Выбери 1 средство выразительности

Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ

  • Бажанова Надежда Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Русский язык

Цели урока:

Оборудование:

Ход урока

I. Добрый день. Тема нашего урока «Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ». Слайд № 1.

II. Повторение и углубление ранее изученного материала.

Слайд № 2 (работа по схеме).

Средства художественной выразительности

1. Работа по схеме:

(В древности фигуры речи называли «узорами красноречия». Фигур речи насчитывается не один десяток, но все они сходны в том, что представляют собой отступление от обыденной формы, изощренное сочетание слов).

2. Работа по памяткам.

Тропы, фигуры речи. (Памятки раздаются каждому ученику).

Взаимоопрос. (В течение 3 минут учащиеся задают вопросы по определению фигур речи и тропов. Что такое метафора, сравнение, олицетворение, анафора, синтаксический параллелизм, антитеза, оксюморон?)

Слайд № 3.

1. Какой троп используется в тексте?

Отговорила роща золотая Березовым веселым языком.

(С.Есенин)

Слайд № 4.

2. Какой троп используется в тексте?

Люблю я пышное природы увяданье…

(А. Пушкин)

Слайд № 5.

3. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла.» (С.Есенин)

Слайд № 6.

4. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн.» (А. Пушкин)

Слайд № 7.

5. Укажите, какое из средств выразительности используются в отрывке: «Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами» (М.Горький)

Ответы к заданию : 1)3; 2)2; 3)2; 4)2; 5)2.

Слайд № 8.

1. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере.

Слайд № 9.

Ответы: 1-Б, 2-В, 3-Г, 4-Д.

Слайд № 10.

2. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере:

Слайд № 11.

Ответы: 1-Б, 2-А, 3-Д, 4-Г.

Слайд № 12.

3. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере?

Слайд № 13.

Ответы: 1-В, 2-А, 3-Б, 4-Д.

(Текст с заданиями раздается учащимся).

1. Чтение текста.

(1) Жизнь человек выбирает не сам себе, она определяется ему судьбою, и от него зависит лишь в какой-то степени управлять ею, а не плыть куда понесет. (2) Если бы мне дано было повторить жизнь — я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами поражениями, восторгами и горестями утрат, которые, кстати, помогают обостренней видеть мир и глубже чувствовать доброту. (3) И лишь одно спросил бы у своей судьбы — оставить со мной маму. (4) Ее мне не хватало всю жизнь, и особенно остро не хватает сейчас, когда возраст как бы сравнивает меня со всеми пожившими людьми, и нет уже в душе метания, наступает то усталое успокоение, которого терпеливо ждут матери, надеясь хотя бы в старости прислониться к дитю и умиротворить себя и его безбрежным добрым сердцем, всегда готовым к утешению, состраданию и ласке.

(5) Берегите матерей, люди! (6) Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может — говорит это вам человек, который имеет право на доверие — он пережил свою мать на сорок уже с лишним лет.

(В. Астафьев).

2. Выполнение заданий к тексту.

— Рассуждение и описание; — Рассуждение и повествование; — Рассуждение; — Повествование.

  • Укажите способ образования слова утешению (предложение 4)
  • Из предложения 3 выпишите частицы.
  • Из предложения 3 выпишите подчинительные словосочетание со связью согласование.
  • Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Текст В.Астафьева адресован молодым людям. Автор предлагает задуматься над мнением опытного, многое осмыслившего человека. Основную мысль текста автор выражает с помощью ______ (Берегите матерей, люди! Берегите!). Выразить собственную позицию автору помогают _______ («человек выбирает жизнь», «возраст как бы сравнивает меня со всеми пожившими людьми»). Описать собственную жизнь, а также отношение матери к своему ребенку автору удалось благодаря использованию _____ (предложения 2,4). Текст делается более понятным вследствие использования в нем ______ («просить судьбу», «доброе сердце»).

Список терминов:

Ответы: 5,1,4,8.

Рекомендации при выполнении последнего задания.

VI. Компьютерная презентация. «Берегите матерей!»

VII. Домашнее задание.

17.04.2010

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно