Системно деятельностный подход предполагает выберите один ответ

Проектирование уроков

Подготовила материал

МБОУ Шахунской СОШ

Смирнова Татьяна Павловна

в образовательном процессе начальной школы.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.

— изучить деятельностную парадигму образования как важнейшего условия реализации ФГОС;

— освоить новый тип методической продукции «Технологическая карта».

Положение о том, что все совершающееся в психической сфере человека укоренено в его деятельности, развил А. Н. Леоньтьев (1903-1979). Вначале он следовал линии намеченной Л. С. Выготским. Но затем высоко оценив идеи Басова о «морфологии» (строении деятельности, он предложил схему ее организации и преобразования на различных уровнях: в эволюции животного мира, в истории человеческого общества, а также в индивидуальном развитии человека-«Проблемы развития психики»(1959).

Аналогичен психологический анализ ситуации обучения ребенка. Школьник читает книгу, чтобы сдать экзамен. Мотивом его деятельности может служить сдача экзамена, получение отметки, а действием усвоение содержания книги. Возможна, однако, ситуация, когда содержание само станет мотивом и увлечет учащегося настолько, что он сосредоточится на нем независимо от экзамена и отметки. Тогда произойдет «сдвиг мотива (сдача экзамена) на цель (решение учебной задачи)». Тем самым появится мотив. Прежнее действие превратится в самостоятельную деятельность.

Обращение к деятельности как присущей человеку форме существования позволяет включить в широкий социальный контекст изучение основ психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внутренне связанную систему.

Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут.

Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований.

Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта ее. В результате на уроке возникает субъект-субъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Ученик действует по принципу «я учусь». В традиционном обучении субъектом деятельности на уроке является учитель, возникает нарушение субъект-объектной ситуации, в которой ученик ограничен как объект педагогической деятельности учителя и действует по принципу «меня учат».

Изучение систем неизбежно потребует и системной организации учебной деятельности школьников. В ней следует выделить пять основных компонентов – учебно-познавательные мотивы, т. е.  осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект», действие целеполагания («что я должен сделать…»: выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»), решение задач и рефлексивно-оценочные действия  («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»)

В учебных действиях указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в доступной форме в правила познания – общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные принципы познания. (Первое правило – «изучи предмет в целом, дай его общую характеристику»; второе – «раздели предмет на части, изучи каждую отдельно»; третье – «соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют»). В этих правилах в доступной форме выражен один из основных диалектических принципов познания – единство анализа и синтеза.

Системно-деятельностный подход и теоретическое решение задач материализуются в моделях, выполняемых в знаковой и буквенной формах. Модели выступают и как метод познания – учебное моделирование, и как продукт познавательной деятельнеости учащихся.

 В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

   — переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

   — признание решающей  роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

   — обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

   — гарантированность  достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

  • знать принципы деятельностного подхода;
  • уметь реализовать его на практике;
  • освоить новую систему оценивания – критериальную;
  • освоить принципы организации диалога на уроке.
  • придание результатам образования социально — и личностно — значимого характера;
  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
  • от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;
  • от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
  • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения

Системнодеятельностный подход — методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Типология уроков А.К. Дусавицкого.

  1. Урок постановки учебной задачи.
  2. Урок решения учебной задачи.
  3. Урок моделирования и преобразования модели.
  4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.
  5. Урок контроля и оценки.

«Школа 2000…»

  1. уроки «открытия» нового знания;
  2. уроки рефлексии;
  3. уроки общеметодологической направленности;
  4. уроки развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

2. Урок рефлексии.

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

4. Урок развивающего контроля.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

  1. предъявление контролируемого варианта;
  2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
  3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
  4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
  1. написание учащимися варианта контрольной работы;
  2. сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
  3. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Соответственно, данный этап предполагает:

3. Выявление места и причины затруднения.

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Все эти направления отражены в содержании «Технологических карт».  

  • реализовать  стандарт  образования;
  • понять  и  в  системе  применить  предложенную технологию по формированию  у  учащихся  универсальных  учебных  действий;
  • сформировать  целостную  картину  мира  за  счет  реального использования  «межпредметных  связей»;
  • полностью   использовать  воспитательный  потенциал  УМК «Перспектива»;
  • определить  уровень  раскрытия  материала  и  соотнести  его  с изучаемым  материалом  в  последующих  классах;
  • реализовывать  региональный  и   школьный  материал,  основываясь на  материале  УМК  «Перспектива»
  • реализовать  свой  творческий  потенциал (в  технологической  карте даются  готовые  разработки  всех  тем  предметов    учебного  плана,
  • педагог  освобождается  от  рутинной  непродуктивной  работы    по подготовке  к  урокам);
  • индивидуализировать  и  дифференцировать  учебный процесс.

Конструирование универсального инструментария (технологической карты) направлено на  достижение результатов, заявленных в  стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.

Технологическая карта включает в себя:

Раздел «Технология изучения» разбит на этапы обучения. На каждом  этапе  работы  определяется    цель     и  прогнозируемый  результат,  даются практические  задания  по  отработке  материала  и диагностические задания на  проверку  его  понимания  и  усвоения, в конце темы — контрольное задание, проверяющее достижение планируемых результатов.  В описании каждого этапа указываются цель учебной деятельности и учебные задания.

— мотивацию как стимулирование интереса;

— выявление того, что отсутствует в знании и умении для решения ситуативного задания и определение цели учебной деятельности на следующем этапе.

На этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» учащимся предлагается выполнить практические задания:

Выполнение задания предполагает самоорганизацию школьников, которая содержит: подготовку  к выполнению (планирование) деятельности, выполнение и представление работы.

— ориентация школьника в разных видах задания (познавательное действие);

— использование учеником адекватных речевых высказываний для представления результата (познавательное,    коммуникативное действие);

— умение школьника решать поставленную задачу (познавательное, регулятивное действие), т.е. использовать приобретенные знания и  умения в конкретной практической деятельности.

В  отличие   от  других  методических  пособий, при использовании карты  на  каждом этапе обучения учитель  может  уверенно  сказать,  достиг  он  результата  или  нет.  И  если в соответствии с  прогнозируемым  учителем  результатом диагностическую работу  на  конкретном  этапе  выполнили  более 60%  учащихся  класса,  то  можно  с  уверенностью  сказать,  что  материал  понят,  освоен,  и  можно  переходить  дальше.  Если  задание  правильно    выполнено  менее  чем  60%  учащихся,  то учителю  необходимо  еще  раз  вернуться  к  пройденному  материалу  и  завершить его  полноценное  освоение.  Только  после  этого  можно перейти к   следующему  этапу.

1. Используйте  технологические  карты  для  работы  по  теме  или  разделу  курса.

3. Найдите  ее  в  учебнике  того  предмета,  который  изучаете,  и  подготовьте    учебники,  которые отмечены в  разделе  «межпредметные  связи».

5. Прочитайте  выделенные  основные  понятия  изучаемой  темы,  посмотрите,  в  каких  предметах    они  еще  изучаются  (межпредметные  связи).

7. Подберите «свои» формы  работы  в соответствии с целями и условиями обучения:  для  подвижной  работы  или  спокойных  занятий,  для  поиска информации  или  демонстрации  достижений  и т.д.  Это  поможет  расширить  границы  использования  ресурсов,  к  которым  относятся    УМК  «Перспектива»,  имеющиеся  в  школе наглядные  пособия, интерактивные  или  просто  дополнительные  рабочие  доски,  выставки,  стенды  и  так  далее.

9. На  первом  этапе,  мотивируя  учащихся  на  изучение  темы,  можете  использовать  задание,  данное  в  карте,  взять  из  учебника,  или  предложить  свое.

       11. Убедитесь,  что  именно  ученик  знает,  понимает,  умеет  в  изучаемом  материале, каким способом выполняет, т.  е.  выполните  задание,  предложенное  в  одноименной  графе,  и  только  после  этого  переходите  к  следующему  этапу.

Сопоставьте  этапы,  шаги  технологической  карты  с  поурочным  планом,  которым  вы  пользуетесь,  и  выберите  для  себя  оптимальный  способ организации  работы.  

Структура «Технологической карты»:

Если  сложно или  непривычно проектировать тему, то можно ограничиться проектированием  одним урока.  В данную структуру могут быть внесены изменения  или дополнения.  

Л. Г. Петерсон: «Интегративная технология развивающего обучения», Москва: НИИ школьных технологий, 2006.

Методическое пособие «Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами УМК «Перспектива» ( в помощь учителю).

Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно