Выбери все верные утверждения о слове чутье

Муниципальное общеобразовательное учреждение

г. Магнитогорска

4 класс

Подготовил

Закирова Ольга Викторовна

Вариант 1

Описание

С кобылкой вот как охотятся: возьмут парусины, натянут на рамку, в середину рамки сделают перекладину, а в парусине сделают прорешку. Эта рамка с парусиной называется кобылкой. С этой кобылкой и с ружьём на заре выходят в лес. Кобылку несут перед собой и высматривают в прорешку фазанов. Фазаны по зарям кормятся на полянках; иногда целый выводок — наседка с цыплятами, иногда петух с курицей, иногда несколько петухов вместе.

С подсаду охотятся вот как: пустят дворную собачонку в лес и ходят за ней. Когда собака найдёт фазана, она бросится за ним. Фазан взлетит на дерево, и тогда собачонка начинает на него лаять. Охотник подходит на лай и стреляет фазана на дереве. Охота эта была бы легка, если бы фазан садился на дерево на чистом месте и сидел бы прямо на дереве — так, чтобы его бы видно было. Но фазаны всегда садятся на густые деревья, в чаще, и, как завидят охотника, так прячутся в сучках. И бывает трудно пролезть в чаще к дереву, где сидит фазан, и трудно рассмотреть его. Когда собака одна лает на фазана, он не боится её, сидит на сучке и ещё петушится на неё и хлопает крыльями. Но как только он видит человека, то сейчас же вытягивается по сучку, так что только привычный охотник различит его, а непривычный будет стоять подле и ничего не увидит.

Из-под собаки охотятся вот как: берут легавую собаку и ходят за ней по лесу. Собака чутьём услышит, где на заре ходили и кормились фазаны, и станет разбирать их следы. И сколько бы ни напутали фазаны, хорошая собака всегда найдёт последний след, выход с того места, где кормились. Чем дальше будет идти собака по следу, тем сильнее ей будет пахнуть, и так она дойдёт до того места, где днём сидит в траве или ходит фазан. Когда она подойдёт близко, тогда ей будет казаться, что фазан уж тут, прямо перед ней, и она всё будет идти осторожнее, чтобы не спугнуть его, и будет останавливаться, чтобы сразу прыгнуть и поймать его. Когда собака подойдёт совсем близко, тогда фазан вылетает, и охотник стреляет.

Часть 1

А. Фазаны гораздо дороже домашних кур.

В. Кобылка — это маленькая лошадка.

2. Выпишите предложение, из которого можно понять, что фазаны — родственники кур.

3. Почему охотнику трудно добывать фазана «с подсаду»? Докажите свой ответ словами из текста.

4. Как называется способ охоты на фазанов с парусиной?

5. Можно ли из текста описания узнать, в каких лесах живут фазаны? Объясните свой ответ.

6. Автор называет собак разными словами. Слово «Собака» уже записано. Найдите в тексте ещё 1 слово, которое имеет это же значение. Запишите его. Дополните своими примерами.

7. Каким словом можно заменить выделенное слово в предложении? Ответ обведите в кружок.

А. вдали В. у дерева

8. Составьте и запишите план текста.

9. Что в этом тексте совпадает с тем, что вы узнали на уроках «Окружающего мира»? Приведите пример.

10. Что в этом тексте не совпадает с тем, что вы узнали на уроках «Окружающего мира»? Приведите пример.

Часть 2

Фазан (описание)

На поляне кормятся 3 выводка фазанов и 4 петуха. Сколько всего фазанов кормятся на поляне, если в каждом выводке одна наседка и 8 цыплят?

14. Выпишите из текста глаголы (4-5), с помощью которых описываются действия охотников.

Определите спряжение выписанных глаголов.

Черепаха

Один раз я пошёл с Мильтоном на охоту. Подле леса он начал искать, вытянул хвост, поднял уши и стал принюхиваться. Я приготовил ружьё и пошёл за ним. Я думал, что он ищет куропатку, фазана или зайца. Но Мильтон не пошёл в лес, а в поле. Я шёл за ним и глядел вперёд. Вдруг я увидал то, что он искал. Впереди его бежала небольшая черепаха, величиною с шапку. Голая тёмно-серая голова на длинной шее была вытянута, как пестик; черепаха широко перебирала голыми лапами, а спина её вся была покрыта корой.

Я отнял черепаху у Мильтона и рассмотрел, как у неё разрисована спина, и какая скорлупа, и как она туда прячется. Когда держишь её в руках и смотришь под скорлупу, то только внутри, как в подвале, видно что-то чёрное и живое. Я бросил черепаху на траву и пошёл дальше, но Мильтон не хотел её оставить, а нёс в зубах за мною. Вдруг Мильтон взвизгнул и пустил её. Черепаха у него во рту выпустила лапу и царапнула ему рот. Он так рассердился на неё за это, что стал лаять, и опять схватил её и понёс за мною. Я опять велел бросить, но Мильтон не слушался меня. Тогда я отнял у него черепаху и бросил. Но он не оставил её. Он стал торопиться лапами подле неё рыть яму. И когда вырыл яму, то лапами завалил в яму черепаху и закопал землёю.

Аршин — примерно 72 см.

Одна черепаха в весну кладёт сотни яиц. Скорлупа черепахи — это её рёбра. Только у людей и других животных рёбра бывают каждое отдельно, а у черепахи рёбра срослись в скорлупу. Главное же то, что у всех животных рёбра бывают внутри, под мясом, а у черепахи рёбра сверху, а мясо под ними.

Часть 1

А. У черепахи рёбра сверху.

В. Собаки всегда охотятся на черепахах.

4. Дополните условие задачи данными из текста. Решите задачу, записав решение по действиям.

собака рябчик

куропатка

8. Как черепаха защищается от хищников? Запишите ответ, если нужно, перечитайте текст ещё раз.

9. Из последнего абзаца выпишите по 2-3 имени существительного в таблицу по склонениям. Можете привести свои примеры. Любое имя существительное просклоняйте.

10. Составьте план текста.

Часть 2

Где Мильтон нашёл черепаху?

Б. дома Г. в норе

Чутьё

Человек видит глазами, слышит ушами, нюхает носом, отведывает языком и щупает пальцами. У одного человека лучше видят глаза, а у другого хуже. Один слышит издали, а другой глух. У одного чутьё сильнее, и он слышит, чем пахнет, издалека, а другой нюхает гнилое яйцо, а не чует. Один ощупью узнаёт всякую вещь, а другой ничего на ощупь не узнаёт, не разберёт дерева от бумаги. Один чуть возьмёт в рот, слышит, что сладко, а другой проглотит и не разберёт, горько или сладко.

Человек, когда захочет узнать вещь, посмотрит её, послушает, как она шумит, иногда понюхает и отведает; но человеку для того, чтобы узнать вещь, нужнее всего её пощупать.

Когда лошадь чего-нибудь боится, она фыркает — прочищает себе нос, чтобы лучше чуять, и до тех пор не перестанет бояться, пока её не обнюхает.

Быки видят, как бьют быков, слышат, как ревут быки на бойне, и всё не понимают, что такое делается. Но стоит корове или быку найти место, где бычачья кровь, да понюхать, и он поймёт, начнёт реветь, бить ногами, и его не отгонишь от того места.

Собаки узнают друг друга и дают друг другу знаки по запаху.

Если малы частицы те, которые отделяются от вещества и попадают в наш нос, то как же малы должны быть частицы те, которые попадают в чутьё насекомых!

Часть 1

А. У всех зверей чутьё одинаковое.

В. У всех зверей чутьё сильнее, чем у человека.

2. Дополните таблицу своими примерами, можно пользоваться текстом.

3. Выпишите из первого абзаца все глаголы, разделив их по типам спряжения.

Собака различает полмиллиона запахов, а человек — всего 5 000 запахов.

А. научный

В. художественный

8. Составьте план прочитанного текста.

9. Из текста выпишите 2-3 слова, в которых

Сделайте звукобуквенный разбор любого слова.

10. Объясните значение слова «навесть». Если нужно, перечитайте текст ещё раз.

Часть 2

Собака Заяц

Пчела Медведь

Кристаллы

Если сыпать в воду соль и мешать, то соль станет расходиться и так разойдётся в воде, что не видать будет соли; но если сыпать ещё и ещё соли, то под конец соль уже перестанет распускаться, а сколько ты её ни мешай, так и останется белым порошком в воде. Вода насытилась солью и больше уж принять не может. Но если разогреть воду, она примет ещё; и соль, та, которая не распускалась в холодной воде, распустится в горячей. Но если ещё насыпать соли, тогда уж и горячая вода не примет больше соли. А если больше станешь греть воду, то сама вода уйдёт паром и соли ещё больше останется. Так на каждую вещь, какую вода распускает, у воды есть мера, дальше чего ей нельзя распустить. Каждой вещи вода распускает больше, когда горячая, чем когда холодная, но всё же — как насытится горячая вода, так дальше уж не принимает. Вещь останется сама по себе, а вода уйдёт паром.

Если насытить воду извёсткой, или другою солью, или ещё чем-нибудь, то каждая вещь, когда вода выйдет паром, сложится по-своему, какая в трёхгранные столбики, какая в восьмигранные, какая кирпичиками, какая звёздочками, — каждая по-своему. Эти-то фигуры разные бывают во всех крепких вещах. Иногда фигуры эти большие, в руку; такие находят камни в земле. Иногда фигуры эти так малы, что простым глазом не разберёшь их; но в каждой вещи есть свои фигуры.

Когда замерзает лёд, то делается то же самое. Летит снежинка — в ней не видать никакой фигуры; но как только она сядет на что-нибудь тёмное и холодное, на сукно, на мех, в ней можно разобрать фигуру: увидишь звёздочку или шестиугольную дощечку. На окнах пар примерзает не как попало, а как он станет примерзать, так сейчас сложится в звёздочку.

Принеси плавленого железа и дай ему остывать; принеси теста горячего и дай ему остывать, — будет тепло. Принеси льду и тай его, — станет холодно. Принеси селитры, соли и всякой вещи, какая в воде расходится, и распускай её в воде, — станет холодно. Чтоб заморозить мороженое, сыплют соль в воду.

Часть 1

А. вода бесцветная.

В. вода не имеет вкуса.

2. К какому виду относится прочитанный вами текст? Выберите верный ответ. Обведите его в кружок.

Б. научно-популярный.

Г. деловой.

Сущ. + прилаг.:

При засолке огурцов взяли 2 столовые ложки соли на трёхлитровую банку. Всего получилось 5 банок по 3 литра. Сколько граммов соли израсходовали на соление огурцов, если известно, что в одной столовой ложке примерно 25 граммов соли?

9. Какой частью речи является выделенное слово в предложении?

Может ли это слово быть другой частью речи? Приведите пример (составьте предложение или словосочетание, где слово «мороженое» является другой частью речи).

10. Выпишите из текста названия 2-3 объектов.

Веществ —

Часть 2

12. Схематично нарисуйте снежинку так, как представляет её Л.Н.Толстой.

13. В предложении выделенное выражение замените одним словом, подходящее по смыслу. Запишите получившееся предложение.

15. Что общего у воды и соли?

Вариант 5

Рассуждение

Бывают места под землёй, где этот воздух собирается, и если попадёшь в такое место, то сейчас умираешь. Для этого в рудниках делают лампы и, прежде чем человеку идти в такое место, спускают туда лампу. Если лампа тухнет, то и человеку нельзя идти, тогда спускают туда чистого воздуха до тех пор, пока может огонь гореть.

Откуда берётся этот дурной воздух? Он делается из того самого хорошего воздуха, каким мы дышим. Если собрать много людей в одно место и закрыть все двери и окна так, чтобы не проходил свежий воздух, то сделается такой же воздух, как в колодце, и люди помрут.

Л.Н.Толстой

1. К какому виду относится прочитанный вами текст? Выберите верный ответ. Обведите его в кружок.

Б. научно-популярный.

Г. деловой.

А. кислород

В. воздух

3. Откуда берётся «дурной воздух»? Кратко запишите ответ на вопрос.

Одна из войн англичан с индейцами началась в 1754 году, а закончилась в 1760 году. Вспомните, сколько дней в году, и посчитайте, сколько ?

7. Заполните таблицу примерами из текста и запишите недостающие названия.

предмета живой природы —

вещества —

10. В предложении выделенное слово замените другим, близким по значению словом, запишите получившееся предложение.

11. Что в этом тексте совпадает с тем, что вы узнали на уроках «Окружающего мира»? Приведите примеры.

13. Внимательно прочитайте 3 абзац, вспомните уроки «Окружающего мира» и запишите, для чего человек в далёкие времена использовал пещеры.

14. Опишите свойства воздуха по предложенному плану:

— запах —

— форма —

Все итоговые комплексные работы в начальной школе. 1 — 4 классы. Математика, окружающий мир, русский язык, литературное чтение / сост. Н.Н.Нянковская, М.А.Танько. — Москва: АСТ, 2014. — 160 с.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно