Выбери вид ломаной

ст. Новопашковская, Крыловский район, Краснодарский край

средняя общеобразовательная школа № 8 станицы Новопашковской

УТВЕРЖДЕНО

             от  «___»___________ 2012  года

             ________________  ___Л.А.Репа__

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Ступень обучения (класс):  начальное  общее  образование  (1-4  классы)

Уровень:  базовый

Рабочая программа разработана  на основе Программы по математике (1-4 классы), автор — В.Н. Рудницкая (УМК «Начальная школа XXI века», Издательский центр  «Вентана-Граф» 2012г.,  Москва).

к  рабочей программе по математике

За основу рабочей программы по предмету «Математика» взято Поурочное планирование учебного материала  из Программы по математике В.Н. Рудницкой, созданной на основе концепции «Начальная школа ХХI века» (руководитель — доктор педагогических наук, профессор Н.Ф. Виноградова).

Цели и задачи обучения математике

•  обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;

•  реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приёма решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.

Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на данной ступени у учащихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребёнка возникают теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планиро-вание); происходит становление потребности и мотивов учения. С учётом сказанного в данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс дополнительных вопросов, традиционно не изучавшихся в начальной школе.

В соответствии с требованиями стандарта начального общего образования в современном учебном процессе предусмотрена работа с информацией (представление, анализ и интерпретация данных, чтение диаграмм и пр.). В данном курсе математики этот материал не выделяется в отдельную содержательную линию, а регулярно присутствует при изучении программных вопросов, образующих каждую из вышеназванных линий содержания обучения.

Основные особенности содержания обучения и методических подходов

Формирование первоначальных представлений о натуральном числе начинается в 1 классе. При этом последовательность изучения материала такова: учащиеся знакомятся с названиями чисел первых двух десятков, учатся называть их в прямом и в обратном порядке; затем, используя изученную последовательность слов (один, два, три, … , двадцать), учатся пересчитывать предметы, выражать результат пересчитывания числом и записывать его цифрами.

На втором этапе внимание учащихся привлекается к числам, данным в задаче. Решение описывается словами: «пять и три — это восемь», «пять без двух — это три», «три по два — это шесть», «восемь па два — это четыре». Ответ задачи пока также находится пересчитыванием. Такая словесная форма решения позволяет подготовить учащихся к выполнению стандартных записей решения с использованием знаков действий.

Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания изучаются в 1 классе в полном объёме. При этом изучение табличных случаев сложения и вычитания не ограничивается вычислениями в пределах чисел первого десятка: каждая часть таблицы сложения (прибавление чисел 2, 3, 4, 5, …) рассматривается сразу на числовой области 1-20.

Обучение письменным приёмам сложения и вычитания начинается во 2 классе. Овладев этими приёмами с двузначными числами, учащиеся легко переносят полученные умения на трехзначные числа (3 класс) и вообще на любые многозначные числа (4 класс).

В целях усиления практической направленности обучения в арифметическую часть программы с 1 класса включён вопрос об ознакомлении учащихся с микрокалькулятором и его использовании при выполнении арифметических расчётов.

С первой из величин (длиной) дети начинают знакомиться в 1 классе: они получают первые представления о длинах предметов и о практических способах сравнения длин; вводятся единицы длины — сантиметр и дециметр. Длина предмета измеряется с помощью шкалы обычной ученической линейки. Одновременно дети учатся чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах, в дециметрах, в дециметрах и санти-метрах). Во 2 классе вводится понятие метра, а в 3 классе — километра и миллиметра и рассматриваются важнейшие соотношения между изученными единицами длины.

Этот (первый) этап довольно продолжителен. После того как дети приобретут достаточный практический опыт, начинается второй этап, на котором вводятся единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр и квадратный метр. Теперь площадь фигуры, найденная практическим путём (например, с помощью палетки), выражается в этих единицах. Наконец, на третьем этапе, во 2 классе, т. е. раньше, чем это делается традиционно, вводится правило нахождения площади прямоугольника. Такая методика позволяет добиться хороших результатов: с полным пониманием сути вопроса учащиеся осваивают понятие «площадь», не смешивая его с понятием «периметр», введённым ранее.

В нашем курсе созданы условия для организации работы, направленной на подготовку учащихся к освоению в основной школе элементарных алгебраических понятий: переменная, выражение с переменной, уравнение. Эти термины в курс не вводятся, однако рассматриваются разнообразные выражения, равенства и неравенства, содержащие «окошко» (1-2 классы) и буквы латинского алфавита (3-4 классы), вместо которых подставляются те или иные числа.

Обучение решению арифметических задач с помощью составления равенств, содержащих буквы, ограничивается рассмотрением отдельных их видов, на которых иллюстрируется суть метода.

Важной составляющей линии логического развития ученика является обучение (уже с 1 класса) действию классификации по заданным основаниям и проверка правильности его выполнения.

Большую роль в развитии пространственных представлений играет включение в программу (уже в 1 классе) понятия об осевой симметрии. Дети учатся находить на рисунках и показывать пары симметричных точек, строить симметричные фигуры.

Описание места учебного предмета, курса  в учебном плане

Описание ценностных ориентиров                                                               содержания учебного предмета

Содержание курса математики направлено, прежде всего, на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям). Данный курс создаёт благоприятные возможности для того, чтобы сформировать у учащихся значимые с точки зрения общего образования арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах; создать условия для овладения учащимися  математическим языком,  знаково-символическими средствами, умения устанавливать отношения между математическими объектами, служащими средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

      Личностными результатами обучения учащихся являются:

•  готовность и способность к саморазвитию;

•  способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и уме-ния;

•  умение использовать получаемую математическую подготовку, как в учебной дея-тельности, так и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

•  способность к самоорганизованности;

•  владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).

•   владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

• планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;

•  создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;

•   адекватное оценивание результатов своей деятельности;

•   готовность слушать собеседника, вести диалог;

    Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:

•  умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;

•  умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.

К концу обучения в 1 классе ученик научится:

•  предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;

•  число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц);

различать:

•  знаки арифметических действий;

•  многоугольники по числу сторон (углов);

читать:

• записи вида: 3 + 2 = 5, 6 — 4 = 2, 5 • 2 = 10, 9 : 3 = 3;

•  предметы с целью выявления в них сходства и различий;

•  два числа  («больше»,  «меньше»,  «больше на…»,  «меньше на…»);

•  отрезки по длине;

•  результаты табличного  сложения любых  однозначных чисел;

•  способ решения задачи в вопросно-ответной форме;

•  геометрические фигуры;

•  отношения «больше», «меньше», «больше на …», «меньше на…» с использованием фи-шек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками;

•  ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка;

•  расположение предметов на плоскости и в пространстве;

•  результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»;

•  расположение предметов или числовых данных в таблице: верхняя (средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний) столбец;

•  текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

классифицировать:

упорядочивать:

•  отрезки (в соответствии с их дайнами);

конструировать:

•  несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме);

•  свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки);

•  расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз);

решать учебные и практические задачи:

•  записывать цифрами числа от 1 до 20, число нуль;

•  измерять дайну отрезка с помощью линейки;

•  отмечать  на  бумаге  точку,  проводить линию  по линейке;

•  ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи информацию.

сравнивать:

воспроизводить:

классифицировать:

обосновывать:

контролировать деятельность:

решать учебные и практические задачи:

•  использовать изученные свойства арифметических действий при вычислениях;

•  составлять фигуры из частей;

•  изображать на бумаге треугольник с помощью линейки;

•  определять, имеет ли данная фигура ось симметрии и число осей,

•  выбирать из математического текста необходимую информацию для ответа на пос-тавленный вопрос.

называть:

сравнивать:

различать:

читать:

воспроизводить:

приводить примеры:

моделировать:

распознавать:

упорядочивать:

характеризовать:

анализировать:

классифицировать:

конструировать:

контролировать:

оценивать:

решать учебные и практические задачи:

Кконцу обучения во2 классе ученикможет научиться:

  1. свойства умножения и деления;
  2. определения прямоугольника (квадрата);
  3. свойства прямоугольника (квадрата);
  1. вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами;
  2. элементы многоугольника (вершины, стороны, углы);
  3. центр и радиус окружности;
  4. координаты точек, отмеченных на числовом луче;
  1. обозначения луча, угла, многоугольника;
  1. луч и отрезок;
  1. расположение чисел на числовом луче;
  2. взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку (общие точки);
  1. выбирать единицу длины при выполнении измерений;
  2. обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;
  3. указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата);
  4. изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки;
  5. составлять несложные числовые выражения;
  6. выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.

называть:

сравнивать:

различать:

читать:

     воспроизводить:

приводить примеры:

моделировать:

упорядочивать:

анализировать:

классифицировать:

конструировать:

контролировать:

решать учебные и практические задачи:

К концу обучения в 3 классе ученик может научиться:

  1. сочетательное свойство умножения;
  2. распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания);
  1. обозначения прямой, ломаной;
  1. высказываний и предложений, не являющихся высказываниями;
  2. верных и неверных высказываний;
  1. числовое и буквенное выражения;
  2. прямую и луч, прямую и отрезок;
  3. замкнутую и незамкнутую ломаную линии;
  1. ломаную линию (вид, число вершин, звеньев);
  2. взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;
  1. буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;
  1. способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей;
  1. вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;
  2. изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;
  3. проводить прямую через одну и через две точки;
  4. строить на бумаге в клетку точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной).

называть:

сравнивать:

различать:

читать:

воспроизводить:

моделировать:

упорядочивать:

анализировать:

конструировать:

контролировать:

решать учебные и практические задачи:

К концу обучения в 4 классе ученик может научиться:

  1. координаты точек, отмеченных в координатном углу;
  1. величины, выраженные в разных единицах;
  1. числовое и буквенное равенства;
  2. виды углов и виды треугольников;
  3. понятия «несколько решений» и «несколько способов решения» (задачи);
  1. способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки;
  1. истинных и ложных высказываний;
  1. точность измерений;
  1. задачу (наличие или отсутствие решения, наличие нескольких решений);
  1. информацию, представленную на графике;
  1. вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры;
  2. исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных геометрических фигур;
  3. прогнозировать результаты вычислений;
  4. читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «Математика»

Отношения между предметами и между множествами предметов

Соотношения между множествами предметов. Понятия: «больше», «меньше», «столько же», «поровну» (предметов), «больше», «меньше» (на несколько предметов).

•  сравнивать предметы (фигуры) по их форме и размерам;

•  сопоставлять множества предметов по их численностям (путём составления пар предметов).

Счёт предметов. Чтение и запись чисел в пределах класса миллиардов. Классы и разряды натурального числа. Десятичная система записи чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел; запись результатов сравнения с использованием знаков >, =, <.

Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика.

•  пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом;

•  упорядочивать данное множество чисел.

Сложение, вычитание, умножение и деление, и их смысл. Запись арифметических действий с использованием знаков +, — ,  •, : .

Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.

Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания.

Деление с остатком.

Способы проверки правильности вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с использованием микрокалькулятора).

Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения; распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания); сложение и вычитание с 0; умножение и деление с 0 и 1. Обобщение: записи свойств действий с использованием букв. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений: перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).

Выражения  и  равенства с буквами.  Правила вычисления неизвестных компонентов арифметических действий.

           Универсальные учебные действия:

•  воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырёх ариф-метических действий;

•  контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;

•  сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;

Величины

Сведения из истории математики: старинные меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень, морская миля, верста), массы (пуд, фунт, ведро, бочка). История возникновения месяцев года.

Вычисление одной или нескольких долей значения величины. Вычисление значения величины по известной доле её значения.

      Универсальные учебные действия:

•  упорядочивать данные значения величины;

Работа с текстовыми задачами

Работа с текстом задачи: выявление известных и неизвестных величин, составление таблиц, схем, диаграмм и других моделей для представления данных условия задачи.

Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на …», «больше (меньше) в»; зависимости между величинами, характеризующими процессы купли-продажи, работы, движения тел.

     Универсальные учебные действия:

•  планировать ход решения задачи;

•  прогнозировать результат решения;

•  выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;

Геометрические понятия

Прямоугольник и его определение. Квадрат как прямоугольник. Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. Оси симметрии прямоугольника (квадрата).

Взаимное расположение фигур на плоскости (отрезков, лучей, прямых, многоугольников, окружностей) в различных комбинациях. Общие элементы (пересечение) фигур. Осевая симметрия. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии. Построение симметричных фигур на бумаге в клетку.

•  ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения);

•  характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости;

•  классифицировать треугольники;

Логико-математическая подготовка

Классификация множества предметов по заданному признаку. Определение оснований классификации.

Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и», «или», «если… то…», «неверно, что…» и их истинность. Анализ структуры составного высказывания: выделение в нем простых высказываний. Образование составного высказывания из двух простых высказываний.

Решение несложных комбинаторных задач и других задач логического характера (в том числе задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов).

•  определять истинность несложных утверждений;

•  конструировать алгоритм решения логической задачи;

•  конструировать составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических слов-связок и определять их истинность;

• актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур).

Сбор информации, связанной со счётом, с измерением; фиксирование и анализ полученной информации.

Графы отношений. Использование графов для решения учебных задач.

Простейшие графики. Считывание информации.

Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур, составленные по определённым правилам. Определение правила составления последовательности.

•    собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами;

•  переводить информацию из текстовой формы в табличную.

Тематическое планирование с описанием основных видов учебной  деятельности обучающихся

1 класс  (4 ч в неделю, всего 132 ч)

3 класс  (4 ч в неделю, всего 136 ч)

ОПИСАНИЕ Материально-техническоГО обеспечениЯ образовательного процесса

Оценка достижений планируемых результатов обучения

  1. Как правильно записать цифрами число ШЕСТЬДЕСЯТ ВОСЕМЬ? Отметь свой ответ знаком ۷
  1. Запиши число, которое при счёте следует за числом:

3.   Отметь знаком ۷ верные ответы.

+ 27 О    + 46 О       -30 О _   -51 О

  1. 50        28        13

      Числа 9, 12, 21, 40, 64, 78, 87 расположены

           в порядке увеличения     О

           Это многоугольник         О

            Это не квадрат                      О

            Это не прямоугольник  О

              15+ 8 = 23 О             15 — 8 = 7 О

                   Галка, ворона, окунь, сова, щука, лещ, грач, сом.

      Ответ: .

             Согласовано                                                               Согласовано                                                          Протокол  заседания  ШМО                                         Зам.  директора  по  УВР

от «___ »  _________ 2012 года № ___                        от «___ »  _________2012  года

___________ /____________________

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно