Оцените правильность следующих утверждений выберите верные суждения

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 6-7 класс, 2014-2015 учебный год (максимальное количество баллов — 44; время проведения — 45 минут)

1. Решите кроссворд. В выделенных клетках (по вертикали) получится ключевое слово. Назовите его.

1. В старину на Руси молодого человека называли _______, сейчас употребляют термин «подросток».

3. Его обязан соблюдать каждый человек.

5. Попасть на балл — такова была у Золушки ___________

7. Отношение человека к миру, понимание того, что он делает, называют _________

9. Делу — ____________, потехе — час.

Ответы:

2. Определите обществоведческий термин.

2.2. Совокупность всех законов, существующих в государстве — ________________________________.

2.4. Частичное усовершенствование в какой-либо сфере общественной жизни, ряд постепенных преобразований — _______________________________________________________________________.

3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

3.2. Правоведение, социология, физика, история (лишнее — __________, остальное — _____________)

4. Впишите пропущенные слова в отрывки из приведенных документов. Назовите эти документы.

4.2. «Славься, _______________наше свободное,

Предками данная мудрость народная!

Документы: ________________________________________

5. Выберите несколько вариантов правильного ответа.

А) трудовая этика, трудовое право

В) профессионализм, экономическая жизнь

Д) государственное устройство страны

А) она основана на браке или кровном родстве

В) она стремится к завоеванию власти

Д) объединяет людей, имеющих общие идеи, которые записаны в программе

5.4. Семейный бюджет складывается из

5.6. Какие понятия пропущены в тексте: » … и … — две основные формы, в которых осуществляется управление государствами. Обе эти формы уходят корнями в древнюю эпоху«?

А) Общество любителей военной истории провело заседание, посвященное 200-летию Бородинской битвы. Б) Современное российское общество отличается значительным разрывом в уровне жизни между богатыми и бедными. В) Обществознание изучает законы развития человеческого общества. Г) Общество включает в себя все формы совместной деятельности людей. Д) Общество — это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира.

6. Прочтите приведенные отрывки из произведений как древних авторов, так и современных. Ответьте на вопросы.

Какое качество, рассмотренное в данном отрывке, не помешает и современному хозяину?

«… И во всяком обиходе, и в лавке, и во всяком товаре, и в деньгах, и в доме, и в дворовом запасе, и в рукоделии, и в займах, и в долгах, во всем иметь сметливость и сообразительность и потому жить и держать обиход по правилу: по приходу и расход».

6.2. Прочтите отрывок из произведения Н. Соротокиной «Гардемарины». Ответьте, какая особенность Никиты характеризует его индивидуальность, помогает ему сформироваться как личности?

— Как платье снову, — тут же отозвался Саша.

— Я думаю… — в лице Никиты вдруг появилось задумчивое, даже растерянное слегка выражение. Алеша знал это грустное выражение и особенно любил друга в эти минуты. — Честь — это твое достоинство, как ты сам его понимаешь. И если ты видишь неуважение достоинства твоей личности, — голос Никиты зазвенел, — то это надобно пресечь! Потому что …жизнь наша принадлежит отечеству, но честь — никому!«

За каждую правильно названную позицию 1 балл. Максимальный балл — 3.

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8-9 КЛАСС. 2014/2015

1. Выберите правильный вариант ответа из предложенных.

1) свободно распоряжаться имуществом родителей

3) на заботу родителей о себе

1.2. Продукт труда, изготовленный для продажи, — это

1) участие в выборах

3) участие в работе судов

1.4. Какие признаки характеризуют отношения школьных товарищей, совершающих туристическую поездку во время каникул

1.6. Основная цель экономической деятельности

За каждую правильно указанную позицию — 1 балл. Максимум — 7 баллов.

2.1. Уплата неустойки, признание права, компенсация морального вреда, возмещение убытков.

2.3. Начальное, основное, полное, высшее.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

3.2. Плотники, каменщики, крановщики, маляры, строительные материалы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Лингвистический конструктор. Из приведенных слов и словосочетаний выберите два термина и составьте определение обществоведческих понятий. Одни и те же слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этом лингвистическом конструкторе вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.

4.1. Ответ:_______________________________________________________________________________

4.2. Ответ:_______________________________________________________________________________

За каждое правильно указанное понятие — 1 балл. За правильное определение — 3 балла. Максимум — 8 баллов.

5.1. А. «Главным в характеристике личности является общественная сущность».

5.2. А. Природа и общество неразрывно связаны.

5.3. А. Права человека носят всеобщий характер: все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в правах.

За каждую правильно названную позицию 1 балл.

6. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»):

6.2. Проблему ограниченности ресурсов может решить только рыночная экономика.

6.4. Свобода личности — законодательно закрепленная возможность получать материальные, духовные и иные блага.

6.6. При прочих равных условиях, реклама здорового образа жизни способствует увеличению спроса на услуги тренажерных классов.

7. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов или словосочетаний из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть такие, которые в тексте могут и не встречаться.

Изначально _______(3) была основным средством производства, определявшим благосостояние народов. К этому понятию относятся не только собственно географические территории, но и все заключенное в их недрах (нефть, газ и др.), а также лесные угодья, гидроресурсы, рыбные богатства. Процесс производства невозможен и без _______(4). Именно человек является инициатором, организатором и активным участником производственного процесса. Немаловажным экономическим ресурсом является _______(5) .В одних случаях он отождествляется со средствами производства, в других — с накопленными материальными благами, с деньгами, с накопленным общественным интеллектом. За экономическими ресурсами стоят определенные группы людей: работники, собственники средств производства, за таким ресурсом как _______(6) — организаторы производства, управленцы. Каждая из групп претендует на определенную долю в общем доходе: работники получают доход в форме _______ (7), _______ (8) — процент, _______ (9) — ренту, _______ (10) — прибыль. По поводу этого дохода между его владельцем и _______ (11) возникает система сложных экономических отношений«.

За каждую правильно указанную позицию — 1 балл. Максимум — 11 баллов.

16-летний учащийся школы Сергей Майоров, воспользовавшись невнимательностью сотрудников магазина «Перекресток», утащил с прилавка товары на общую сумму 470 рублей. Какое правонарушение совершил Сергей? К какому виду ответственности относится данное правонарушение?

_________________________________________________________________________________________

9. Прочитайте приведенные ниже высказывания. В них пропущено одно и то же слово, являющееся обществоведческим понятием. Назовите это понятие и дайте ему определение.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Максимум — 4 балла.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

90 минут

1.1 Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления называется

а) результат соглашения между учёными

в) продукт научной деятельности, соответствующий предшествующим знаниям

1.3 Выберите термин, который отражает своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека

а) переход общества от простых, менее развитых форм к более развитым, сложным

в) прогресс науки и техники

д) возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку

а) политика распределения расходов;

в) политика регулирования экономики с помощью эмиссии банкнот, изменения учётной ставки и нормы обязательных резервов;

1.6 Условие, необходимое для того, чтобы человек занял позицию эмоционального лидера в группе

б) обладать более высокими моральными качествами, чем другие члены группы

г) уметь мотивировать к деятельности других членов группы

а) усложнением социальной структуры

в) стабильностью социальных статусов людей

За каждый правильный ответ — 1 балл. Всего — 7 баллов.

2.1 Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

2.3 Онтология является философской дисциплиной, изучающей общество.

2.5 Субкультура — автономное, целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление её носителей.

2.7 Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.

2.9 Наличие фрикционной безработицы свидетельствует об углублении кризисных процессов в экономике.

За каждый правильный ответ — 1 балл. Всего — 10 баллов.

3.1 Опека, брачный договор, несовершеннолетний ребёнок.

3.3 Живопись, театр, музыка.

3.5 Прямой умысел, косвенный умысел, неосторожность.

3.7 Сбор налогов, защита границ, издание законов.

За каждый правильный ответ — 1 балл. Всего — 8 баллов.

4.1 внутренний, и, поведение, мысли, человек, его, контролёр, стремления

За правильно сконструированное определение — 1 балл. За правильно названное понятие — 1 балл.

_________________________________________________________________________________________

5. В логике все понятия по объёму и содержанию делятся на несколько видов. По объёму они бывают единичными — в объём понятия входит только один объект, например первый Президент России; общими — в объём понятия входит много объектов, например президент; и нулевыми (пустыми) — в объём понятия не входит ни один объект, например марсианский житель. Вам предлагается ряд понятий. Разделите их по объёму, занеся порядковые номера понятий в соответствующие графы таблицы.

9) действующая Конституция РФ.

6. А.С. Пушкин в трагедии «Скупой рыцарь» не только описал человеческий порок скупость, но и отразил аллегорично основные функции денег. Прочитайте приведённые ниже отрывки из трагедии и запишите в таблице, какие функции денег представлены в каждом отрывке.

7. Образованный человек должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

7.2 М__нт__л__тет — образ мышления личности или общественной группы.

7.4 М__н__д__мент — управление производством.

7.6 Пр__ц__дент — случай, имевший ранее место и служащий примером для последующих случаев подобного рода.

7.8 Д__в__львация — официальное понижение стоимости денежной единицы.

За каждый правильно написанный термин — 1 балл. Всего — 9 баллов.

8.1 Следователь В. один производил допрос подозреваемого 15-летного С. По окончании допроса следователь разрешил С. подписать протокол, не знакомясь с его содержанием. Какие нарушения закона допустил следователь?Укажите все нарушения(6 баллов).

9. Прочитайте текст.

9.2 Определите, о каких типах политической культуры идёт речь применительно к поведению персонажей стихотворения. Запишите их в таблицу.

9.2

За каждый правильно указанный персонаж и тип политической культуры — 1 балл. Всего — 10 баллов.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно