнем кинотеатре — как правило используется экран, натянутый на жесткую рамку. Энтузиасты также используют покрашенную стену, хотя темы красок для экрана я в этой статье касаться не буду. Еще один распространенный случай: допустим вы хотите изображение во всю стену, но поперек комнаты проектор не встает, а если ставить вдоль комнаты, то там окно. В этом случае можно закрывать окно моторизованным рулонным экраном во всю стену. Моторизованные рулонные экраны хороши и для гостиных, так как позволяют трансформировать помещение в домашний кинотеатр только на время просмотра. В таком случае вы, возможно, захотите встраиваемый в потолок экран. Здесь следует отметить, что существуют рулонные экраны с натяжением. Натяжение позволяет сделать поверхность экрана идеально ровной, избавившись от малейших искажений изображения.

Фото изогнутого проекционного экрана SHENZHEN SMX Display

Как видите, в качестве экрана может работать практически что угодно, поэтому руководствуйтесь своими задачами и пожеланиями — в большинстве случаев вам нужно лишь зафиксировать где-то экранное полотно нужного вам размера. А вот само экранное полотно — тема отдельного разговора.

Черная рамка

Есть у рамки и еще одна существенная роль. Если проецировать на большое полотно экрана без рамки, то будет видно, где начинается изображение проектора — черный цвет будет немного ярче, чем пустой экран, и вы будете обращать внимание на то, что у проектора черный цвет не идеален. А в полной темноте вам покажется, что даже самые дорогие проекторы засвечивают черный, хотя контрастность при этом может быть запредельной. Рамка не позволит вам обнаружить границу изображения, поскольку сама будет является ею. Все, что внутри рамки, воспринимается «как есть» и не сравнивается с окружающими объектами.

Историк Клим Жуков рассказывает об истории пехоты

Размер экрана — зависимость от яркости

Самые серьезные ограничения яркость проектора накладывает в освещенных помещениях. Да, существуют какие-то стандартные, проверенные варианты — к примеру, типичный офисный проектор — около 3000 люмен, а типичный экран — от 80 до 100 дюймов. Это довольно стандартный вариант для школьного класса или переговорной комнаты.

Люксметр измеряет освещеность поверхности проектором или лампами освещения. К примеру, освещенность поверхности экрана без проектора 50 люкс. Это довольно ярко. Теперь включаем проектор и выводим белый экран на это же место — освещенность теперь 500 люкс. Значит контрастность изображения = 500/50 = 10:1. 10:1 — нормально для презентаций (если вы скажете, что не нормально — значит нужен проектор поярче или экран поменьше). Теперь отодвинем проектор назад — белый цвет стал 250 люкс. Значит, контрастность изображения — 5:1. Это минимальная граница того, что я считал бы нормой, если речь идет о презентациях. 3:1 — это самый нижний уровень, обеспечивающий минимальную разборчивость. Преимущество проектора — это масштабируемость и гибкость, но злоупотребить этим в условиях сильного освещения не стоит.

Куда менее радикально яркость проектора ограничивает размер экрана в темном помещении. Здесь стараются не «переборщить» с яркостью, чтобы сохранить глубину черного цвета. У некоторых проекторов для домашнего кинотеатра элитного сегмента имеются средства, позволяющие плавно снизить общую яркость проектора. Обратите внимание: не в ущерб контрастности (в отличие от регулировки параметров изображения «яркость» и «контрастность»). Это достигается регулировкой яркости лазера (если проектор лазерный) или ручной настройкой диафрагмы. Максимум, что здесь могут предложить недорогие проекторы — это переход в экономичный режим лампы.

Поскольку в настоящем домашнем кинотеатре во имя сохранения глубины черного стремятся заглушить все лишние источники света в помещении, то контрастность изображения становится все ближе к максимальным возможностям проектора. В домашнем кинотеатре способ определения требуемой яркости будет иным, нежели при установке проектора в школьном классе или другом освещенном помещении — мы смотрим только на яркость изображения.

Но перед тем, как это сделать, предлагаю вашему вниманию цифры, которые я когда-то взял из таблицы одного из производителей элитных экранов, где указано соответствие светового потока в люменах яркости в фут-ламбертах для матового экрана с усилением (gain) 1,0.

Коэффициент усиления (Gain)

Предположим, у вас проектор в точном режиме дает 700 люмен. При Gain 1,3 это будет восприниматься как 910 люмен, а при усилении 0,8 — как 560 люмен. Таким образом, данный коэффициент в той или иной степени позволяет управлять яркостью изображения на стадии выбора экрана.

Матовый экран — это такой экран, который (в идеале) равномерно рассеивает свет во все стороны. Это значит, что при просмотре под любым углом изображение выглядит почти одинаково ярко. По умолчанию лучше предположить, что пользователю нужен обычный белый матовый экран.

1. Гранулированность поверхности — поверхность обладает своей текстурой, которая может быть заметна зрителю. Отсюда и более дорогие экраны «совместимые с 4K».

3. Несмотря на то, что полотно заявляется как матовое, оно может обладать небольшой неравномерностью яркости (световым пятном).

Все эти качества связаны с тем, что экранное полотно должно быть одновременно дешевым, прочным, без проблем сворачиваться и разворачиваться для транспортировки. Поэтому даже качеству простейшего белого матового экрана есть куда расти.

В контексте сказанного повторю, что покрашенная качественной матовой краской стена может оказаться даже лучшим экраном, чем бюджетный экран. И, безусловно, не следует рассчитывать на то, что каждый продавец поймет, о какой такой блескости или световом пятне может идти речь у экрана, на котором написано «матовый белый». Просто знайте, что матовый белый экран может стоить разных денег — значит и качество будет различным.

Экраны с большим усилением (gain)

Вообще, что происходит в случае с матовым экраном?

Контрастность — это отношение яркости белого к яркости черного (например 500:10 = 50:1) — в случае с нежелательной засветкой яркость белого и черного увеличится на одинаковую величину, а контрастность — уменьшится (например 510:20 = 25,5:1).

Если у экрана большой gain, то внешний свет, падающий сбоку, имеет тенденцию отражаться не равномерно, а по принципу «угол падения равен углу отражения». К примеру, свет пришел из бокового окна и ушел в стену с противоположной стороны, а не на зрителя — туда ему и дорога. Это приводит к увеличению контрастности изображения.

При просмотре сбоку яркость также снижается. Для определения оптимальной зоны просмотра используется параметр «half gain», или «угол половинного падения яркости». Он позволяет определить допустимое положение зрительских мест — считается, что падение яркости в 2 раза все еще допустимо.

Экраны повышенной контрастности

Как правило, это довольно дорогие полотна. Они многослойные — слои могут содержать различные микроструктуры, либо являться оптическими фильтрами. Сложность структуры полотна может привнести ограничения по его изгибанию и сворачиванию.

ALR экраны — это следующий шаг. Зная предположительное местоположение проектора и зрителя, можно отражать с большим усилением только свет, падающий с этого направления, а весь остальной свет необходимо любыми способами поглощать или отражать в сторону.

Получается, как бы, две цифры gain:

2. Когда проецируется белый, получается ярче, чем у матового экрана — стало быть, усиление 1,1 и более.

Да шучу я! Посидите ночью в лесу напротив зеркала — убедитесь, что ничего такого не существует.

Избирательно перенаправляя на пользователя только свет, падающий на экран под определенным углом, можно, к примеру, сделать высококонтрастные экраны для ультракороткофокусных проекторов — ведь более-менее известно, под каким углом свет падает снизу на экран — надо принять этот свет и перенаправлять перпендикулярно экрану — на зрителя, отсекая остальное.

Перфорированные экраны

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно