Сенсорная память выберите один ответ

Любые студенческие работы — ДОРОГО!
100 р бонус за первый заказ
Классификация видов памяти по продолжительности удержания материала
Критерий — продолжительность удержания материала. Виды памяти — долговременная, кратковременная и сенсорная (или ультракратковременная).
Для долговременной памяти, как ясно из названия, характерно длительное хранение знаний, навыков и умений. Объем долговременной памяти огромен, и поэтому успешное хранение информации возможно только при условии высокой степени ее организации. Экспериментальные данные подтверждают, что в долговременной памяти одновременно действуют несколько форм организации знаний. Одна из них — создание иерархических структур по принципу выделения более абстрактных, родовых понятий и более специфических, видовых. В настоящее время предложено множество теорий и моделей, которые описывают строение и функционирование долговременной памяти, но психологи признают, что все еще находятся далеко от истины. Нет единого мнения даже по «простейшим» вопросам, например: имеет ли место забывание в долговременной памяти или информация просто становится недоступной для воспроизведения; хранится ли в памяти вся информация или только ее часть и т. д. Тема долговременной и кратковременной (а также ультракратковременной) памяти оказалась наиболее разработанной и изученной в рамках когнитивной психологии (см. раздел 6).
Некоторые авторы подразделяют долговременную память на:
а) генетическую память — это все то, что накопили наши предшественники.
б) наследственную память — память ближайших родственников.
В) индивидуальную — события собственного опыта
Кратковременная память предназначена для непродолжительного хранения информации, поступающей из органов чувств и из долговременной памяти. Центральную роль при кратковременном удержании играют процессы повторения, при помощи которых запоминаемый материал не только удерживается в кратковременной памяти, но и переводится в долговременную. Выделяют два вида повторения:
1) механическое (акустико-артикуляционное), этот вид повторения не приводит к заметным преобразованиям материала и позволяет механически удерживать материал в кратковременной памяти;
2) повторение, сопровождающееся включением удерживаемого материала в систему ассоциативных связей, что позволяет запоминать его надолго, т.е. переводить в долговременную память (см. также раздел 6).
Сенсорная память обеспечивает удержание информации в течение очень короткого времени (около одной секунды) и представляет собой непосредственный отпечаток информации, поступающей в органы чувств (см. раздел 6).
Надо отметить, что в терминологии, относящейся к данной классификации, существует путаница, связанная с употреблением понятия «кратковременная память». Некоторые авторы подразумевают под ним то, что в когнитивной психологии называется «сенсорным регистром» или «ультракратковременной памятью», а для собственно кратковременной памяти используют термин «оперативная», или «рабочая», память (см. , с. 247). В данном изложении термин «кратковременная память» используется в общепринятом и традиционном понимании, а термины «оперативная» и «рабочая» могут считаться его синонимами.
Мгновенная, или сенсорная, память — это память тех сенсорных органов, на которые поступила информация. Лучше всего она изучена в отношении зрения и слуха. Образ, возникший в результате возбуждения рецепторов каким-либо единичным воздействием, сразу же не исчезает, он продолжает существовать в той же форме, в которой он возник, постепенно затухая в пределах одной секунды для зрительной системы и гораздо дольше для слуховой. Изображение продолжает как бы стоять перед глазами, а звук звучать в ушах, несмотря на то что стимул уже исчез. Такое продолжение существования образа после воздействия имеет важное функциональное значение.
Во-первых, это время необходимо системе восприятия для того, чтобы опознать образ. В жизни организма эти доли секунды могут иметь очень важное значение. Если бы образ исчезал вместе с исчезновением предмета, его опознание было бы затруднено или невозможно в силу ограниченности скоростных характеристик физиологических систем. Во-вторых, некоторая инертность сенсорного образа приводит к тому, что система восприятия неизбежно объединяет дискретные, т. е. отдельные, единичные сенсорные образы в образ восприятия, непрерывный в пространстве и во времени.
Это проявляется в том, что при наших перемещениях или при перемещениях объекта его образ меняется не скачками (в связи со скачкообразными переходами изображения на сетчатке с одной группы рецепторов на другую), а плавно, градуально. То же самое происходит и в слуховом анализаторе — мы воспринимаем не ряд отдельных звуков, а плавные переходы мелодии. Между зрительной и слуховой сенсорной памятью имеются различия в том, что в зрительной системе последующие воздействия «стирают» предыдущие образы так, что они не накладываются друг на друга.
В слуховой сенсорной памяти последующие образы не «стирают» предыдущие, поэтому они могут существовать какое-то время вместе. Это имеет очень важное значение для понимания речевых сообщений: если бы каждый последующий звук услышанной фразы стирал предыдущий, мы не могли бы услышать всей фразы целиком. То же касается прослушивания музыки, которая благодаря этому воспринимается как некое завершенное целое.