Как выбрать студийные мониторы для домашней студии

Студийные мониторы — это идеальные колонки или, другими словами, акустические системы, небольшой мощности. Используемые в профессиональной звукозаписи для контроля баланса инструментов, качества исполнения (во время записи) и качества звука.
Мониторы созданы, чтобы максимально чисто отображать звучание записанного материала. Стоит добавить, что студийные мониторы не выбирают по красоте звучания — прежде всего, мониторы должны выявлять максимальное количество дефектов записи.
Студийные аудиомониторы также можно назвать идеальной акустической системой, так как для контроля звука ничего более качественного пока не изобретено. Учитывая идеально четкое и ровное звучание студийных мониторов, их можно применять для написания и прослушивания любых типов и жанров музыки, то есть они универсальны.
Особенности студийных мониторов
Студийные мониторы по своей конструкции делятся на два вида: пассивные и активные. Активные мониторы отличаются от пассивных наличием встроенного усилителя. Поэтому если вы решили покупать пассивные мониторы не забудьте заранее подумать о подходящем качественном усилителе.
Есть множество сторонников и того, и другого вида мониторов. Нельзя утверждать точно, что лучше. С одной стороны в конструкции пассивных мониторов нет ничего лишнего, а с другой стороны активные мониторы идут в комплекте с усилителем от одного производителя и соответственно с параметрами максимально подходящими для данной акустики.
Также нужно отметить, что студийные мониторы бывают ближнего, среднего и дальнего действия. Различить эти мониторы можно по размеру динамиков.
Для работы в домашней студии, с учётом квадратуры помещения, эксперты магазина «Ученик» рекомендуют использовать студийные мониторы ближнего действия (диаметр динамиков до 8 дюймов).
Для того, чтобы ощутить возможности такого оборудования будет не лишним позаботиться о хорошей звукоизоляции помещения. Только так вы сможете оценить потенциал студийных мониторов.
Достоинства активных мониторов:
- широкие возможности использования;
- широкие возможности соединения (обеспечиваются наличием цифровых и аналоговых входов);
- наличие собственного усилителя;
- способность тонко подстраиваться под акустические особенности конкретного помещения;
- тщательно проверенная схемотехника, позволяющая работать, не перегорая, динамикам и усилителям.
- наличие множества проводов (минимум два);
- сложный ремонт;
- отсутствие у звукорежиссера возможности управлять громкостью на рабочем месте.
- легко инсталлируется;
- имеет только один провод (сигнальный);
- отсутствие лишней «начинки»;
- легкость ремонта и диагностики;
- более тщательно продумано акустическое пространство;
- звукорежиссер имеет возможность аппаратно управлять громкостью монитора на рабочем месте.
- необходим отдельный усилительный тракт;
- наличие только аналоговых входов (акустического или линейного);
- неподвижность установки.
Три вида студийных мониторов
Как правило, профессиональные студии имеют не одну, а три мониторные линии: дальнего, среднего и ближнего поля. От расположения монитора зависит его назначение.
Монитор ближнего поля (или полочный) представляет собой наиболее часто встречающуюся разновидность. Чаще всего их помещают на стойках или на столе звукорежиссера. Они сводят треки и монтируют рабочую фонограмму, так как прилично передают звучание средних и верхних частот.

Монитор среднего поля создают акустические эффекты, которые плохо слышно вблизи, а также позволяют прослушивать низкие частоты, которые почти отсутствуют у ближних мониторов. Отдельные мониторы можно использовать и для переноса фонограмм на носитель.

Монитор дальнего поля позволяет прослушивать сведенную композицию и весь альбом целиком, на любой громкости и любых частотах. Такие мониторы применяют, как правило, на больших студиях и при переносе записей на носитель для последующего размножения.

В условиях домашней студии чаще всего применяют комбинацию из ближнего монитора и низкочастотного динамика. Студийные мониторы требуют для установки специальных демпфирующих стоек (для гашения или предотвращения колебаний), которые предотвращают ненужные отзвуки и колебания в процессе прослушивания записи.
Полезные советы для выбора мониторов
- Отберите музыкальные композиции, которые досконально вам известны. Лучше, если они будут того же стиля и жанра, в которых вы будете работать. Они также должны быть максимально возможного качества. Перенесите эти записи на CD-диск или флешку и возьмите его с собой, когда отправитесь в магазин за монитором. Возьмите также пару дисков для тестирования, которые позволят обнаружить особенности звучания, которые не слышны обычному уху.
- Определитесь заранее, куда вы будете ставить мониторы. Вооружитесь рулеткой, листом бумаги и карандашом. Начертите схематический план помещения, отметьте места расположения мониторов, измерьте расстояния:- между мониторами;- между каждым монитором и стеной, расположенной позади;- между каждым монитором и оператором-слушателем.Если вы планируете ставить мониторы вплотную к стене, то вам нужны системы с передним расположением фазоинвертора. Если же между монитором и стеной можно будет организовать расстояние в 30-40 см, то лучшим вариантом будут системы с задним расположением фазоинвертора, так как в этом случае можно будет рассчитывать на максимально качественную проработку басов.
- Войдя в торговый зал, сначала выберите мониторы, подходящие по типу (напольные, настольные, ближнего или среднего поля), по мощности, по расположению фазоинвертора, по наличию необходимых интерфейсных разъемов или регуляторов, ну и, конечно же, по дизайну. Не лишним будет оценить вес — хорошие мониторы достаточно тяжелы. Вес монитора говорит о качестве материалов, использованных в акустическом оформлении. К тому же тяжелый монитор не так резонирует и под действием басовых нот не смещается со своего места. Если площадка, на которой будет установлена такая акустика, будет хоть чуточку неровной, то легкий монитор под действием вибрации будет двигаться и даже падать.
- Выбирайте монитор, изучая его характеристики, дизайн, функции; не беспокойтесь особо по поводу выходной мощности: скорее всего, вам не потребуется максимальная громкость, может быть, уже при 30–50 Вт будут слышны те звуковые оттенки, которые с трудом можно услышать на домашней акустике. Наилучшая мощность для ближних мониторов должна составлять 100 Вт.
- Если, слушая музыку на мониторах в магазине, вы почувствуете новые оттенки, возможно, это ваша будущая покупка. Если ничего интересного не услышали, вероятно, вы нуждаетесь в более чувствительном мониторе.
Правильное расположение мониторов
Кроме того, вам нужно будет решить как вы собираетесь ставить свои мониторы. Есть несколько вариантов. Вы можете расположить их на столе, но тогда советуем вам прикупить специальные подкладки. Или же вы можете купить стойки, на которых будут стоять мониторы.
Мониторы должны находиться на одном уровне с ушами и образовывать со слушателем равнобедренный треугольник. Если у вас не получается сделать такой треугольник в силу дефицита помещения — ничего страшного. Главное, чтобы динамики мониторов были направлены на вас (на ваши уши).

Установка студийных мониторов
Примеры студийныйх мониторов
Ознакомиться с ассортиментом студийных мониторов вы можете в интернет-магазине «Ученик».