Сообщения выбери цифру

Тема: «Число и цифра 4». Урок математики в 1-м классе
- Афанаскина Татьяна Александровна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
Цели:
- в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа 4,
- научить писать цифру 4, учить давать полные ответы, учить рассуждать и логически мыслить,
- воспитывать интерес к математике,
- развивать творческое воображение.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и обратном порядке,
- определять состав числа 4, соотносить число и цифру 4,
- выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения,
- оценивать себя, границы своего знания и незнания,
- работать в паре, оценивать товарища.
Наглядное обеспечение: СД электронное приложение к учебнику М.И Моро, С.И Волкова, С.В. Степанова «Математика 1 класс», ФГОС, «Школа России».
Раздаточный материал: «Математические кораблики».
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Логическая разминка.
— На прошлом уроке мы учились разгадывать загадки и ребусы.
Загадки:
1) Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
— Как вы догадались? Сколько у бабочки крыльев? Как они расположены?
2) Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой, Третий скачет, А четвертый плачет. (Времена года)
— Назовите их.
3) Два мяча у Ани Два мяча у Вани. Два мяча да два. Малыш! Сколько их? Сообразишь? (4)
— Как вы узнали? Где еще можно встретить число 4?
(У стола и стула по 4 ножки, у машины 4 колеса, на циферблате 4 часа, …)
У стола 4 ножки, И у шкафа, и у кошки, — Нам четверочка сказала, Целый день она считала. Молодцы!
3. Сообщение темы
— Сегодня мы знакомимся с числом 4!
— Посмотрите на натуральный ряд чисел.
* Назовите соседей числа 4. (3 и 5)
* Назовите числа, которые меньше ,чем число 4.
* Назовите числа, которые больше, чем число 4.
* Сосчитай от 3 до 8.
* Сосчитай от 10 до 4.
4. Практическая работа.
* Возьмите математические кораблики.
— Положите 3 красных круга. Добавьте столько синих кругов, чтобы получилось число 4.
— Сколько кругов добавили?
— Как получили 4?
* Возьмите 2 красных круга. Добавьте столько синих, чтобы получилось 4?
— Сколько кругов добавили?
— Как получили число 4?
— За каким числом стоит число 4?
За тремя идут четыре, Острый локоть оттопыря. (С.Маршак)
5. Просмотр видеофильма
— А сейчас у нас встреча со Знайкой, который познакомит вас с числом 4.
(СД «Электронное приложение» к учебнику «Математика» 1 класс 2011 г.)
6. Физкультминутка
Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом. (Ходьба на месте) Крылья пестрые мелькают: В поле бабочки летают. (Взмахи руками) 1, 2, 3, 4, Полетели ,закружились. (Взмахи руками, покружиться)
7. Составление числовых записей
Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало?
— Составьте с помощью математических карточек числовые выражения к стихотворению:
Как получили число 4?
Четыре зайца шли из школы. Вдруг на них напали пчелы. Два зайчика спаслись едва. А сколько не успело?
8. Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется.
9. Работа по учебнику с. 30
* Откройте учебник на 30
— Найдите картинки.
— О чем можно сказать один? Два? Три? Четыре?
* Сколько получится, если к 3+1?
— Сколько машин было в гараже? (4)
— Все ли машины исправны?
— Составь рассказ.
(В гараже 4 машины. Одна сломанная.)
— Прочитай выражение , которое подходит к этому рассказу. Какой выбрали математический знак «+» или «—»
(Было 3 машины, починили еще 1)
* Рассмотрите монеты на полях.
— Как можно набрать 4 рубля, если есть мотеты только достоинством: 1 руб., 1 руб.,2 руб., 2 руб.
* Как называется геометрическая фигура, у которой 4 стороны?
— Возьмите квадрат, покажите 4 стороны, 4 угла, 4 вершины.

10. Знакомство с цифрой 4

— На что похожа цифра 4?
Стол стоит у нас в квартире, Сколько ножек у него — У стола у твоего? (С.Маршак)
11. Работа в тетради на печатной основе
* Посмотрите на цифру 4. Что показывают две синие звездочки?
(Цифра пишется с отрывом)
— Обведи цифру в верхней строке и допиши самостоятельно строчку до конца.
— Какую закономерность вы заметили во второй строке?
(Цифры записаны в прямом порядке, 1 2 3 4 , а потом в обратном 4 3 2 1.)
— Допиши цифры до конца строки, соблюдая закономерность.
* Прочитай первое задание.
— Сколько красных яблок нужно дорисовать, чтобы всего стало 4?
* Прочитай второе задание.
— Как меняется количество квадратов?
— Сколько надо дорисовать квадратов в последней клетке?

* Задание третье.
— Выбери для каждого рисунка свою запись и соедини рисунок и математическую запись.
12. Самопроверка
— Обменяйтесь тетрадками и проверьте записи.
13. Подведение итогов
— Что нового вы узнали?
— Что было трудно?
— Достаньте и оцените себя.
17.03.2012