Выберите формы имен существительных

Употребление форм имен существительных

  • Бодрякова Галина Александровна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Русский язык

Цель: Изучение и освоение форм имен существительных в именительном и родительном падеже множественного числа.

Задачи:

Работая на предыдущем занятии с существительными мужского рода в именительном падеже множественного числа, мы с вами обратили внимание на то, что некоторые существительные имеют окончания а(я), другие — ы(и) . Соответственно, какой возникает вопрос?

Почему одни существительные имеют окончание а(я), другие — ы(и) ? Инженеры или инженера? Договоры или договора? Что же учитывается при выборе форм существительного?

Предположим, не зависит ли форма существительного от структуры слова и ударения?

Проведем небольшой лингвистический эксперимент:

Вывод: видимо, при выборе окончания можно учитывать ударение в слове.

Продолжаем эксперимент.

А если учесть происхождение слова, то какую закономерность можно обнаружить?

Некоторые добавочные указания дает и происхождение слова. Найдите слова французского происхождения с ударными суффиксами ер(ёр). Какое окончание имеет существительное в именительном падеже во множественном числе?

Инженер — инженеры, офицер — офицеры, стажёр — стажёры, шофер — шоферы.

Слова латинского происхождения (на -тор), если они обозначают неодушевленные предметы (индукторы, конденсаторы и др.термины) не принимают окончания а, поэтому рекомендуются формы: тракторы, прожекторы.

Но слова латинского происхождения, обозначающие одушевленные предметы, имеют в одних случаях окончание а, в других — ы: директора, доктора, но авторы, конструкторы, лекторы.

Так, в языке закрепились определенные формы существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа.

Изучите список таких примеров:

адреса, бока, борта, веера, века (но: во веки веков, и в кои веки), вечера, директора, доктора, дома, желоба, жемчуга, жернова, катера, кителя, колокола, купола, мастера, невода, номера, обшлага, окорока, округа, ордера, острова, паруса, паспорта, перепела, писаря, повара, погреба, поезда, профессора, рога, рукава, сорта, сторожа, тенора, терема, тетерева, фельдшера, холода, хутора, черепа, шелка, штемпеля.

Обратимся ко второму списку. Чем отличаются данные существительные и почему? Какая форма свойственна книжной речи, преимущественно письменной, а какая — устно-разговорной, профессиональной, устарелым формам?

бункеры — бункера, возы — воза, ветры — ветра, годы — года, гробы — гроба, договоры — договора, инспекторы — инспектора, инструкторы — инструктора, корректоры — корректора, коробы — короба, крейсеры — крейсера, кузовы — кузова, лекари — лекаря, отпуски — отпуска, пекари — пекаря, прожекторы — прожектора, редакторы — редактора, секторы — сектора, слесари — слесаря, токари — токаря, томы — тома, цехи — цеха, якори — якоря, ястребы — ястреба.

Наблюдается стилистическое разграничение.

А в третьем списке? Стилистическое или смысловое различие определяет разные формы?

Слова — омонимы:

боровы (кабаны)- борова (дымоходы), корпусы (туловища) — корпуса (здания, войсковые соединения), лагери (общественно-политические группировки) — лагеря (военные, детские), мехи (кузнечные, бурдюки) — меха (выделанные шкуры), образы (художественно-литературные) — образа (иконы), ордены (рыцарские и монашеские общества), — ордена (знаки отличия), поясы (географические) — пояса (части одежды), соболи (животные) — соболя (меха), тоны (звуковые) — тона (переливы цвета), тормозы (препятствия) — тормоза (приборы), учители (идейные руководители) — учителя (преподаватели), хлебы (печеные) — хлеба (на корню), цветы (растения) — цвета (окраски).

Так, можно выявить определенные закономерности, влияющие на выбор окончания существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа.

Практическая работа № 1. Работа в группах (устно).

Выберите подходящий вариант из скобок, свой выбор мотивируйте.

Какие же окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

Чтение начала рассказа М.М.Зощенко «Кочерга», включая предложения: «Но тут директор осекся. Он перестал диктовать:».

Почему осекся директор? Действительно, как правильно сказать? Пять кочерёг.

Анализ примеров.

Окончания родительного падежа множественного числа:

Какие формы являются нормативными? Какие стилистическими вариантами, какие формы колеблются?

Практическая работа № 2. Работа в группах (письменно).

  1. Фруктовый сад занимал площадь свыше пяти гектар: .
  2. В магазине имеется большой выбор чул:к: и нос:к: .
  3. В нашем буфете продают салат из свежих огурцов и помидор: .
  4. Тускло горели огарки стеариновых свеч: .
  5. В эту душную ночь приятно ощущать свежесть льняных простын: .

Контрольная «точка» № 1. Выполнение тестов. Запишите ответы.

В каком ряду расположены имена существительные, которые в форме множественного числа родительного падежа имеют окончание —ей.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

Контрольная «точка» № 2. Литературная правка.

Так, учились находить и исправлять грамматико-стилистические ошибки, применять литературные нормы в употреблении форм имен существительных в именительном и родительном падеже множественного числа.

Список литературы

10.01.2009

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно