Выберите из списка названия определенных фаз

Транскрипт

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС 1 1 Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу. 1. Выберите из списка названия определенных фаз экономического цикла: 1) сецессия; 2) рецессия; 3) депрессия; 4) диверсификация; 5) подъем. 2. Выберите из списка большие социальные группы: 1) семья; 2) сословия; 3) общественные классы; 4) этнические общности; 5) школьный класс. 3. Выберите характерные черты молодежной субкультуры: 1) конформизм; 2) вызов ценностям взрослых; 3) культ знаний; 4) повышенное внимание к культуре досуга; 5) радикализм. 4. Определите признаки правового государства: 1) взаимная ответственность гражданина, общества и государства; 2) наличие конституции; 3) принцип разделения властей; 4) верховенство права над институтами власти; 5) законотворческая деятельность

3 3 6 «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. 1. Правительство РФ определяет основные направления оборонной политики и осуществляет руководство обороной страны. 2. Формами чувственного познания мира являются ощущения, восприятия, представление. 3. Одной из причин безработицы является изменение потребительского спроса на товары и услуги. 4. Любая религия предполагает наличие связи между человеком и всемогущим Богом, возможность взаимодействия человека с ним. 5. Примером массовой культуры могут служить популярные сегодня у людей разных возрастов компьютерные игры и другие виртуальные развлечения Решите задачу. Между акционерным обществом Гесиод и обществом с ограниченной ответственностью Марс возник спор по вопросу о праве собственности на складское помещение. АО Гесиод обратилось к мировому судье с исковым заявлением против ООО Марс. Правильны ли действия АО Гесиод по защите своих интересов? Какова процедура решения подобных споров? Свой ответ обоснуйте.

4 4 8 Решите задачу. 15-летний россиянин Сергей работает в течение летних каникул по программе трудоустройства подростков. График работы — через день с 12 до 19 с часовым перерывом на обед. Спустя месяц руководитель изменил условия работы, мотивируя это низкой производительностью труда. Теперь Сергей работает с 12 до 20 каждый день кроме субботы и воскресенья. Правомерны ли действия работодателя? Свой ответ обоснуйте. 9 Соотнесите форму познания и её особенность. ОСОБЕННОСТЬ А) знания является побочным продуктом практической деятельности Б) знания существуют в форме художественных образов В) знания раскрываются в процессе повествования Г) знания направлены на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности ФОРМА ПОЗНАНИЯ 1) миф 2) наука 3) обыденное знание 4) искусство А Б В Г

6 6 12 Объедините следующие понятия в классификационную схему. Понятия: товарная, инфляция, гиперинфляция, скрытая, причины и результат, галопирующая, ценовая, темпы, открытая, ползучая

8 8 14 Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы: В возрасте от трех до пяти лет Гаргантюа растили и воспитывали по всем правилам, ибо такова была воля его отца, и время он проводил, как все дети в том краю, а именно: пил, ел и спал; ел, спал и пил; спал, пил и ел. Вечно валялся в грязи, пачкал нос, мазал лицо, стаптывал башмаки, ловил частенько мух и с увлечением гонялся за мотыльками, подвластными его отцу И точно: мальчику взяли в наставники великого богослова, магистра Тубала Олоферна, и магистр так хорошо сумел преподать ему азбуку, что тот выучил ее наизусть в обратном порядке, для чего потребовалось пять лет и три месяца. Затем учитель прочел с ним Доната, Фацет, Теодоле и Параболы Алана, для чего потребовалось тринадцать лет, шесть месяцев и две недели После этого Гаргантюа возымел охоту со всем возможным прилежанием начать заниматься под руководством Понократа, но тот для начала велел ему следовать прежней методе: Понократу нужно было уяснить себе, каким способом за столь долгий срок бывшие наставники Гаргантюа ничего не сумели добиться и он вышел у них таким олухом, глупцом и неучем Чтобы вернее достигнуть своей цели, Понократ ввел Гаргантюа в общество местных ученых, соревнование с коими должно было поднять его дух и усилить в нем желание заниматься по-иному и отличиться. Затем он составил план занятий таким образом, что Гаргантюа не терял зря ни часу: все его время уходило на приобретение полезных знаний. Итак, вставал Гаргантюа около четырех часов утра. В то время как его растирали, он должен был прослушать несколько страниц из Священного писания, которое ему читали громко и внятно, с особым выражением, для каковой цели был нанят юный паж по имени Анагност, родом из Ваше. Затем три часа он слушал чтение.после этого выходили на воздух и, по дороге обсуждая содержание прочитанного, отправлялись ради гимнастических упражнений в Брак или же шли в луга и там играли в мяч, в лапту, в пиль тригон, столь же искусно развивая телесные силы, как только что развивали силы духовные.в играх этих не было ничего принудительного: они бросали партию когда хотели и обыкновенно прекращали игру чуть только, бывало, вспотеют или же утомятся. Сухо-насухо обтерев все тело, они меняли сорочки и гуляющей походкой шли узнать, не готов ли обед. Франсуа Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль

10 10 15 Решите обществоведческий кроссворд

12 12 16 Перед вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологи, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) вы будете ее рассматривать. Ваша работа будет оцениваться жюри по следующим критериям: 1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование ее значимости для общественных наук и социальной практики. 2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы. 3. Уровень аргументации: а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений; б) опора на научные теории, владение понятиями курса; в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт; г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.). 4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы. Темы: 1. «Есть только одна подлинная ценность это связь человека с человеком». (А. де Сент-Экзюпери). 2. «В бизнесе ни один шанс не теряется: если вы его загубили, его отыщет ваш конкурент». (А. Маршалл). 3. «Эпоха демократии эпоха экспериментов, новых идей и авантюр». (А. де Токвилль). 4. «Правителями становятся ловкие подбиратели голосов». (К. Победоносцев). 5. «Правоспособность есть база для возникновения других конкретных прав». (Т.В. Кашанина). 6. «Способность умно наполнить свободное время есть высшая ступень личной культуры» (Б. Рассел). 7. Старые люди как музеи:их посещают не ради фасада, а ради сокровищ, которые хранятся внутри. (Жанна Моро).

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно