Какую образовательную программу выбрать

В советской школе все дети учились по одной-единственной образовательной программе, устанавливаемой сверху.

В 90-е годы начальной школе стало оказываться повышенное внимание. И вот тут-то в нашей системе образования и родилась мысль о вариативности обучения. Разные авторы предлагали свои взгляды на обучение, которые положили в основу образовательных программ для начальной школы.

— Один из важных моментов — учителя должны быть подготовлены к работе по той образовательной программе, которую предлагает школа, — говорит начальник отдела общего и дошкольного образования департамента образования Омска

Наталья Левченко. — Для этого педагоги проходят подготовку в институте развития образования на базе педагогического университета.

Кстати, школы сегодня могут сами выбирать формы и методы обучения, и даже принципы выставления оценок. Главное — чтобы образовательная программа была востребована. До учебного года школы знакомят родителей первоклашек с программами, которые могут предложить.

А уж родители выбирают то или иное учебное учреждение по своему вкусу. Ведь по закону ребенок может пойти абсолютно в любую школу города!

Что предлагают омские школы

Министерство образования России официально рекомендует семь образовательных программ для начальной школы.

Система 1.

«Школа России»

Это традиционная школьная программа, по которой обучались все мы в советское время. Рассчитана на всех детей без исключения. Она осовременена, в ней появились новые задания на развитие логики, нестандартные задачки. Программа легко усваивается.

Система 2.

Развивающая программа по системе Занкова

Программа предполагает, что в какой-то момент обучения у ребенка происходит толчок в развитии. Особенность в том, что учитель дает школьнику очень много теоретических знаний и понятий. Направлена на максимально общее развитие детей, материал подается в быстром темпе. Отсутствуют главные и второстепенные предметы — все одинаково важны! Урок строится в форме диалога, есть творческие и поисковые задания. В курсе математики много логических и нестандартных задачек. Школьники учатся классифицировать предметы, выделять главное и второстепенное. Есть факультативные курсы по экономике, информатике, иностранному языку. Для этой программы дети должны быть развиты и хорошо подготовлены. Ее можно рекомендовать тем, кто ходил в детский сад, или ребятам, с которыми много занимались родители.

Система 3.

Развивающая программа по системе Эльконина — Давыдова

Программа сложная, но интересная. Нацелена на формирование у ребенка теоретического мышления. Школьник учится изменять себя сам, выдвигает простые гипотезы, ищет доказательства, аргументирует. В результате улучшается память. В курсе математики числа изучаются в разных системах счисления — двоичной, троичной, дети знакомятся с такими понятиями, как масса, объем, множество. В русском языке слова «существительное», «прилагательное», «глагол» заменены на «слова-предметы», «слова-признаки», «слова-действия».

Система 4.

«Школа-2000» — «Школа-2100»

Считается, что по этой программе учат учиться — здесь много заданий на логику, развитие интеллекта. Большинство заданий дается в готовом печатном виде: нужно лишь что-то дорисовать, вписать нужное число или значок в клеточку.

Обучение — разноуровневое. Предусмотрена система занятий как для сильных, так и для слабых детей. Благодаря этому, учитывается индивидуальное развитие каждого ребенка. Система не сравнивает детей между собой. Наиболее проработаны учебные пособия для преподавателей и печатные тетради для первоклашек.

Система 5.

«Начальная школа ХХI века»

Щадящая программа с длинным адаптационным периодом для первоклассников. Ее авторы считают, что ребенок адаптируется к школе только в конце первого года обучения, поэтому поначалу дети в основном рисуют, раскрашивают, а математикой и чтением занимаются мало. В учебных программах упор делается на развитие воображения и мышления, а не восприятия и памяти, как в традиционной школе. Некоторые предметы изучаются вперемежку (например, литература и русский язык объединены в курс «Грамота»). Много коллективных, командных занятий. Считается самой природосообразной возрастным особенностям ребенка. Наиболее безболезненна при переходе от дошкольного периода к первому классу. Много заданий на снятие напряженности у детей.

Система 6.

«Гармония»

Считается, что похожа на программу Занкова, только несколько проще. Упор делается на разностороннее развитие ребенка — логических, интеллектуальных, художественных, эмоциональных способностей. Учитель должен создать гармоничные, доверительные, психологически комфортные отношения с учениками. Ребенка учат рассуждать, строить причинно-следственные связи. Есть мнение, что в этой программе сложная математика. Если у вашего ребенка тяжело с логикой и он скорее образник — от этой программы лучше отказаться.

Система 7.

«Перспективная начальная школа»

Упор делается не на знания, умения и навыки, как в нынешних программах. А на надпредметные компетенции. Например, на математике будут в первую очередь развивать интеллект и логику.

А вот зубрить все аксиомы и теоремы, которые есть в нынешних учебниках, уже не придется. Дети будут дополнительно заниматься внеучебной работой. К примеру, в первом классе к 22 учебным часам добавятся еще 10 на рисование, музыку, спорт. Разработчики считают, что программа подойдет большинству детей, — никакие сверхспособности не нужны.

ВАЖНО

Если ребенок не ходил в детский сад — лучше отправить его на адаптационные курсы по подготовке к школе. Они есть в большинстве омских учебных заведений.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Наталья ЛЕВЧЕНКО, начальник отдела общего и дошкольного образования департамента образования Омска:

— Все дети, достигшие школьной зрелости и не имеющие медицинских противопоказаний, могут освоить абсолютно любую программу. Хотя можно попробовать выбрать образовательную программу в зависимости от индивидуальных особенностей вашего ребенка. Для этого в каждой школе существует так называемая входная диагностика. Накануне первого класса родители могут привести свое чадо в учебное заведение по месту жительства, чтобы показать педагогу и психологу. Эта диагностика позволяет определить успешность ребенка в той или иной программе.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно