Как выбрать проектор для дома

Здравствуйте, уважаемые посетители блога «Проекторщик». Давно хотел написать о выборе проектора для домашнего кино, но весь материал, который хотелось бы осветить на страницах этого блога, и который относится к созданию домашнего кинотеатра всё никак не ложился «на бумагу». Но открыв как-то раз один очень известный и популярный журнал о компьютерной технике, и прочитав статью «тамошнего специалиста» понял, что терпеть больше не могу.

Содержание:

  • Предыстория
  • Отличие домашних проекторов от офисных
  • Возможности по установке домашних проекторов
  • Дизайн
  • Возможности подключения
  • Технологии
  • Яркость и контрастность
  • На что обратить внимание
  • На что «забить»
  • Дополнительные материалы

Многие из читателей любят ходить в кинотеатры с детства. Для тех, кто родился до 80х годов, кинотеатр, зачастую, был единственным средством погрузиться в иные миры, оказаться в другой стране и, наконец, увидеть своих любимых актеров. Кто из мальчишек того времени не мечтал стать космонавтом, мушкетером или рыцарем, насмотревшись фильмов в местном доме культуры? В 90е, большинство кинотеатров перестали выполнять свою прямую функцию и превратились в бары, развалы, дискотеки и т.д., а на замену им пришли видеосалоны с небольшими, по сегодняшним меркам, телевизорами, видеомагнитофонами и толкучкой небольших групп людей у этих телевизоров. Конечно эти видеосалоны никак нельзя сравнить с полноценными кинотеатрами, но именно они давали возможность многим людям увидеть шедевры (и не только) кино того времени.

Шли годы, всё большее распространение получал формат VHS, и всё больше людей могли себе позволить приобрести видео-плеер, видеомагнитофон или видеодвойку.

В страну хлынула волна видео от жесткой пиратки с непонятными качеством и гнусавым переводом до вполне нормальных полулицензионных кассет с достаточно высоким качеством изображения и звука.

На смену VHS пришел формат DVD, и примерно в это же время начали возрождаться наши кинотеатры.

То тут, то там можно было, наконец, увидеть яркие вывески премьер блокбастеров и комедий, и людей толпящихся в ожидании своей очереди, чтобы купить билет. Народ требовал зрелищ, кинотеатры снова начали их давать. Сегодня, современный, достаточно качественный кинотеатр есть в большинстве крупных и не очень городов нашей страны — лично я этому рад. Но теперь кинотеатр всё же потерял свою «волшебную» составляющую, когда дети и их родители приходили и полностью погружались в происходящее на экране. Рядом обязательно кто-то будет хрустеть поп-корном (кто вообще придумал продавать его в кинотеатрах?!), открывать бутылки с лимонадом или звенеть бутылками из под пива. Естественно, всё это ну никак не способствует полному вовлечению в процесс просмотра.

С удешевлением технологий и развитием производства больших плоских панелей, люди бросились покупать всё бОльшие и бОльшие по размеру диагонали телевизоры: 32 дюйма, 37, 40, 42… Сейчас, в принципе уже мало кого удивишь телевизором с экраном более метра в ширину.

Многие считают, что имея такой телевизор можно окунуться в ту атмосферу кино, знакомую каждому с давних лет… Нет, друзья мои! Нет, нет и еще раз нет! Не даст телевизор, пусть он будет хоть 100 дюймов по диагонали, такого приятного и умиротворяющего эффекта просмотра кино как проектор. А сколько он будет стоить… Только проектор способен создать атмосферу домашнего КИНОТЕАТРА!

Что же такое этот домашний кинотеатр? Естественно — это большой экран, объемный окружающий звук, удобное место просмотра, позволяющее забыть насущные проблемы и погрузиться в мир происходящего на экране. Возможно, чуть позже мы вернемся к обсуждению звука и обстановки домашнего кинотеатра (ДК), но сейчас речь не о них. Итак, проектор для ДК.

Многие люди, которые уже решились на покупку проектора для использования у себя дома не понимают, почему нельзя купить самый дешевый из них, а более дешевыми обычно являются офисные модели, и использовать в системе ДК. В этой статье я постараюсь как можно более подробно объяснить разницу между домашними и офисными проекторами и почему для дома нужна именно специализированная модель.

В одном из предыдущих постов я описывал проекторы для мобильных презентаций, эти проекторы относятся к офисным, т.к созданы для бизнес-целей. Они легки, имеют либо «устаревающее» разрешение XGA и SVGA, либо более современное WXGA. Все эти три формата являются стандартами для компьютерных мониторов и ноутбучных экранов разных времен (стоит конечно отметить, что сейчас в мониторах и ноутбуках используются матрицы с более разнообразными разрешениями, но всё же именно эти три можно считать стандартами). Именно для вывода картинки, аналогичной той, что пользователь видит на мониторе и созданы эти проекторы.

Домашние же проекторы имеют разрешения 854×480, 960×540, 1280×720, 1920×1080, ну, и, наконец 3840×2160/4096×2160 или как их еще принято обозначать SD (480р, 540р) (для первых двух вариантов), HD Ready (720р), FullHD (1080р) и 4K (QHD, UHD) соответственно. Откуда взялись эти 5 видов разрешений? От стандартов видео. Первый — по вертикали, соответствуют разрешению DVD-Video в NTSC-формате (распространен в США и Японии, отсюда и ноги растут), а по горизонтали «расширен» до соотношения сторон 16:9 (зачем, расскажу чуть позже). Третий и четвертый — это относительно новые форматы видео сигнала, в общем называемые HD (или HDTV), второй — это четверть от FullHD (половина по вертикали и половина по горизонтали), созданный как дешевое средство для оптимального вписывания картинки высокой четкости. Последний — это новейший стандарт ультра-высокого разрешения, который соответствует 4м изображениям FullHD (два по вертикали и два по горизонтали, опять же для совместимости и вписывания изображений. 4096×2160 — чуть шире, чем 4xFullHD), который на рынке проекторов для дома представлен лишь одной моделью проектора.

«Ну и в чем проблема?», — скажет внимательный читатель — «Почему нельзя вместо проектора 480р или 540р взять SVGA, ведь его вертикальное разрешение их покрывает, а горизонтальное всё равно растянуто, тоже самое касается WXGA-проекторов, которые в большинстве случаев и при сопоставимых характеристиках дешевле своих 720р-аналогов. А теперь давайте взглянем на рынок кино для дома. Если до недавнего времени DVD был абсолютным и полноправным властителем домашних видеотек, то в последнее время (естественно не без активного участия производителей техники и фильмов) продается всё больше фильмов на дисках Blu-Ray, а их цена приближается к адекватной планке с точки зрения рядового пользователя. Я уже не говорю о широкополосном доступе в интернет и торрентах, где можно скачать практически любой фильм в отличном качестве и лучшим оно будет в файлах с соотношением сторон 16:9, 2,35:1 и 2,40:1 (я не призываю к и не поддерживаю пиратство, но нельзя не признать реальность «Интернет-Мира» — что доступно одному, может стать доступно каждому, когда речь идет о цифровых данных). Теперь давайте впишем кадр с соотношением сторон 16:9 в матрицу проектора с разрешением 800×600 и получим формулу: 16/9=800/х откуда х=800*9/16=450. Таким образом разрешение нашего изображения получается 800×450, при этом мы теряем 1620 пикселей изображения в сравнении с 480р-проектором. Аналогичные рассчеты можно проделать для XGA и проекторов с разрешением 720р. В итоге, при просмотре современных фильмов на бизнес-проекторе мы теряем в четкости и детализации картинки, но это лишь верхушка айсберга.

Бизнес-проекторы, хоть и называются мультимедийными, всё же «заточены» под демонстрацию презентаций, графиков и т.д., т.е. изначально не предназначены для отображения видео. Специализированные же домашние проекторы создаются именно для воспроизведения нестатичного контента, такого как фильмы и игры, в связи с чем, в них присутствуют дополнительные «улучшайзеры» изображения. В современных домашних проекторах разных производителей можно насчитать пару десятков различных технологий, призванных сделать изображение более приятным для глаза. Это и 1080р/24 — функция воспроизведения изображения с исходной для «пленки» частотой кадров, и «вставка кадров» — «уплавлялка» движения камеры на панорамах, и динамические диафрагмы для «увеличения контрастности», и многие другие.

Домашние проекторы лучше настроены для воспроизведения точных и качественных цветов и имеют больше настроек как для цветов так и для видеосигнала в целом… Соответственно отличие проектора для дома и для бизнеса не только и не столько в лампах и разрешениях, сколько в возможности отображать приятные глазу и качественные видео-изображения и видеоигры.

Следующее отличие — уровень шума. Далеко не все обращают свое внимание на этот параметр, пока не столкнуться с ситуацией, когда в полной тишине в самый напряженный момент фильма не услышат рёв турбины у себя над головой. Я конечно утрирую, и бизнесовые модели становятся всё тише, особенно если их перевести в экономичный режим работы лампы, когда помимо всего прочего увеличивается срок службы этой самой лампы и снижается уровень шума, но всё же, в подавляющем большинстве случаев самый тихий офисный проектор будет громче самого громкого домашнего.

К сожалению или к счастью, мы живём в самой лучшей стране на свете, где частный сектор недвижимости развит, мягко говоря не наилучшим образом, и у большинства просто нет возможности выделить под домашний кинотеатр не то что отдельного помещения, но хотя бы части комнаты, а смотреть кино с удовольствием, на большом экране и не вставая с дивана хочется многим. Когда речь идет об установке мы опять приходим к выводу, что специализированный проектор больше подходит для домашнего кинозала, чем его «рабочий» аналог. Причем речь в данном случае идет не только о небольших комнатах и гостиных, но и о выделенных залах.

Всё дело в том, что домашние проекторы имеют более широкий диапазон зума, т.е. способны показывать изображение заданного размера с большего диапазона расстояний от экрана (если по-русски, то, например, домашний проектор «выдаст» 100 дюймовую картинку с расстояния 3,5-7 м от экрана, а офисный с 4-4,8. Оба показателя приведены лишь в качестве примера, но они отражают очень распространенную ситуацию). Т.е. висящая под потолком люстра, например, может помешать офисной модели, но не помешает домашней. Кинотеатральные проекторы обычно «короткофокуснее» офисных аналогов, а это значит, что большое изображение можно получить в меньшем помещении. У многих домашних проекторов есть т.н. Сдвиг линз (Lens shift). О нем чуть подробнее.

Любой кто хоть раз имел дело с проектором знает, что во-первых, у большинства проекторов объектив находится не по центру корпуса (особенность оптической системы проекторов), во-вторых центр изображения находится ни на одной оси с объективом, ни на центральной оси проектора. Это означает, что вписать изображение точно в экран просто установив проектор напротив центра этого экрана не получится. Его придется долго и аккуратно передвигать в горизонтальной и вертикальной плоскостях. А представьте ситуацию, когда проектор подвешивается под потолком и двигать его надо в воздухе, а весить он может от 3 кг и более… А еще представьте что проектор вы купили, осилили его установку на потолке, но в конце концов оказывается, что проецируемому изображению мешает люстра, отбрасывая тень на экран. В конце концов, типовая квартира предоставляет множество возможных вариантов испортить вам жизнь при установке «фонарика».

Как уже говорилось в одном из предыдущих постов, в случае установки офисного проектора не по центру экрана поможет цифровая коррекция трапеции, но она ухудшает качество изображения т.к. при ее использовании проектор не задействует часть пикселей матрицы, а следовательно снижается исходное разрешение и приходится пересчитывать картинку, перекидывая точки изображения, которые должны были попасть на незадействованные пиксели в другие ячейки матрицы (Не понимаете о чём речь? Читайте статьи про проекционные технологии).

Естественно, для презентаций и уроков такая ситуация простительна ибо не очень сильно заметна, но ни один нормальный человек не пожелает иметь у себя в кинотеатре такого рода компромисс. В дорогих инсталляционных и многих кинотеатральных проекторах можно встретить решение проблемы в виде сдвига линз. Эта функция позволяет сдвигать изображение не двигая само устройство.

В объективах проекторов со сдвигом установлено достаточно большое количество линз. При движении колесиков или рычажков (в случае ручного сдвига) либо при нажатии на соответствующие кнопки (в случае моторизованного сдвига) пользователь двигает объектив, при этом изображение двигается вместе с ним, не меняя своей геометрии, а значит не требуя задействования коррекции трапеции.

Сразу хочу заметить, что в силу особенностей технологий и стоимости производства, вертикальный и горизонтальный сдвиг линз присутствует лишь в LCD-проекторах стоимостью от 2000$ и LCOS-проекторах стоимостью от 5000$. В случае с DLP-устройствами вертикальный сдвиг появляется начиная тысяч с 6 долларов (правда уже есть пара моделей ниже этой планки), а горизонтальный и того дороже. Поэтому, если Ваш выбор недорогое устройство, старайтесь устанавливать его в соответствии с особенностями его оптики, перпендикулярно к экрану как по горизонтали так и по вертикали, и заблаговременно задумайтесь о размещении люстры (если таковая предполагается в помещении).

Тут как говорится на вкус и цвет, но всё же, домашние проекторы обычно более стильные, симпатичные что ли, имеют обтекаемые формы и лучше впишутся в интерьер квартиры или дома. Офисные же модели, в большинстве случаев, похожи друг на друга как братья, и представляют из себя прямоугольный параллелепипед, что может понравится не всякому. Даже те компании, которые оеэмят свои продукты (вешают свой логотип на товары произведенные и разработанные не ими и продают от своего имени.

Соответственно, заказывая создание устройств у одного и того же вендора, несколько «производителей» могут иметь в линейках проекторов-близнецов, отличающихся лишь мелкими деталями дизайна) домашние модели «облачают в уникальные одежки». Конечно же речь идет об устройствах специально созданных для кино и имеющих, описанные выше преимущества, а не о переименованных бизнес — моделях.

Большинство проекторов не имеют встроенных источников сигнала как то DVD- или USB-плеер (хотя есть и такие), соответственно на него (проектор) этот самый сигнал должен кто-то подавать. Источниками могут быть: DVD- и Blu-Ray — плееры, компьютеры, ноут- и нетбуки, планшеты, фото- и видеокамеры, игровые приставки и даже телефоны, имеющие выход на внешние устройства; короче любые устройства, которые можно подключать к телевизорам и мониторам. Понятно, что для их подключения необходимы соответствующие входы, и эти входы есть как на домашних так и на офисных проекторах, но… Входы бывают разные, аналоговые и цифровые. К первым относятся композитный, S-Video, VGA, компонентный и BNC (последний в домашних проекторах встретишь с трудом). Ко вторым — DVI, HDMI и DispalyPort (не популярен на проекторах).

Большинство из них можно встретить как на бизнес-моделях, так и на домашних, но в домашних, в последнее время все чаще можно встретить 2 и более HDMI-портов (в офисных обычно один), а если учесть, что это самый качественный из доступных на сегодня типов соединения бытовой аппаратуры и большинство современных источников имеют этот разъем, можно понять, что в случае подключения к проектору, например, игровой приставки и плеера пользователю домашнего проектора будет проще, т.к. ему не понадобится дополнительное устройство, называемое свитчером (переключателем), которое понадобится владельцу офисного устройства для одновременного подключения двух источников сигнала и переключения между ними.

Кроме того, в случае необходимости подключения к проектору устаревшей техники не имеющей HDMI, но имеющей компонентный выход (наравне с VGA, наилучший по качеству аналоговый интерфейс в бытовой электронике) пользователю бизнес-проектора почти в 100% случаев придется искать переходник с компонентного на VGA-разъем, с домашним проектором таких проблем, практически наверняка, не возникнет.

Прочитать о технологиях, на основе которых строят проекторы можно в соответствующем разделе моего сайта. До недавнего времени считалось, что для домашнего кинотеатра подходят только DLP и LCOS (DILA, SXRD) — проекторы. А 3LCD не вписываются из-за невысокой контрастности и плохого уровня черного, которые важны для отображения темных сцен и «объемности» картинки . Сегодня всё изменилось, и выбирать можно из всего ассортимента проекторов для дома. LCD и DLP-проекторы фактически сравнялись по уровню черного и контрастности поэтому их шансы на попадание в Ваш кинотеатр сопоставимы. LCOS (DILA, SXRD) всё еще может похвастаться выдающейся реальной контрастностью, но все проекторы, построенные на этой технологии относятся исключительно к категории 100 000+ рублей и они менее универсальны по сравнению с 3LCD и DLP-устройствами, из-за меньшей, в большинстве случаев, яркости. Хотя, если ваша цель создать великолепный домашний кинотеатр, который будет хорошо подготовлен (в плане затемнения), а в игры вы играть не планируете, то универсальность и не нужна.

И напоследок, хочу высказать свою в чем-то спорную позицию по поводу яркости и контрастности домашних и офисных проекторов.

самых доступных бизнес проекторов на сегодняшний день — примерно 2000—2600 Лм. В экономичном режиме работы лампы, при оптимальных (наилучших из возможных) настройках цветопередачи, эта цифра будет составлять вероятно 1000—1800 Лм (в зависимости от модели). Так вот на мой личный взгляд даже 1000 Лм много для большинства ДК (подобная яркость в темном помещении оправдана только в случае, если ваш экран будет более 130 дюймов по диагонали), при таком световом потоке изображение уже будет напрягать своей излишней яркостью. Прошу заметить: речь о ДК с хорошей подготовкой помещения. Домашние проекторы в наилучших режимах имеют меньшую яркость, чем офисные.

Что же касается контрастности, то, на сегодняшний день, этот пункт спецификации практически не несет никакой смысловой нагрузки, и лишь способствует запутыванию покупателя. В спецификациях указывают цифры от 1 000:1 до 1 000 000:1 (больше вроде бы еще никто не «нарисовал»), но это абсолютно не означает, что изображение второго проектора будет в тысячу раз контрастнее (а значит гораздо более объемным и детальным). Более того, в зависимости от того как производитель намерял эти цифры, они могут вообще ничего не значить. Поэтому, выбирая проектор, я бы не обращал на контрастность (в спецификации) абсолютно никакого внимания.

Наконец, лучшим способом оценки изображения проектора для дома, является как абсолютный минимум — просмотр его у продавца в условиях приближенных к вашим, сравнение нескольких моделей в одних и тех же условиях с одного источника, а в идеале — тест проектора дома.

Еще один момент, который всё больше волнует современного потребителя — 3D в проекторах для домашнего кинотеатра. Как уже не раз говорилось, я — не любитель того, что сейчас называют 3D. Однако, эту технологию, возможные варианты её реализации в проекторах и всё, что с этим связано я обязательно опишу… Но в одной из следующих статей.

при выборе проектора для домашнего кинотеатра:

— проектор для домашнего кинотеатра должен быть специально для этого создан. Т.е. ни офисные проекторы, ни «переделанные из офисных» (если указано, например, колесо RGBW, в случае одноматричных DLP-устройств) для этих целей не подходят. Как говорится: «Скупой платит дважды»;

— проектор для домашнего кинотеатра должен быть максимально тихим — тогда в особенно тихих сценах Вас ничто не будет отвлекать;

— проектор для домашнего кинотеатра должен иметь максимально возможный зум и, в идеале, сдвиг линз — иначе самостоятельная установка, особенно под потолком, может превратиться в маленький кошмар;

— чем больше в проекторе всевозможных входов — тем лучше. Хотя, сегодня может хватить и нескольких HDMI;

— если Вы планируете купить LED (светодиодный) проектор, смотрите чтобы его яркость была хотя бы 500 Лм. Тогда Вы сможете покрыть экран размером дюймов 100. В ТЕМНОТЕ. Но говорить о супер-пупер цветопередаче тут не придётся;

— блог «Проекторщик» — не истина в последней инстанции, но плохого я не посоветую

— на контрастность с цифрами 300 000:1, 400 000:1, … 1 000 000:1. Это маркетинг, и цифры, которые ни о чем не говорят;

— на мощность лампы. Есть мнение, что чем мощнее лампа, тем ярче проектор. Это не закономерность!

— на технологию. Сегодня для домашнего кинотеатра можно смело выбирать любую из доступных технологий — 3LCD, DLP, LCOS (DILA, SXRD), главное чтобы проектор был именно домашним;

— на видео с youtube. Камера не способна отразить то, что реально видит глаз на экране;

— если ваш экран не имеет диагонали более 130 дюймов — можно не обращать внимания на яркость. Любой ламповый «брендовый» (китайцев отметаем) проектор в темноте покроет этот размер. Кто-то скажет: «А если я буду играть при свете»? Я отвечу: «Мы же про домашний кинотеатр речь ведем».

Ищите возможность посмотреть желаемый проектор в жизни! Например в моем разделе «Демозалы»

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно