Выберите начальную форму глагола синело

Урок русского языка по теме «Размышляем о прошедшем времени». 3-й класс

  • Бутырина Юлия Владимировна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа

Цели:

Оборудование: учебник «К тайнам нашего языка» 1 часть и тетрадь — задачник 2 часть для 3-его класса, авторы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, карточки с глаголами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

На доске запись: пишешь, свяжешь, лежит, слушал, открыл, бежит, заплыл, хлопал.

— Прочитайте слова. Что объединяет эти слова? (Это глаголы).

— Назовите глаголы с безударной гласной в корне. (Лежит, бежит).

— Запишите их, подбирая к ним проверочные слова. (Лежит — лёжа, бежит -бег).

— Назовите глаголы с безударной гласной в приставке. (Открыл, закрыл). Выпишите их на следующей строке, выделите приставки. Давайте вспомним правило написания приставок.

— Назовите глаголы с безударными личными окончаниями. (Пишешь, свяжешь).

— Пока мы с вами не научились выбирать букву гласного в безударном личномокончании глаголов, поэтому при списывании оставьте «окошки» в опасном месте. (Пиш.шь, свяж.шь.)

— Назовите глаголы, которые у нас остались. (Слушал, хлопал).

— Определите время глаголов.

— Как вы узнали, что это глаголы прошедшего времени? (По вопросу: что делал? И по суффиксу прошедшего времени -л- ).

— В какой части слова глаголы имеют безударную гласную? (В глагольном суффиксе)

— А как надо действовать, чтобы выбрать нужную букву гласного в глагольном суффиксе? (В безударных суффиксах глаголов прошедшего времени пишется тот же глагольный суффикс, что и в неопределённой форме: слушал -слушать, хлопал — хлопать).

III. Постановка цели урока.

— Прочитайте слова. Какое им вы можете дать название? (Слова напечатаны на карточках и выставлены на доске.)

Говорил, светила, играло, читали, вспоминали, белело, ловило, прыгал, наступило, посеяла, посадил, собрали, шуршал, звенела, вылетели, синело.

— Осуществите классификацию глаголов по самостоятельно найденному признаку. При проверке карточки с глаголами перераспределяются по группам.

ГЛАГОЛЫ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ

— Сегодня на уроке мы продолжим наблюдать за глаголами прошедшего времени. Будем учиться изменять их по числам и родам, продолжим работу по правильному написанию родовых окончаний глаголов прошедшего времени.

IV. Работа по учебнику.

— Чтобы определить правильный ход наших действий, выполним задание упражнения № 296.

— Прочитайте отрывок из стихотворения Ю.Мориц.

Марфы на кухне стоял_ лукошко,

В котором дремал_ домашняя кошка.

— Нет ли слова, значения которого вам нужно уточнить? К какому словарю обратимся? (Справочные страницы толкового словаря с.121. Лукошко — ручная корзина из прутьев.)

— Спишите строки, сохраняя «окошки» и отмечая другие орфограммы.

— Определите, к какой части речи относятся слова с «окошками»?

— Какую орфографическую задачу надо решить, чтобы закрыть «окошки»?

— Давайте определим план наших действий. Какие слова помогут узнать род и число глаголов прошедшего времени? Выберите правильные буквы и впишите их в «окошко» пастой другого цвета.

Физминутка

— Давайте немного отдохнём. Я буду называть глаголы и другие части речи. Если услышите глагол — приседаете, если назову другую часть речи — выполняете любое движение кроме приседания.

Чёрный, чернел, чернота, рыбак, рыбачил, рыбный, замолчали, молчание, смешной, смех, смешил.

V. Закрепление.

— Узнайте, откуда эти строки? Назовите автора и произведение.

Тут и мыл_ по_скочил_ и вц_пил_сь в в_л_са,

И юлил_, и мылил_, и кусал_, как _са.

(Задание № 297, с.32 — задачник)

— Вставьте буквы. Как будем решать орфографические задачи? (Объяснение детей по цепочке).

— Поработайте в парах и покажите строение всех глаголов.

Проверка: в каком глаголе есть особый суффикс (постфикс)? (Вцепилось).

— В каких глаголах есть приставка? (Подскочило, вцепилось).

— Назовите глагол с суффиксом -а-. (Кусало).

Повторение пройденного материала.

А) Найдите «лишнее» слово. Слова записаны на доске.

Ве.ло, прыг.ло, та.ло, рисовал, пад.ло.

— Какое слово лишнее? Почему? (Рисовал — глагол мужского рода).

— Как будете решать орфографические задачи? (По неопределённой форме глагола, так как в одном глаголе суффикс в неопределённой форме и суффикс в прошедшем времени всегда один и тот же. Веять — веяло, прыгать — прыгало, таять — таяло, падать — падало).

— Запишите глаголы, выделяя суффиксы и окончания.

Б) Отредактируйте предложения, употребив глаголы в нужной форме.

(Дети работают в паре по карточкам).

1) Неожиданно залаяла собака, и Рита пугалась её.

3) Машина въезжает во двор и остановилась.

Самостоятельная работа. К каждому глаголу подобрать и записать синоним, сохраняя грамматический признак глагола.

В) Прочитайте предложения. К каждому из них составьте по два новых, в которых указывались бы две разные причины того, о чём говорится в данном предложении.

1) Дети долго смеялись.

2) В лесу стоял размеренный стук.

Возможный вариант ответа.

1) Папа рассказал забавную историю. По телевизору показали весёлый фильм. 2) Лесник вырубал старое дерево. Дятел строил гнездо.

Домашнее задание.

Используя глаголы прошедшего времени, дома запишите небольшой рассказ о каком-нибудь забавном случае, который произошёл с вами или с вашим другом.

VI. Итог урока.

— О какой форме глагола мы говорили сегодня на уроке?

— Как изменяются глаголы прошедшего времени?

— Почему окончания глаголов прошедшего времени называют родовыми?

— Как правильно выбрать букву безударного гласного в суффиксе глагола прошедшего времени.

7.12.2013

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно