Выберите из данных утверждений верные однородными называются

Рабочая программа

по учебному курсу  «Русский язык»

Базовый уровень

Пояснительная записка

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в данной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, данная рабочая  программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование уменийопознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

     Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
  • организационные(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

В учебном процессе формирование указанных компетенций происходит в тесной взаимосвязи. При этом последовательность изучения разделов и тем определяется в соответствии с избранной концепцией преподавания русского языка.

Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения используется учебник  «Русский язык: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений» М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова; под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2006.

Особое место в системе работы по русскому языку, в первую очередь по развитию речи и языкового мышления учащихся, занимают межпредметные связи. Она должна охватывать и лексику текстов по разным предметам (в первую очередь терминологию и общенаучную лексику), и сам текст — его строение применительно к разным учебным предметам.

Основные задачи, предложенные программой курса, содержание и структура курса, формулировки тем, интерпретация отдельных положений, выдвигаемые требования, соответствуют государственному образовательному стандарту по русскому (родному) языку и литературе, направлены на реализацию образовательного стандарта.

В результате изучения русского языка ученики должны

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

•        основные единицы языка, их признаки;

уметь:

  • употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств;
  • уместно употреблять предложения с вводными словами и вставными конструкциями:
  • правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами;
  •     находить пунктограммы,  обосновывать постановку соответствующих знаков препинания;
  • правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

Содержание программы

Синтаксис.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.

Предложение Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.

Предложения утвердительные и отрицательные.

Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.

Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.

Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Синтаксическая синонимия. Стилистические различия между синтаксическими синонимами.

Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Отражение в языке культуры и истории народа.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).

Урок № 5.Входной контроль

Гроза

Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя воротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я прислушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шуршанию мышей в овсяной соломе.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных грозой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей.Я сидел рядом с отцом, глядел на блестевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на уходившую темную, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.

Грамматическое задание.

  1. Найдите два прилагательных: качественное и относительное.
  2. Произведите синтаксический разбор предложения с причастным оборотом (I вариант) и с деепричастным оборотом (II вариант).

Как я покупал собаку (по тексту Б. Емельянова)

        Огромный сеттер понравился мне с первого взгляда. Навстречу мне он чуть приподнял свою умную, лобастую голову и по приказу хозяина шагнул вперед, сурово и с достоинством.

        К машине мы вышли вместе с хозяевами собаки. Томка уселся на заднем сиденье. Когда машина тронулась с места, Томка вздрогнул и оглянулся. Вслед за Томкой я тоже посмотрел назад. Старый его хозяин все стоял у ворот, жена хозяина вытирала платком глаза.

        Прошло двадцать минут, полчаса… Ноги мои затекли, становилось все труднее сидеть, и наконец я не выдержал. Я взял Томку за ошейник и легонько тряхнул. Пес всхрапнул, доверчиво потянулся ко мне всем телом и только потом открыл глаза. И вдруг… в собачьих темных зрачках мелькнул ужас. Томка оскалил зубы и зарычал злобно, непримиримо.

        К концу третьего дня я дал телеграмму в Орехово-Зуево. Хозяин приехал за своей собакой тотчас же, с ночным поездом.

        В ту же ночь Томка уехал со своим хозяином-другом.

(430 слов).

Вариант I.

А. Двусоставное предложение обязательно содержит оба главных члена предложения.

В. Прямые дополнения относятся к переходным глаголам.

Д. Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения.

А. Маленькая гостиная была неуютной.

В. Мы с Аликом принялись за работу.

  1. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.

Б. Стану сказывать я сказку.

Г. Я буду строить новый дом.

А. Он был высокого роста.

В. Я был рад помочь вам.

  1. Укажите неверное утверждение.

а) ставится, если перед сказуемым стоят слова это, значит, вот;

в) ставится, если перед сказуемым стоит частица не;

  1. Найдите предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.

Б. Жизнь прожить не поле перейти.

Г. Сердце не камень.

Е. У сильного всегда бессильный виноват.

А. Мастер чинит телефон.

В. Буря мглою небо кроет.

  1. Найдите предложение с прямым дополнением.

Б. Книги лежали на столе.

Г. Лесник шагнул через порог.

А. Я начал разыскивать потерянную клюшку.

В. Врач запретил мне читать лежа.

  1. Найдите предложение с согласованным определением.

Б. Поездку домой ожидали все.

Г. Деревенские улицы тонули в зелени.

А. Мы мальчишки собирались иногда группами и шли в лес.

В. Мы были в музее А.С.Пушкина великого русского писателя.

  1. Найдите предложение с обстоятельством времени.

Б. Кругом кричали коростели.

Г. Он изменился до неузнаваемости.

А. Как парус чайка там белеет в высоте.

В. Опытный шахматист сделав неудачный ход сдался.

Д. Поезд шел не останавливаясь.

  1. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

режи..ер           сс     с      с      сс

коми..ия           с      сс     с      сс

пье..а                 сс     с      сс     с

А. Он, думаяо своем, попросилнасзайти.

В. Он, думаяо своем, попросилнасзайти.

Оценки:

Вариант II.

А. Подлежащее может выражаться различными частями речи.

В. Прямое дополнение может относиться только к глаголам и выражается только винительным падежом.

  1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено наречием.

Б. Далече грянуло «ура».

Г. Лучший из учеников был награжден грамотой.

  1. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

Б. Сирень начинает отцветать в начале лета.

Г. В путешествии мы узнали очень много интересного.

  1. Найдите предложение с составным именным сказуемым.

Б. Он не станет со мной дружить.

Г. Я должен был признать свои ошибки.

Тире между подлежащим и сказуемым:

б) ставится, если подлежащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи.

г) не ставится, если перед сказуемым стоит сравнительный союз.

А. Знание это сила.

В. Эти равнины словно бескрайнее море.

Д. Я всем чужой.

  1. Укажите предложение, в котором выделенное слово является дополнением.

б) Отец подарил мне мяч.

г) Туча закрыла полнеба.

А. Я сегодня поймал было рыбку.

В. У коменданта я нашел Швабрина.

  1. Укажите предложение,  в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме.

Б. Он наконец научил сына по часам узнавать время.

Г. Для меня жить – значит работать.

А. Березы подмосковные шумели вдалеке.

В. Чьи-то кони стояли у двора.

  1. Укажите предложение, в котором нет приложения (знаки препинания не расставлены).

Б. Среди старых книг он нашел роман Спартак.

Г. Первое условие для дружеского сближения искренность.

А. Он был направлен в московский госпиталь на излечение.

В. При старании вы можете добиться больших успехов.

  1. Укажите предложения, в которых обстоятельство обособляется (знаки препинания не расставлены).

Б. При малейшей удаче он необыкновенно ободрялся.

Г. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.

                            а)     б)     в)     г)

д..виз                   и      и      е      е

р..петиция           и      е      и      е

  1. Найдите правильный ответ.

Б. Проводив туристов до нужной им тропки, лесниквернулсяв дом

Г. Проводивтуристов донужнойим тропки, лесниквернулсяв дом

За 16 правильных ответов – «5»; за 13-16 – «4»; за 9 – 12 – «3».

  1. Укажите верное утверждение:

Б. Прямое дополнение может выражаться только именем существительным.

Г. Однородность-неоднородность определений зависит от значения.

А. Опоздавшие пассажиры спешили занять свои места.

В. У этого мастера золотые руки.

  1. Укажите предложение, в котором неверно выделено сказуемое.

Б. Погода была хорошая.

Г. Я долго не мог с ними встретиться.

А. Я не мог думать об этом.

В. Я поехал бы в город.

  1. Укажите верные утверждения.

а) если подлежащее выражено существительным в им.п., а сказуемое – словосочетанием числительного в им.п. с существительным в род.п.;

в) при наличии частицы не перед сказуемым;

  1. Найдите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.

Б. Познание и жизнь неотделимы.

Г. Волк коню не товарищ.

  1. В каком предложении неверно подчёркнуты подлежащее и сказуемое?

Б. Дежурный сегодня Семёнов.

Г. Первый долг человека в жизни – передавать другим своё ремесло.

  1. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме.

Б. Мы решили укрыться от дождя.

Г. Помнить – значит предвидеть.

А. Мужчины постарше собрались на охоту.

В. Дети наблюдали за летящим в небе самолетом.

  1. В каком предложении нужно обособить определение, выраженное причастным оборотом.

Б. Можно было видеть лежавший в широкой излучине город.

Г. Он шел по извивавшейся между деревьями тропинке.

А. Чижа захлопнула злодейка-западня.

В. Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана.

  1. Найдите предложение с обстоятельством меры.

Б. Мы ехали шагом.

Г. Он сделал это назло.

А. Как увижу ее я и сам не свой.

В. Делай сам как знаешь.

  1. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

реп..тиция           е      е      е      и

вопл..тить            а      о      о      а

фест..валь             е      и      и      е

А. Онабыла в тени, просила помочьей в надеждебыть неузнанной

В. Онабыла в тени, просилапомочьейв надеждебыть неузнанной

Д. Онабылав тени, просилапомочьейв надеждебытьнеузнанной

За 16 правильных ответов – «5»; за 13-16 – «4»; за 9–12 — «3»

I в.: 1 Б; 2 В; 3 Г; 4 А; 5 в; 6 Б, Д; 7 Б, В; 8 А; 9 В; 10        Г; 11 Б; 12 В; 13 Г, Д; 14 г; 15 Г.

III в.: 1 Г; 2 Г; 3 В; 4 А; 5 б, в; 6 В; 7 Д; 8 А; 9 А; 10 В; 11 Г; 12 В; 13 Б; 14 б; 15 Б.

В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.

Размеры жертвы крокодила ничуть не смущают. **На суше он её не убивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву сразу хищник не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу или под водой, и подождёт, пока добыча «отмокнет».

Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие — греться на песчаном берегу водоёма.  При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая вперёд задние ноги. Здесь он хозяин.

Грамматическое задание.

1-й вариант *        2-й вариант **

Урок № 41. Обобщение по теме «Односоставные предложения». Тест

1.  Укажите неверное утверждение.

Б.  Односоставные предложения могут быть распространенными.

Г.  Пропуск члена предложения в произношении может быть выражен паузой.

A.  День ясен.

B.  Что бы это значило?Г.  Мне нездоровится.

3.  Укажите определенно-личные предложения.

B.  В доме шумят.

Д. Быть грозе великой.

A.  Вот парадный подъезд.

B.  В дверь постучали.

Д. Будут долго вспоминать его рассказы

A.  Бездонную бочку водой не наполнишь.Б.  Скоро светать будет.

6.  Найдите обобщенно-личные предложения.

Б.  Вечерами работал ось особенно хорошо.

Г.  Любишь кататься — — люби и саночки возить.

A.  Мне холодно.

B.  Это домик под толевой крышей.Г.  Третий час дня.

8.  Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.

B.  В избе жарко натоплено.Г.  Уходим завтра в море.

9.  В каких примерах неверно расставлены знаки препинания?

Б.  Вот море: вот пермские дремучие леса.

Г.  Нигде не дышится вольней, родных лугов, родных полей.

За 18 правильных ответов– «5»; за 14-17 – «4»; за 10-13-«3».

1.  Укажите неверное утверждение.

Б.   В определенно-личных предложениях сказуемое стоит только в форме 2-го лица.

Г.   В неполных предложениях может быть пропущен любой член предложения.

A.  За дверью бегают.Б.  Сестра — — врач.

Г.  Мне не хватает нежности твоей. Д. Его звали Григором.

A  Иду по улице нарядной.

B.  В воздухе пахнет сосновой смолой.Г. Будем вместе служить.

4.  Найдите неопределенно-личные предложения.

Б.  Травы скашивают рано утром.

Г. Выберите себе книгу по вкусу.

5.  Укажите безличные предложения.

Б.  И в переулках пахнет морем.

6.  Найдите обобщенно-личное предложение.

B.  Егорушке дали ложку.

7.  Укажите назывные предложения.

Б.  Поговори со мною, мама.

Г.  Третье декабря тысяча девятисотого года.

8.  Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.

Б.  Вам с лимоном или с вареньем?

Г.  Оставайтесь дома.

9.  В каком примере неверно расставлены знаки препинания?

B.  Гроза была обложная, и гремело отовсюду.Г.  Спела бы рыбка песенку, да голоса нет.

За 16 правильных ответов – «5»; за 12-15 – «4»; за 8-11-«3».

1.  Укажите неверное утверждение.

Б.  Односоставные предложения могут быть неполными.

Г. Односоставные предложения могут быть нераспространенными.

A  Кто морю возвратит тепло и свет?Б.  Не страшны нам ничуть расстояния.

Д. Четверть роты скосило.

A.  Без грамматики никому нельзя обойтись.

B.  Усердней с каждым днем гляжу в словарь.Г.  Зимним холодом пахнуло на поля и на леса.Д.  Так забудь же про свою тревогу.

A. Друга узнают в несчастье.

B.  Цыплят по осени считают.

5.  Укажите безличные предложения.

Б.  Что же мне так больно и так трудно?

Г.  Красуйся, град Петров!

Е. Светло и чисто небо в мае.

A. Штили, а не бури —  ужас для парусных судов.Б.  Береги платье снову.

Д. Ведут ко мне коня.

7. Укажите назывные предложения.

Б. Только что смерклось.

Е. Вишневый сад теперь мой.

A. Восхищаешься чугунным узором оград.Б. Литературу люблю до самозабвенья.

Д. Перед нами небывалые пути.

A. После ливня —  ни грозы, ни ветерка.Б. Летом светает рано, а зимой — поздно.

Оценки:

Ответы

II в.: 1 Б; 2 А, Г, Д; 3 А, Г; 4 Б, В; 5 А, Б; 6 Г; 7 Г, Д; 8. Б, Д; 9. Б.

Урок № 45. Р/р. Написание сочинения в форме репортажа.

Урок № 55-56.Изложение

Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились высокой похвалы.

        Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

        Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.

Урок № 95. Обобщение по теме «Предложения с обращениями, вводными конструкциями, междометиями». Тест

1. Укажите неверное утверждение.

Б. Обращения могут быть распространенными и нераспространенными.

Г. Обращение может стоять в любой части предложения.

A.  Платком взмахнула у ворот моя любимая.Б. Я вернусь к тебе Россия.

Г. Жизнь моя по-прежнему теки!

Е. Любимый город может спать спокойно.

3.  Укажите предложения с нераспространенным обращением  (знаки препинания не расставлены).

Б. Товарищ верь ты победишь.

Г. Ты помнишь Алеша дороги Смоленщины?

Е. Здравствуй красавица Волга!

4. Найдите предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания.

Б. Для тебя единственная, ласковая я нашел хорошие слова.

Г. Мы с тобою, ветер!

Е. Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

A.  При помощи вводных слов говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.

B.  Вводные слова и предложения на письме выделяются только запятыми.

6. Найдите предложения, в которых выделенные слова являются вводными (знаки препинания не расставлены).

Б.  Словом Гаврика терзали сомнения.

Г.  Кстати бывает только то что остроумно.

Е.  Разговор принял как будто бы самый мирный оборот.

A.  Работа над повестью идет медленно, и кажется, верно.

B.  Весь день собирался дождь, и, наконец, к вечеру тучи рассеялись.

Д. Может быть, и донные снега хранят мой одинокий след.

8.  Найдите предложения, в которых есть междометия (знаки препинания не расставлены).

Б. Ах какая стоит тишина!

Г. О камень стукает копытом проголодавшийся олень.

Е. О камни плещется зеленая вода.

A.  Нет мало в России родиться, чтоб русским считаться по праву.

B.  В его лице было выражение силы да именно силы.

Д. Нет героев не поставить на колени.

10. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

            А)  обрести[  ];                      г)  обрес[ти];

              в)  обрест[и];                        е)  обрест[и];

A.  Следовательно,  зеленыезаслоныотделяютжилищаот    пыли.

B.  Следовательно,  зеленыезаслоныотделяютжилищаот    пыли.

Д.   Следовательно, зеленыезаслоныотделяютжилищаот    пыли.

За 21-22 правильных ответа – «5»; за 16-20 – «4»; за 12-15 – «3».

1.  Укажите неверное утверждение.

Б.  Обращения имеют форму именительного падежа.

Г.  Обращения могут выделяться запятыми и восклицательным знаком.

A.  Жизнь моя ничуть не стала тише.

B.  Тополи скорей идите во поле.

Д. Дорога нас в дальние дали зовет.

Ж. Пожелай мне доброго пути.

A.  О жизнь моя как ты мне дорога!

B.  Распахни мне объятья свои густолистый развесистый лес!

Д. Пой гармоника вьюге назло.

Ж. Про родимый край баян сыграй.

А. Люди мира, на минуту встаньте!

В. Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живем.

Д. Сыны снегов, сыны славян, зачем вы мужеством упали?

5.  Укажите неверное утверждение.

Б. Вводные слова могут выделяться скобками или тире.

Г. Междометия могут выделяться запятыми с двух сторон.

A.  Ночью весь мир огромный кажется проще.

B.  Правда на свете одна только истинная.

Д. Лежали тихие снега. Вдруг как пошла крутить пурга!

7.  Укажите примеры, в которых неверно расставлены знаки препинания.

Б. Мы простимся с тобой у порога, и быть может навсегда.

Г. Ночью вероятно было прохладно, и окна отпотели.

Е. Призыв твой, стало быть, пал на почву, всегда взрыхленную.

A.  О камни плещется зеленая вода.

B.  О дорожные камни изранены ноги босые.

Д. О я хочу безумно жить.

Ж. О нашей любви говорить мы не будем.

A.  Мы — — гуманисты да!

B.  Отмечен был огнем да гарью суровый сорок первый год.

Д. Нет счастья вне родины, каждый пускает корни в родную землю.

Ж. Нет я был слишком счастлив.

11.  Найдите правильный разбор слова по составу:

б) расположившись;                         д)  расположившись;

12.  Укажите правильный ответ.

Б. Леса,   поля   и   реки,   выолицетворяетекрасотумоейРодины.

Г. Леса,   поля   и   реки,   выолицетворяетекрасотумоейРодины.

Оценки:

ВАРИАНТ III

A.  Обращение называет того, кому адресована речь.

B.  Внутри распространенного обращения не может быть однородных членов.

2.  Найдите предложения с обращением (знаки препинания не расставлены).

Б. Стихи мои спокойно расскажите про жизнь мою.

Г. Нынче друзья собрались за столом.

Е. Сладко спи моя красавица.

A.  Степь широкая, степь безлюдная, что ты так смотришь пасмурно?

B.  Отколе, умная, бредешь ты, голова.

4.  Укажите неверное утверждение.

Б. Вводное предложение, осложняющее простое предложение, составляет вместе с ним сложное предложение.

Г. Вводные предложения могут выделяться скобками.

A.  Навстречу нам шла шхуна должно быть в Тамань.

B.  Было трудно может быть труднее только мне на все достанет сил.

Д. В солнечный день так чудесно бывает в толпе на большой улице.

6.  Укажите примеры, в которых неверно расставлены знаки препинания.

Б. Я, впрочем, может быть сам виноват.

Г. По словам Аксакова, весна, лучшее время года.

Е. Пожалуй, жизнь — одна из самых интересных книг.

A.  Опушка к сожалению приглянулась не нам одним.

B.  Знаете ли вы например какое наслаждение выехать весной до зари?

Д. Любовь думал я сильнее смерти и страха смерти.

8.  Укажите предложения, в которых есть одновременно обращение и вводное слово (знаки препинания не расставлены).

Б. Ты Алексей винтовку бы все-таки вычистил.

Г. Ты верно Моцарт чем-нибудь расстроен?

Е. Лиза казалось не шла а летела.

A.  Я ошибался, да, но не лгал ни разу в жизни.

B.  Я хотел что-то сказать да признаюсь, и сказал.

Д. Татьяна ах! а он реветь.

10. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

А)  забы[ть];                  г) забы[ть];

А)  забыть[  ];                г) забыть[  ];

А. СобственноговоряСашапопросишького-нибудьпомочьтебе.

В. Собственноговоря   Саша   попросишького-нибудьпомочьтебе.

Д. Собственно   говоря   Саша   попросишького-нибудьпомочьтебе.

Оценки:

Ответы:

II в.: 1 В; 2 Б, В; 3 А, В; 4 Б, Е; 5 Б; 6 Б, Г; 7 Б, Г; 8 Б, Г, Д; 9 А, Б, Е, Ж; 10 в; 11 д; 12 Д.

Урок № 87. Обобщение по теме «Обособленные члены предложения». Тест

  1. Укажите неверные утверждения.

Б. На письме обособленные члены выделяются запятыми, реже – тире.

Г. Не обособляются определения и приложения, если они относятся к личному местоимению.

Е. Обособляются обстоятельства уступки с любыми предлогами.

А. Он нетерпеливо теребил снятую с правой руки перчатку.

В. Он вышел на палубу заставленную ящиками.

Д. Свившие себе гнездо ласточки кружились около дома.

  1. В каком примере нужно обособить одиночное определение?

Б. Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу.

Г. Изумленный прохожий о чем-то спросил.

А. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.

В. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой.

Д. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам.

  1. Найдите, в каких предложениях приложение надо обособить.

Б. Старик Гуревич бывший преподаватель гимназии занимался французским языком сразу с несколькими недорослями.

Г. Наш повар Климов заболел.

  1. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки при обособлении приложений.

Б. Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.

Г. Старший из них, Миша, учился с нами в одном классе.

Е. Москвич Илья снова приехал в свой родной город.

А. Распластав белые крылья, пролетает над тундрой сова.

В. Увалы, холмы, долины уходили вдаль, меняя цвета и оттенки.

  1. Укажите предложение, в котором не нужно обособлять одиночное деепричастие (знаки препинания не расставлены).

Б. С печки свесясь гляжу на собравшихся гостей.

Г. Петя задыхаясь бежал из гимназии домой.

А. На стене в календаре красное число.

В. Это было в самом начале войны в глухой деревушке.

  1. В каких предложениях имеются пунктуационные ошибки при обособлении уточняющих членов предложения?

Б. За исключением, отдельных учеников, все учатся хорошо.

Г. Многие газы, например водород, легче воздуха.

Е. Хозяин, Илья Ильич, был большой охотник до лошадей.

                         а)     б)     в)     г)

     ш..нель            и      е      е      и

вп..чатление    е      и      е      е

а) нарядно    (одеться);

в) нарядно    (одеться);

  1. Укажите правильный ответ.

   Б. Мы, туристы, шлидолго, досамогоутра.

   Г. Мы, туристы, шлидолго, досамогоутра.

За 21 правильный ответ – «5»; за 16 – 20 – «4»; за 12 – 15 – «3».

  1. Укажите неверные утверждения.

Б. Всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению

Г. Обособленные приложения могут выделяться при помощи тире.

Е. Уточняющими могут быть только второстепенные члены предложения.

А. В небе ярко блестели небрежно насыпанные звезды.

В. Заросшая проселочная дорога жалась к реке.

Д. Утомленный штормом капитан спустился в свою каюту.

  1. В каком примере не нужно обособить одиночное определение?

Б. За синими морями забытый он угасал один.

Г. Плачет бедная без устали она.

А. Разморенные жарой, люди двигаются медленно, вяло.

В. Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.

Д. Машина долго кружила по улицам, похожим на сады.

  1. Найдите, в каких предложениях приложение надо обособить.

Б. Это был матрос Жухрай.

Г. Пришел январь месяц крепких морозов.

  1. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки при обособлении приложений.

Б. Из-за угла вышел Федька, наш молодой режиссер.

Г. Юрию, как уроженцу юга, было трудно привыкнуть к климату Арктики.

  1. Найдите предложение, в котором неправильно обособлен деепричастный оборот.

Б. Напившись чаю, перед рассветом я выходил на охоту.

Г. Вон, покинув звездный хоровод, на трубе сидит звезда-красавица.

А. Прощаясь молодые люди раскланивались.

В. Дядя смотрел на бабушку прищурясь.

  1. Найдите предложение, в котором не нужно обособлять выделенное обстоятельство.

Б. На той стороне за рекой запевал соловей.

Г. Поворачиваются за солнцем в течение долгого дня почти все цветы.

А. Внизу, в закурившемся тумане шумел лес.

В. Ленькина бабушка, Александра Федоровна, работала в школе.

Д. Самое устье реки Тумнина, то есть вход в море, очень узко.

  1. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам.

    р..ликвия        е      и      е      е

    п..норама        а      о      а      о

  1. Найдите правильный разбор слова по составу:

б)  пропада[я];

г)  пропада[я];

   А. Бекас,небольшая серая птичка с носом,взмахнув крыльями,взлетает.

   В. Бекас,небольшая сераяптичкас носом,взмахнув крыльями,взлетает.

   Д. Бекас,небольшая серая птичка с носом,взмахнув крыльями,взлетает.

Оценки:

Вариант III.

A. Обособление — признак значительной самостоятельности слова.

B. Обычно между приложением и существительным, выраженным именем нарицательным, ставится дефис.

Д.Не всегда обособляются обстоятельства уступки с предлогом вопреки.

  1. Найдите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).

Б. Всегда решительный и смелый брат на этот раз колебался.

Г. Брат вернулся усталый и встревоженный.

Е. На карнавале в костюме феи Лена привлекла всеобщее внимание.

А. На лестнице показался парень, заспанный и опухший, в красной рубашке, выпущенной из-под жилета.

В. Мы вышли на террасу и, усталые, сели на каменные лавки.

Д. Насыщенные холодом тучи ползли над городом.

  1. Найдите, в каких предложениях приложение надо обособить.

Б. Норка ценный пушной зверек разводится в питомниках.

Г. Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется все переделать.

Е. Уроженец Тамбова Николай снова приехал в свой родной город.

A.  Бугорков любил Травкина, своего земляка-волжанина.

B. На собрании присутствовал почетный гость -знатный кузнец Прохор.

Д. В свой завтрашний день мы — — сильные смотрим спокойно.

  1. Найдите предложения, в которых неверно обособлено обстоятельство.

Б. Он, лежа, читает.

Г. Он слушал, затаив дыхание.

Е. Путники двинулись дальше, отдохнув.

A. Каштанка, вскочив, присела и, протягивая к коту морду, залилась лаем.

B. Спотыкаясь и падая, люди бежали вперед.

Д. Она, опустив голову, и, закрыв лицо руками, вышла на крыльцо.

  1. В каких предложениях имеются пунктуационные ошибки при обособлении уточняющих членов предложения?

Б. Настя вставала далеко до солнца в предрассветный час, по трубе пастуха.

Г. В отличие от журавля, цапли плохо привыкают к человеку.

Е. В песок, чистый, серовато-желтоватый песок, уходила дорога.

  1. Найдите правильный разбор слова по составу:

б)         подоит[и];                д) подойти[ ]

  1. Укажите правильный ответ.

Б. Врач Ивановкаклучшийхирургизвестенвсем.

Г. ВрачИвановкак лучший хирургизвестенвсем.

Е. ВрачИвановкак лучший хирургизвестенвсем.

За 21 – 22 правильных ответа – «5»; за 16 – 20 – «4»; за 12 – 15 – «3».

I в.: 1 Г, Д, Е; 2 В, Е; 3 А; 4 Г, Е; 5 Б, Д; 6 А, В; 7 Б; 8 В; 9 Б, В; 10 Б, В; 11 а; 12 а; 13 А.

III в.: 1 Б, Г; 2 Б, В, Е; 3 Б, Г; 4 Б, Г, Е; 5 Б, Д; 6 Б, В, Г; 7 Б, Д; 8 Б, Д; 9 г; 10 г; 11 Г.

Вариант I.

А. Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.

В. Стихотворный текст цитируется только с использованием кавычек.

2.Найдите предложения с прямой речью (знаки препинания при прямой речи не расставлены).

Б. Стой, братцы, стой, кричит Мартышка.

Г. Учитель спросил ребят, кто из них дежурит.

3.Укажите предложения с косвенной речью.

Б. Лесничий сказал, будто он видел на озере лебедей.

Г. Дежурный сообщил об отсутствующих.

  1. Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.

Б. Врач спросил, какая у меня температура.

Г. Городничий сообщает чиновникам, что он пригласил их, чтобы сообщить им пренеприятное известие.

5. Укажите верное оформление предложений с прямой речью.

Б. «Что с тобой происходит?» — все время спрашивали меня.

Г. «Отпусти меня погулять». – Просил Саша.

6.Найдите неправильный способ цитирования.

Б. А.Т.Твардовский говорил, что «кроме смеха гневного, саркастического и непрощающего – есть еще смех радости…».

Г. А.Т.Твардовский говорил, что смех может быть не только «гневным, саркастическим и непрощающим», «есть еще смех… озорства».

За 10 правильных ответов – «5»; за 8 – 9 – «4»; за 6 – 7 – «3».

  1. Укажите неверное утверждение.

Б. Предложения с косвенной речью передают только содержание чужой речи.

Г. При цитировании отдельных слов можно менять их форму.

А. Незнакомец поинтересовался, в каком направлении ему идти.

В. Чай, уморился, голубчик мой, проговорила бабушка.

Д. По мнению многих, Байкал – самое красивое озеро в мире.

А. Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня.

В. Кто-то спросил меня о повестке собрания.

Д. Тренер мне посоветовал, чтобы я глубже дышал.

А. Сокол отвечает Ужу, что я знаю счастье, я храбро бился.

В. Отец спросил меня, какой фильм мне понравился больше всего.

Д. Художник А.Дейнека говорил, что он любит спорт.

А. «Где твой дневник»? – спросила мать.

В. «Вот твой новый учитель,» — сказал отец.

Д. «Что за чудный пес!» — ликовал я.

А. Н.В.Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решил собрать в кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

В. В своей комедии «Ревизор» Гоголь «решил собрать в кучу все дурное в России, все несправедливости и посмеяться над всем».

Оценки:

Вариант III.

А. Существуют различные способы цитирования в зависимости от цели использования чужих слов.

В. Стихотворный текст лучше цитировать, не используя кавычек.

  1. Найдите предложения с прямой речью (знаки препинания при прямой речи не расставлены).

Б. Я сказал, что люблю цветы, только не такие.

Г. Пугачев прервал меня, сказав, это не мое дело.

  1. Укажите предложения с косвенной речью.

Б. Валя позвала всех и сказала, что Уля нашла лилию.

Г. «У вас случилось что-то нехорошее, Олеся?» — осторожно прикасаясь к ее руке спросил я.

  1. Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.

Б. Мария Сергеевна попросила меня принести свой дневник.

Г. Клава с живым интересом поинтересовалась, можно ли ей играть.

  1. Укажите неверное оформление предложений с прямой речью.

Б. «А ваше имя как», — спросила помещица?

Г. «Отпусти его,» — шепнул я на ухо Бирюку….

  1. Найдите неправильный способ цитирования.

Б. А.Т.Твардовский писал о Пушкине, что «у каждого — он свой, и он входит в нашу жизнь в самом начале ее».

Г. А.Т.Твардовский говорил, что Пушкин «входит в нашу жизнь… и уже не покидает нас…».

За 13 правильных ответов – «5»; за 10 – 12 – «4»; за 7 – 9 – «3».

I в.: 1 В; 2 Б, Д; 3 А, Б; 4 А, Д; 5 А, Б; 6 В.

III в.: 1 Г; 2 А, В, Г; 3 Б, Д; 4 А, Б, Д; 5 Б, В, Г; 6 Б.

(1) Ночь еще только что обняла небо, но Бульба всегда ложился рано. (2) Он развалился на ковре, накрылся бараньим тулупом, потому что ночной воздух был довольно свеж и потому что Бульба любил укрываться потеплее, когда был дома. (3) Он вскоре захрапел, и за ним последовал бы весь двор. (4) Все, что ни лежало в разных его углах, захрапело и запело. (5) Прежде всего заснул сторож, потому что более всех напился для приезда паничей.

(По Н.Гоголю)

А1. Определите стиль текста.

2) художественный;

4) разговорный.

1) Описание;

3) повествование с элементами описания;

А3. Укажите номер предложения (-ий), в котором (-ых) выражена главная мысль текста.

А4. Какое художественное средство использует автор в предложении 17 (Она была какое-то странное существо в этом сборище безжизненных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой)?

2) эпитет;

4) повтор.

1) Метафора;

3) олицетворение;

А6. Какой художественный прием использует автор в предложении 21?

2) олицетворение;

4) эпитет.

1) Мучила бессонница;

3) вспоминала прошлое;

А8. Какое из утверждений не соответствует содержанию текста?

2) трудно жилось женщинам Запорожья того «удалого века»;

4) с нетерпением ждала мать наступления утра.

1) 20; 2) 11; 3) 21; 4) 7.

1) 6; 2) 23; 3) 17; 4) 9.

В1. Укажите стиль текста.

В3. Среди предложений 17–20 укажите предложение, осложненное сравнительным оборотом.

В5. Из предложения 3 выпишите словосочетание со способом подчинительной связи примыкание.

В7. Среди предложений 21–23 укажите предложение с обособленным обстоятельством.

В9. Среди предложений 13–17 укажите предложение с обособленным дополнением.

Ключ

  1. Сочинение в жанре репортажа по темам упражнения.
  2. Сочинение по картине Б. М. Кустодиева «Шаляпин» (портретный очерк).

Основная литература:

2. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И. Харитонова. М.:«Дрофа», 2008.

Дополнительная литература:

2. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.:ТЦ «Сфера», 2009.

4. Русский язык. 5-11 классы: конспекты нетрадиционных и интегрированных уроков. Формирование межпредметных связей на уроках / авт.-сост. Н.А. Шарова. – Волгоград: Учитель, 2008.

6. Финтисова О.А. Уроки русского языка в 8 классе: поурочные планы (по программе М.М.Разумовской)/ авт.- сост. О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2007.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно