Какие формы слов выберешь для проверки

Транскрипт

1

Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина Рабочая тетрадь 2 к учебнику Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой «Русский язык» 4класс Издательство «Астрель»

3 УДК 373: ББК 81.2Рус-922 Ж52 Все права защищены. Воспроизведение в целом или какой-либо части без разрешения правообладателя преследуется по закону Комплект учебников для начальной школы «Планета знаний» издаётся под общей редакцией И. А. Петровой Условные обозначения Основная часть Вариативная часть Творческие задания Интеллектуальный марафон Работа в па ре Поиск информации Вниманию учителя! Цель проведения упражнений по чистописанию способствовать совершенствованию техники письма учащихся в условиях перехода на скоропись (ускоренное письмо с соблюдением требований каллиграфии). В занятия целесообразно включать упражнения, направлен ные на: 1) отработку рациональных соединений, способ ствующих свободе движения руки при нарастании скорости письма (см. с. 3, 7, 13); 2) предупреждение процесса уподобления букв и буквосочетаний друг другу, появляющегося при ускорении письма (см. с. 21, 26, 34, 38); 3) комплексную проверку состояния техники письма посредством записи текстов как с образца, так и без него с подключением хронометрирования (см. с. 3, 45). Желтовская Л. Я., Калинина О. Б., 2013 Разработка структуры пособия и типовых заданий под руководством Петровой И. А., 2013 ООО «Издательство Астрель», 2013

4 ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ФОРМЫ И ПРАВОПИСАНИЕ 1. Почему возможна рифма между парами строк? Определи звуковой состав конца каждой строки. Укажи известные тебе части речи. [… ] Мороз, мороз [… ] Через дуб перерос. [… ] Через дуб перерос, [… ] Бабу снежную привёз. 3

6 4. Впиши местоимения, подходящие по смыслу. Укажи в скобках их формы числа и лица. Подчеркни в предложениях однородные члены. 1) ( ) подъезжаем к живописным местам. 2) ( ) участвуют в борьбе с вредителями леса. 3) Как только ( ) приходил домой, скворец летел ко мне. ( ) расстёгивал пуговицы на моей рубашке и трепал меня за ухо. 4) ( ) идёте по лугу и спугиваете сотни кузнечиков и жучков. 5) Посмотри вокруг, и ( ) увидишь, сколько дел ждут твоих рук. 6) ( ) позвонила по телефону и сообщила о своём приезде. 5. Можно ли изменить по форме числа данные имена существительные? Соедини линией слово и соответствующую ему по форме числа табличку. смелость листва молоко ворота каникулы ед. ч. мн. ч. прятки серебро ножницы брюки воля 5

8 Вместе обозначают вид упаковки для чего-нибудь. 3) Какие слова состоят из одних местоимений? 8. Вставь родовые окончания имён прилагательных. Ажурн… тюль, мужск… кашне, болезнен… мозоль, подмосковн… Иваново (город), небольш… Капри (остров), горяч… кофе, скоростн… метро, ароматн… какао, ужасн… копуша, интересн… кино. Какие имена существительные не изменяются? Подчеркни их. 7

10 3. Узнай названия падежей по их «приметам». Впиши в «окошки» их сокращённые названия. Указываю на вину действия. Кого позвать? Во что играть? Не прочь с предлогами дружить, Но и без них могу прожить. Творите! Чем? Творите! С кем? Предлогам «перед», «под» и «над» В любой момент я тоже рад. (Т. Рик) Составь и запиши словосочетания с существительными в указанных падежах. Произведи их разбор. 4. Надпиши формы глаголов, в которых употребишь букву Ь? Мышка, мышка, что не спиш…? Что соломою шуршиш…? Я боюсь уснут…, сестрица, Кот усатый мне приснит…ся! Укажи, в каких падежах использованы склоня емые части речи. 9

12 3) Мы гордимся М. В. Ломоносовым пер — в… русск… гениальн… учёным. 4) На далё — к… севере все люди мечтают о тёпл…, сияющ… солнце. 5) На узор н… листьях папоротника сверкает серебрян… парчою иней утренн… заморозка. 6) Добр… человека добр… словом вспоминают. 8. Соедини стрелками каждое личное местоимение (в И. п.) с его другими падежными формами. меня тебя нас ему ими я ты он мы они его их тебе мной нами 9. Запиши личные местоимения в формах тех падежей, которых требуют глаголы. Укажи эти падежи. Подчеркни известные тебе орфограммы. У (мы) в саду стоит беседка. В (она) есть широкий дощатый стол. На (он) хорошо играть в шахматы и шашки. Со (я) 11

14 1. Вспомни полный текст гимна нашей страны. Россия священная наша держава, Россия любимая наша стр… на. М… гучая воля, в… ликая слава Твоё д… стоянье на все вр… мена! Припев: Слав… ся, Отечество наше св… бодное, Бра… ских н… родов сою… в… ковой, Пре… ками данная мудрость н… родная! Слав… ся, страна! Мы г… рдимся тобой!.. (С. Михалков) 13

16 3. Дополни таблицу падежных окончаний имён существительных. 1 скл. ж. р. и м. р. 2 скл. м. р. и 3 скл. И. п. -а, -я… -о, -е… Р. п. -…, а, -я -и Д. п. -е -…, В. п. -…, , -я -…, Т. п. -…, , -…, П. п Допиши по образцу. Подчеркни в корнях слов проверяемые буквы безударных гласных. Стояли вокруг (чего?) полянки (1 скл., в Р. п.), выбежала из (?) норк… ( скл., в. п.), песня у (?) соловушк… ( скл., в. п.), обсудить после (?) спектакл… ( скл., в. п.), выслушал (?) командир… ( скл., в. п.), выгля ну ло из-за (?) облак… ( скл., в. п.), идти мимо (?) пустош… ( скл., в. п.), зависит от (?) скорост… ( скл., в. п.), лазейка для (?) мыш… ( скл., в. п.). 15

18 7. Что о склонении и падеже имён существительных могут «рассказать» данные окончания? Впиши эту информацию в «окошки». Скл. -ой, -ей -ом, -ем Падеж Запиши имена существительные в нужном падеже, выдели окончания. (пшеница), про- (рассвет), (морозец), (крапива), (овраг), мыть с (шампунь). Поле с снуться перед мороз за спрятан под летал над 8. Запиши в скобках имена существительные в начальной форме. Укажи склонение и формы падежей этих имён существительных в предложении. Допиши окончания. 1) Птица рада весне, а младенец матер… ( ). 2) Красна речь слушань… м ( ), а беседа смирень… м ( ). 3) Друг познаётся не только в беде, но и в радост… ( ). 4) Мир освещается солн- 17

20 ( ); поздравить с наград… ( ), с орден… ( ); песни о доблест… ( ), о мужеств… ( ). 11. Определи падежные окончания имён существительных в единственном числе, пользуясь удобным для тебя способом. Запиши их. Заморосил к ноч…, к ночк… ; шествовали по площад…, по площадк… ; ударил по кост…, по косточк… ; идти по суш…, съели по сушк… ; сидит в клет…, в клетк… ; храню в бутыл…, в бутылк… ; маршировали на площад…, на площадк… ; привязал к трост…, к тросточк… ; сполз по нит…, по нитк Озаглавь текст. Вставь недостающие падежные окончания имён существительных, пользуясь одним из способов проверки. Какой может быть концовка этого текста? Допиши её. У решётк… ( ) парка сидела кошка. Рядом на деревц… ( ) щебетала синичка. Взгляд кошк… ( ) 19

22 14. Допиши в каждое предложение подходящее по смыслу имя существительное в нужном падеже. Вставь недостающие буквы. электростанция профессия путешествие В нашей местност нет. В этом училищ ребят учат токаря. Я расскажу вам о по Волг. 21

24 (полотенца), чехлы для (кресла), много (дела), выбор (места), удаление (пятна), умножение (числа), осушение (болота), доносилось из (окна), ступеньки (лестницы). 3. Запиши имена существительные в форме родительного падежа множественного числа. Выдели окончания слов, при написании которых нужно решать сразу две орфографические задачи. 1) Грибы, лыжники, подоконники, отряды, овраги, помидоры, сантиметры, граммы. 2) Берёзы, лыжи, вьюги, чащи, варежки, жилища, плечи, канавы, газеты. 23

26 5. Найди ошибки в таблице. Исправь их. Допиши свои примеры. Имена существительные в форме Р. п. мн. ч. -ев, -ов -ей листьев птицей чашек километров победителей простынь петербуржцев друзей тетрадей яблоков медалей дел 6. Впиши буквы в окончания имён существительных, используя удобный для тебя способ проверки. Укажи падежные формы склоняемых частей речи. Составь и запиши предложение с именем числительным. 1) Вихрь ударил по деревь… м, по крыш… м домов. Он врывался в трубы и выл там звер… м. 2) Юннат… м четвёртых класс… в интересно наблюдать за птиц… ми. О птичьих повадк… х они узнают не только из книг, но и из рассказ… в известных учёных-натуралист… в. 3) К кормушк… прибегает полакомиться семечк… ми белка. 25

28 1. Вставь буквы в окончания имён прилагательных, ориентируясь на вопрос. Как будешь выбирать буквы в окончаниях имён существительных? Укажи падеж. По долине (какой?) широкой, в местнос — т… (?) соседн… й, к рощ… (?) берёзов… й, за чащ… й (?) дре муч… й, из зелен… (?) свеж… й, с алле… (?) главн… й, под крыш… й (?) дощат… й, о певиц… (?) известн… й. Д. п. Д. п. 2. Напиши и выдели окончания имён прилагательных. Укажи род и падеж склоняемых частей речи. Какого? Из соседн села, от южн солнца, с ранн утра, до поздн вечера, вокруг красив цветника, около ближайш селения, для полезн дела, у северн оленя, из Ладожск озера, с дальн поля, для нов рекорда. 27

30 Она окутана искрящейся снежн й манти й и кажется сказочн й королев й. Мы идём по привычн му для нас маршруту, известн му нам с прошл года. 5. Вставьте буквы гласных в окончания имён прилагательных. Что общего и различного вы заметили? В каких словосочетаниях формы частей речи соответствуют информации в табличках? Укажите стрелками. Д. п., мн. ч. Т. п., ед. ч. П. п., ед. ч. в колюч… м кустарнике узк… м поясом узорн… м платком на лёгк… м облаке к колюч… м кустам по узк… м тропкам об узорн… м платке лёгк… м облакам 6. Укажи падеж, в форме которого нужно употребить личные местоимения. Запиши их. я ты он она мы вы они 1) Спросить (у кого?) п.,,,,, 29

32 ей ( ) не ску… но в одиночестве. Она же хр… нительница времен…! 8. Отгадайте имя прилагательное по его антониму. Запишите это прилагательное в том же падеже и выделите окончание. 1) Мягк… му голосу, мягк… го наказания, мягк… м карандашом, о мягк… х волосах, с мягк… й булкой. 2) Свеж… го хлеба, свеж… м рубашкам, свеж… ми газетами, о свеж… й новости. 9. Впиши в текст личные местоимения, которые подходят по смыслу. Укажи, в форме каких падежей употреблены склоняемые части речи. Любишь ли читать? очень люблю, забравшись в кресло, погрузиться в увлекательный для мир книг. Вот Руслан скачет на поиски Людмилы. готов погибнуть, чтобы спасти. не страшны опасности. 31

34 Подчеркни буквы безударных гласных в корнях склоняемых частей речи. 11. «Построй лесенку» из слов. Допиши в квадратики такие буквы, чтобы получились нужные имена сущест вительные. 1)… и обязанности граждан. 2) уличного движения. 3) Глава государства. 4) Главный орган государственной власти страны. п п п п р р р р Образуй от этих имён существительных имена прилагательные и запиши их. Подчеркни орфограммы. Составь и запиши предложение с одним из имён прилагательных. 33

36 в корне слова Орфограммы в окончании слова в корне и окончании слова 3. Укажи, в каких падежах употреблены склоняемые части речи. Обозначь спряжение глаголов. Подчеркни орфограммы, при проверке которых можно использовать общий способ безударный звук проверяю ударным. К нашей лодк… плывёт льдина. Вдруг нед… леко от лодк… возника… т водоворот. Круги б… гут во все стор… ны. Отчего возник водоворот? И вот из моря п… казы ва… тся ч… ловеческ… я г… лова. Струйки воды стека… т с синеват… го лба. З… лотые капли бл… стят на усах. Кто это? 35

38 ящие друзья по… вились ( ) п… зднее ( ). Если бы не было друзей друзейлюдей и друзей-книг, я никогда не смо… ( ) бы стать писател… м ( ). Укажи знакомые тебе служебные части речи. 5. В таблице напишите основание для деления слов на группы и названия этих групп. Основание для деления: Название группы: Название группы: Название группы: от свиста, для золотых (рук), мимо лесов, у синего (моря) студёным (ручьям), по крышам, молодо му (дубку), к земле на книжной (полке), в снегах, на ели, о золотом (сердце) Посоревнуйтесь, у кого больше вариантов деления этих же слов на группы по другим основаниям (задание можно выполнить на листочках). 37

40 Произведите разбор слов по частям речи. раннее всходит 2. В каких предложениях ты можешь определить главные члены предложения? Подчеркни их и укажи, какими частями речи они выражены. Вставь недостающие буквы. Музей к… смона… тик… необычен и интересен. Здесь можно увидеть с… бачьи домики. В них л… тали ч… твероног… е к… смо на… ты. А вот к… рабль «В… сток». Он унёс перв… го ч… ловека в космос. В музе… висят п… ртреты учёных, инж… неров, р… бочих, создавших к… смическ… е к… рабли. И, коне… но, п… ртреты всех к… с — мона… тов. В этом музе… мы уз на ли о космос… много инт… ресного. 3. Укажи в тексте орфограммы: в корнях слов (подчеркни), в окончаниях слов (выдели окончания). Самое лучшее в мире смотреть, как рождается день! В небе вспыхнул первый 39

42 только звук… в не услыш… шь в скв… рцовой песне! (По И. Соколову-Микитову) Найди в 3-й части текста предложение с однородными членами, укажи связь главных и второстепенных членов предложения, части речи. 5. Прочитай предложение. Разбери его по членам предложения, укажи связь главных с второстепенными членами. Вставь недостающие буквы. На маленьк… й льдинк… проплыва… т мимо нас бел… я чайка с чёрн… й головк… й. Выполни морфологический (по частям речи) разбор слов. на льдинк… маленьк… й чёрн… й проплыва… т мимо нас 41

44 8. Выполни задания к тексту. Подпиши, по какому разделу науки о языке каждое задание (по фонетике, орфографии, лексике, морфемике или грамматике). Туристы поднялись на вершину высокого холма. Перед ними открылся чудесный пейзаж. Поля, леса, перелески! Широкой синей лентой изгибалась и уходила вдаль Ока. Задание 1 по Запиши, какое значение имеет слово пейзаж в этом тексте. Пейзаж это Задание 2 по Сделай звуковую запись слова пейзаж [ ] Задание 3 по Разбери по составу слова: перелески, широкой, лентой. Задание 4 по Выпиши из текста 3 слова с разными орфограммами. Укажи их графически. Задание 5 по Разбери слова, как части речи. Ока Перед ними 43

46 меня по лицу и ц… пля… тся, точно невидимые длинные руки, за мои плечи. Мы ничего не вид… м. Порою прямо передо мной, в аршин… от моего лица, вдруг выраста… т чёрный толстый ствол дер… ва. Я… станавливаюсь… тшатываюсь в испуг… и пр… тягиваю вперёд руки, но пальцы мои встреча… т всё тот же непроницаемый для глаз, пр… питанный тьмой воздух. (А. Куприн) 45

48 Проект: Я буду делать (что?): Порядок моих действий (план): Вместе со мной этот проект будут делать: Будут нужны такие материалы: Будут нужны такие инструменты: 47

50 «Планета знаний» — комплект учебников для начальной школы издательства «Астрель» Это комплект учебников, в которых полностью реализован Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и воплощены идеи модернизации российского образования. Это учебники, которые с полным основанием можно назвать учительскими. Среди авторов — заслуженные учителя России, школьные учителя высшей категории и опытные методисты, академики Российской академии образования, доктора и кандидаты педагогических наук, преподаватели вузов. Это передовые педагогические технологии, применение которых в сочетании с традиционной методикой преподавания гарантирует: комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения, высокий и прочный уровень обученности в классах с любой подготовкой, формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться, полноценное соединение знаний и практических навыков, объединение учебной и внеурочной деятельности в единый учебновоспитательный процесс, обеспечение реальной социализации учащихся. В комплект для 4 класса входят учебники: «Русский язык» «Математика» «Литературное чтение» «Окружающий мир» «Английский язык» «Изобразительное искусство» «Музыка» «Технология» «Физическая культура» «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Каждый учебник обеспечен рабочими тетрадями для учащихся и методическими пособиями для учителей, а также электронными приложениями и аудиодисками. В годах учебники комплекта «Планета знаний» прошли государственную экспертизу на соответствие Федеральному образовательному стандарту. Учебники одобрены Российской академией наук и Российской академией образования, рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации и включены в Федеральный перечень школьных учебников.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно