Выберите неверный вариант основные механизмы рынка труда

Введение

Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока — основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе. Нельзя согласиться с мнением о том, что урок совершенно изжил себя. Дидактические и воспитательные возможности урока далеко не исчерпаны.

Сегодня настало время рассматривать воспитательный, развивающий и дидактический потенциалы урока с позиций новых целей и нового содержания образования.

Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Талант педагога — в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования.

Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.

Содержание учебного предмета на уроке — мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности.

Сегодня в педагогической среде развернулась дискуссия о стандартах литературного образования школьников. Вопрос очень острый и злободневный. Есть учебные предметы, содержание которых не поддается формализации и стандартизации. Один из них — литература.

Использование новых технологических схем урока требует от учителя понимания того, эффективна ли применяемая схема с точки зрения реализации задач обучения и воспитания, или ее применение — только дань моде.

Но технологию урока нельзя растаскивать по кускам, по отдельным понравившимся приемам. Она должна применяться как система. В противном случае утрачивается и образовательный, и воспитательный смысл применяемой технологии [Григорьев Д.В. Событийный подход к воспитательному пространству // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования / под ред. Н.Л. Селивановой, Л.Н. Новиковой, Е.И. Соколовой. Калуга :ИУУ, 2010. С. 66–71.].

Как правило, большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока — активная познавательная деятельность детей. Но ведь намного проще организовать деятельность учащихся только на одном уровне — репродуктивном. Вот почему у нас так живуча и популярна система уроков, базирующихся на пятизвенной структуре: оргмомент, опрос, новый материал, закрепление, домашнее задание. И еще одна проблема, связанная с применением современных технологий.

Для анализа мотивационной сферы учения школьников важна характеристика их отношения к нему. Так определяя три типа отношения — отрицательное, нейтральное и положительное, приводит четкую дифференциацию последнего на основе включенности обучающегося в учебный процесс. Это очень важно для управления учебной деятельностью школьника. Можно подразделелить положительное отношение к учению на:

а) положительное, неявное, активное, означающее готовность школьника включиться в учение;

б) положительное, активное, познавательное;

в) положительное, активное, личностно-пристрастное, означающее включенность школьника как субъекта общения, как личности и члена общества. Другими словами, мотивационная сфера субъекта учебной деятельности или его мотивация не только многокомпонентна, но и разнородна и разноуровнева, что лишний раз убеждает в чрезвычайной сложности не только ее формирования и учета, но даже адекватного анализа.

В исследовании проблемы учебной мотивации отмечается связь уровня умственного развития обучающихся и развития, формирования их мотивационной сферы, мотивации. Так в процессе их психического развития развивается и мотивация. Это позволяет утверждать, что «высокий исходный уровень умственного развития выступает, с одной стороны, важнейшим условием реализации исходного уровня мотивации ребенка, с другой — условием формирования положительной мотивации в процессе учебной деятельности. При этом устанавливается прямая зависимость между высоким уровнем умственного развития и складывающимися положительными мотивационными тенденциями, и наоборот. В то же время выявлена зависимость между мотивацией, которая представляет собой предпосылку учебной деятельности, и успешностью обучения детей с высокой и средней мотивацией.

Установлено также чрезвычайно важное для организации учебной деятельности положение о возможности и продуктивности формирования мотивации через изменение целеполагания учебной деятельности. У подростков может быть сформирован личностно-значимый смыслообразующий мотив и что этот процесс реализуется в определенной последовательности становления его характеристик. Как отмечают авторы, сначала учебно-познавательный мотив начинает действовать, затем становится доминирующим и приобретает самостоятельность и лишь после осознается, т.е. первым условием является организация, становление самой учебной деятельности. При этом сама действенность мотивации лучше формируется при направлении на способы, чем на результат деятельности. В то же время эта характеристика мотивации по-разному проявляется в разных возрастных группах в зависимости от характера учебной ситуации и жесткости контроля учителя. Так, чем младше школьник, тем теснее зависимость действенной мотивации от характера учебной ситуации и жесткости контроля учителя, зависимость формирования действенности как первой ступени учебно-познавательного мотива от обязательности ситуации и контроля присутствующего учителя. В целом исследования учебной мотивации школьников показывают недостаточный уровень ее стихийной сформированности, принципиальную возможность ее целенаправленного ступенчатого развития, учитывающего особенности возраста с преимущественной ориентацией на способы деятельности (не на результат).

Психологически устойчивость определяется исследователями как способность поддерживать требуемый уровень психической активности при широком варьировании факторов, действующих на человека. Применительно к учебной мотивации ее устойчивость — это такая динамическая характеристика, которая обеспечивает относительную продолжительность и высокую продуктивность деятельности как в нормальных, так и в экстремальных условиях. Основываясь на системном представлении устойчивости, исследователи рассматривают ее в комплексе с такими характеристиками учебной мотивации, как сила, осознанность, действенность, сформированностьсмыслообразующего мотива деятельности, ориентация на процесс и т.д.

Связь устойчивости мотивационнои структуры (ориентации на процесс — результат — вознаграждение — давление) с ее динамичностью состоит в дифференциации компонентов в структуре, их упорядочении с тенденцией к устойчивости структуры. При этом такие характеристики мотивационнои структуры, как ускоренная динамика внутриструктурных изменений, движение компонентов внутренней мотивации (процесс — результат) к упорядочению, четко выраженная тенденция к дифференцированности, являются показателями устойчивости структур с мотивационной ориентацией на процесс. Это позволяет исследователям предполагать, что абсолютное доминирование процессуальной мотивации придает структуре большую устойчивость. Процессуальная мотивация является как бы содержательным и «энергетическим» ядром структуры, от которого зависит устойчивость и особенности ее изменчивости. В тех случаях, когда процессуальная и результативная мотивационные ориентации занимают первое и второе места в структуре, уровень ее устойчивости еще выше — это первый по силе влияния фактор. Установлено, что к психологическим детерминантам устойчивости относятся:

1) исходный тип мотивационной структуры;

2) личностная значимость предметного содержания деятельности;

3) вид учебного задания. Установлено также, что наиболее сильными являются внутренние факторы, такие как доминирование мотивационнои ориентации, особенности внутриструктурной динамики и психологическое содержание мотивационной структуры.

Сильным, влияющим на изменение мотивационных структур фактором является проблемная ситуация, которая через необходимость выбора, снятие оценки и временных ограничений побуждает человека к творческой активности. Установлено, что:

а) доминирующая мотивационная ориентация выявляется в продукте деятельности,

б) фактором, опосредующим влияние мотива на особенности продукта, является его личностная значимость,

в) психологическое содержание личностной значимости зависит от типа мотивационной структуры. Выявлено качественное своеобразие связей между типом мотивационной структуры, особенностями продукта деятельности и характеристиками ее субъектов. Так, на основе экспериментальных данных было выделено несколько групп студентов по критерию качественного своеобразия сочетаний таких характеристик, как особенности структуры мотивации, продукта, особенности протекания экспериментальной деятельности, субъектные характеристики. Качественно-количественный анализ мотивационных характеристик испытуемых позволил определить группу наиболее творческих, способных, готовых к поиску, экспрессивных и общительных студентов. В их структуре мотивации устойчиво доминирует ориентация на процесс; внутриструктурные изменения характеризуются ярко выраженной тенденцией упорядоченности и дифференцированию компонентов структуры под влиянием фактора времени и условий деятельности. Продукт деятельности испытуемых этой группы (тексты) отличается своеобразием, яркостью, высокой эмоциональностью, логической последовательностью, аргументированностью, личностной включенностью, творческим характером.

В исследованиях по этой проблеме раскрыты факторы, через которые можно воздействовать на внутриструктурную динамику мотивационных структур, а следовательно, управлять их перестройкой. К таким факторам относятся:

  • снятие оценки и временных ограничений;

  • демократический стиль общения;

  • ситуация выбора;

  • личностная значимость;

  • продуктивный, творческий вид работы.

Творческий характер проблемной ситуации стимулирует тенденцию к дифференцированию и упорядочению компонентов структуры, т.е. тенденцию к ее устойчивости. Все рассмотренное свидетельствует о сложности учебной мотивации как психологического феномена, управление которой в учебном процессе требует учета ее структурной организации, динамичности, возрастной обусловленности [Новикова Л.И. Смена парадигмы воспитания – назревшая проблема педагогики // Изв. РАО. 2009. С. 32–39.].

Учебная мотивация, представляя собой особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (ориентированной на процесс и результат) и внешней (награду, избегание) мотивации. Существенны такие характеристики учебной мотивации, как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности.

Методика и технология наблюдения и анализа воспитательного аспекта урока предусматривает выявление и оценку таких параметров:

  • педагогическая целесообразность постановки воспитательной цели урока в целом и промежуточных целей воспитания учеников на отдельных этапах урока с учетом возможностей содержания учебного материала, возрастных и индивидуальных особенностей учеников, уровня их воспитанности;

  • рациональная интеграция в воспитательном процессе на уроке основных компонентов системы всестороннего воспитания личности (морального, умственного, экономического, эстетичного и др.);

  • мотивационная установка на личностно-ориентированный подход к воспитанию учеников на уроке и пути его реализации;

Выявление и реализация воспитательного потенциала

  • выявление и реализация воспитательного потенциала содержания учебного материала в сопоставлении с воспитательными целями и задачами урока

  • оптимальность выбора принципов воспитания учеников и путей их реализации на уроке

  • эффективность выбора и реализации методов, форм и средств воспитательного влияния на учеников в процессе обучения на уроке;

  • психолого-педагогическое управление процессом воспитания, самовоспитание, самосовершенствование учеников на уроке;

  • контроль, самоконтроль, коррекция воспитания учеников на уроке.

Педагогическая целесообразность постановки воспитательной цели урока предусматривает:

  • мотивацию постановки воспитательных целей и задач (социальная, психологическая, педагогическая, профессионально-ориентированная, этическая, эстетичная и др.);

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика, уровня их воспитанности при постановке и реализации воспитательных целей и задач;

  • определение воспитательной цели — доминанты, путей ее достижения на уроке

  • коррекцию воспитательных целей и задач в ходе урока;

  • вооружение учеников умениями формирования нужд в самовоспитании; постановки цели самовоспитания, определение путей ее достижения;

  • контрольно-аналитическая деятельность учителя и учеников по правильной постановки воспитательной цели и ее достижения.

Интеграция основных компонентов системы воспитания личности предусматривает:

Знание социально-педагогической значимости основных составных системы

  • знание социально-педагогической значимости основных составных системы воспитания личности и их сущности;

  • определение педагогически целесообразного комплекса основных компонентов системы воспитания личности на основе выявления у них общих элементов;

  • выбор отдельного компонента-доминанты на основе соотнесения его с воспитательной целью и задачами урока, уровня воспитанности учеников;

  • обеспечение интеграции целей и задач обучения, воспитание и развития личности.

Мотивационная установка на личностно-ориентированный подход к воспитанию учеников на уроке предусматривает:

  • переведение установки на воспитание личности ученика из внешнего плана во внутреннюю потребность;

  • начертание перспективы воспитания, проектирование и моделирование доминирующих на данном уроке направлений воспитания личности ученика;

  • объединение социально значащих и личностных мотивов воспитания и самовоспитание учеников в процессе обучения;

  • осознание конечного результата воспитания как социально-психологического, профессионального, этического статуса воспитанного человека.

Выявление и реализация воспитательного потенциала содержания учебного материала предусматривает:

  • анализ содержания темы урока с целью выяснения его воспитательных возможностей;

  • определение тех воспитательных элементов, которые целесообразно реализовать именно на данном уроке в конкретном классе с учетом нужд, возрастных и индивидуальных особенностей учеников, уровня их воспитанности;

  • отбор учебного материала из дополнительных источников информации

Выбор принципов воспитания учеников на уроке и путей их реализации предусматривает:

  • учет при выборе принципов воспитания учеников содержания учебного материала, поставленных целей и задач воспитания, уровня воспитанности учеников;

  • выделение педагогически целесообразного комплекса принципов воспитания учеников на данном уроке, в том числе принципа-доминанты, выбор рациональных путей их реализации;

  • коррекция реализации принципов воспитания учеников в процессе обучения в зависимости от психолого-педагогической ситуации, которая создалась на уроке.

Выбор и реализация методов, форм и средств воспитания учеников в процессе обучения предусматривает:

  • целесообразность выбора и реализации форм, методов и средств воспитания учеников согласно содержанию учебного материала, воспитательной цели и задач;

  • использование дифференцированного подхода к выбору методов и средств воспитательного влияния на учеников с учетом их индивидуальных особенностей;

  • рациональное объединение фронтальных форм воспитательной работы с учениками на уроке;

  • вооружение учеников методами и приемами самовоспитания;

  • коррекцию (в случае необходимости) в ходе урока использования форм, методов и средств воспитания.

Национальное воспитание учеников в процессе обучения

Национальная идея воспитания молодежи триумфально проходит во всех работах последнего десятилетия — уроки независимости и суверенитета.

Моральное воспитание учеников в процессе обучения

Одной из важных задач, которые стоят перед современными общеобразовательными учебными заведениями, является моральное воспитание, возрождение духовности молодого поколения. Мораль — особая форма гражданского сознания, вид социальных отношений, которые выражаются в понятиях добра и зла, справедливости, чести, достоинства и др.

Умственное воспитание учеников в процессе обучения

Умственное воспитание — один из основных компонентов воспитательного аспекта урока. Обучение — это и сфера деятельности учеников, в которой наиболее в полной мере осуществляется умственное развитие ребенка.

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учеников в процессе обучения

В формировании личности ученика трудовое воспитание занимает важное место.

Эстетическое воспитание учеников в процессе обучения

В более широком плане сущность эстетичного воспитания состоит в формировании, у учеников способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, усвоении эстетичных понятий, изготовлении вкусов и идеалов, в развитии творческих задатков и талантов в области искусства.

Физическое воспитание учеников в процессе обучения

Составной содержания физического воспитания является формирование, у учеников санитарно-гигиенических навыков организации труда и умного отдыха, правильного чередования умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной физической деятельностью.

Экономическое воспитание учеников в процессе обучения

В условиях создания государства, перехода на рыночный путь развития экономики особый вес приобретают содержание и средства экономического образования и воспитание молодежи.

Экологическое воспитание учеников в процессе обучения

Цель экологического образования и воспитания — формирование экологической культуры личности как формы регуляции взаимодействия человека с природой [Новикова Л.И. Смена парадигмы воспитания – назревшая проблема педагогики // Изв. РАО. 2009. С. 32–39.].

Таким образом, воспитательные компоненты могут включать различнуютематику.

Дидактический материал — вид учебного оборудования представляет собой печатное пособие, по которому учащиеся самостоятельно выполняют задания преподавателя.

Выделяют следующие значимые принципы обучения, реализуемые при разработке дидактических материалов:

1) принцип доступности;

2) принцип индивидуальной направленности;

3) принципы наглядности и моделирования;

4) принцип прочности;

5) принцип познавательной мотивации;

6) принцип проблемности.

Разработка дидактических материалов производится строго по определенным этапам:

  • определение целей обучения на уроке;

  • отбор содержания учебного материала и методики его преподавания;

  • определение области и цели использования дидактических материалов

  • разработка уроков с использованием дидактических материалов;

  • проектирование заданий для отобранных уроков;

  • выбор адекватного способа представления дидактического материала;

  • выбор средств, участвующих в разработке;

  • разработка дидактических заданий;

  • формирование методического аппарата;

  • разработка методических рекомендации;

  • выработка критерия оценки результатов обучения;

  • разработка средств контроля знаний и способов их применения;

  • интерпретация полученных результатов.

Дидактические материалы, участвующие в процессе обучения, могут в себе содержать задачи, иллюстративные задания, таблицы, схемы, тесты, рисунки, вопросы, которые помогают учителю проконтролировать знания учащихся, а школьникам — самостоятельно оценить уровень своей подготовки. Дидактический материал рекомендуется применять систематически, только тогда он обеспечит прочное усвоение материала.

Рассмотрим основную информацию по теме, которую представим в виде дидактических материалов.

Тема : «Рынок труда»

Занятость населения

Рис.1.Население страны

Экономически активное население (называемое также рабочей силой) включает две категории — занятых и безработных(Табл.1.).

Таблица 1

Экономически активное население

При отнесении или неотнесении того или иного лица к числу занятых используется критерий одного часа. В России при обследовании занятости к числу занятых относятся лица, работавшие один час и более в обследуемую неделю. Использование данного критерия связано с тем, что необходимо охватить все виды занятости, которые могут существовать в стране, — от постоянной до краткосрочной, случайной и других видов нерегулярной занятости.

Экономически неактивное население

Рис.2.Экономически неактивное население

Рассмотренные выше категории экономической активности населения не предполагают, что однажды попав в какую-либо группу, человек остается там навсегда. Рынок труда обладает высокодинамичной природой, поэтому следует рассматривать не только численность каждой группы на определенный период времени, но и перемещение (потоки) людей между различными группами.

К занятым в экономике относятся лица, которые в отчетном периоде выполняли работу по найму за вознаграждение, а также приносящую доход работу не по найму, работу на семейном предприятии без оплаты, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации, для которых эта работа является основной. Сюда относятся также лица, которые временно отсутствовали на работе по разным причинам (ежегодный отпуск, учебный отпуск, болезнь, выходные и праздничные дни, отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации и др.).

Занятые лица включают:

  • наемных работников в трудоспособном возрасте

  • лиц, работающих на себя

  • работников семейных предприятий (включая работу без оплаты)

работодателей

  • членов кооперативов

  • колхозников и лиц занятых в домашнем хозяйстве

  • наемных работников пенсионного возраста

  • работающих лиц младше трудоспособного возраста

К безработным относятся лица в возрасте экономически активного населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно трем критериям:

  • не имели работы (другого доходного занятия);

  • занимались поиском работы в любой форме;

  • были готовы приступить к работе.

Пенсионеры, студенты, учащиеся и инвалиды относятся к безработным, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к работе.

Тест по теме «Занятость»

Тема: «Понятие безработицы»

Безработица — социально-экономическое явление, выступающее как отсутствие занятости у определенной, большей или меньшей части экономически активного населения, способной и желающей трудиться.

По методологии МОТ безработными считаются лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы и готовы приступить к ней. Из их общей численности выделяются безработные, официально зарегистрированные в органах государственной службы занятости и получившие этот статус в соответствии с законодательством о занятости.

В современной экономике безработица рассматривается как естественная и неотъемлемая часть рыночного хозяйства. Она способствует:

  • улучшению качественной структуры рабочей силы, ее конкурентоспособности как товара;

  • формированию нового мотивационного механизма и соответствующего отношения к труду;

  • повышению самоценности рабочего места и укреплению связи человека с трудом;

  • наличию трудового резерва на случай необходимости быстрого развертывания нового производства.

В этой связи большой интерес представляет классификация форм безработицы по различным критериям (табл. 2.).

Таблица 2

Виды безработицы

Задание:

Граждане страны И. долгое время не могут найти работу по специальности, поскольку изменился спрос на рабочую силу: ряд профессий устарел и стал невостребованным. Длительная безработица чередуется с краткими периодами временной, случайной работы. Выберите из приведенного ниже списка характеристики безработицы в стране И. и запишите цифры под которыми они указаны.

  1. Сезонная 4. Структурная

  2. Скрытая 5. Фрикционная

  3. Застойная 6. Открытая

2.Фрикционная безработица возникает в случае:

а) низкой мобильности населения;

б) отсутствия рынка труда;

в) демографического спада;

г) появления одних профессий и исчезновения других.

3. Структурная безработица возникает в случае:

а) экономического спада;

б) диспропорции спроса и предложения на рынке труда;

в) перемены места жительства работников;

г) несовершенства трудового законодательства.

4. Циклическая безработица возникает в случае:

а) кризиса на товарных рынках страны;

б) перемены места жительства работников;

в) сезонного характера деятельности;

г) несовершенства трудового законодательства.

Тема: «Рынок труда»

Рынок труда — экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровеньоплаты труда.

Таблица 3

Функции рынка труда

Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг.

Спрос на рабочую силу находится в обратной зависимости от ставки реальной заработной платы, которая определяется как отношение номинальной зарплаты к уровню цен. На конкурентном рынке труда кривая спроса на труд имеет отрицательный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы спрос на труд падает.

Предложение труда определяется численностью населения, долей в нем трудоспособного населения, средним числом часов, отработанных рабочим за год, качеством труда и квалификацией рабочих.

Предложение труда зависит от величины заработной платы. Кривая предложения труда имеет положительный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается.

МОДЕЛИ РЫНКА ТРУДА

В западных экономических теориях рынок труда — это рынок, где реализуется один из прочих производственных ресурсов. Здесь можно выделить четыре основных концептуальных подхода к анализу функционирования современного рынка труда.

В основе первой концепции лежат постулаты классической политэкономии. Приверженцы этой концепции полагают, что рынок труда, как все прочие рынки действуют на основе ценового равновесия, т. е. основным рыночным регулятором служит цена — в данном случае рабочей силы (заработная плата). Именно с помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие Инвестиции в образование и квалификацию (в человеческий капитал) — это аналоги инвестиций в машины и оборудование. Согласно модели ценового равновесия, индивид «инвестирует в квалификацию» до тех пор, пока не понижается норма прибыли на эти вложения. Из неоклассической концепции следует, что цена на рабочую силу гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, а безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие.

Классическая модель рынка труда

Иного подхода к объяснению функционирования рынка труда придерживаются кейнсианцы и монетаристы. В отличие от неоклассиков они рассматривают рынок труда как явление постоянного и фундаментального неравновесия.

Кейнсианская модель, в частности, исходит из того, что цена рабочей силы (заработная плата) жестко фиксирована и практически не меняется (особенно в сторону уменьшения). Этот элемент никак не доказывается, он берется как безусловный факт. Поскольку же цена по данной концепции не является регулятором рынка, такой регулятор должен быть привнесен извне. Его роль отводится государству, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может данное неравновесие ликвидировать.

Как и сторонники кейнсианского подхода, представители школы монетаристов (прежде всего М.Фридмен) исходят из жесткой структуры цен на рабочую силу, более того из предпосылки их однонаправленного, повышательного движения. Монетаристами вводится понятие некого естественного уровня безработицы, отражающего структурные характеристики рынка труда, делающего цены на нем негибкими, препятствующими нормальному его функционированию, усугубляющими его неравновесие и, стало быть, безработицу.

Еще один распространенный подход к механизму функционирования рынка труда представлен школой институционалистов. Основное внимание в ней уделяется анализу профессиональных и отраслевых различий в структуре рабочей силы и соответствующих уровней заработной платы. Здесь пролеживается отход от макроэкономического анализа и попытка объяснить характер рынка особенностями динамики отдельных отраслей, профессиональных и демографических групп.

И, наконец, в марксистской экономической теории рынок труда определяется как рынок особого рода. Его отличает от других разница товара «рабочая сила» и физического капитала. Если рабочая сила в процессе труда создает стоимость, то все прочие виды ресурсов лишь переносятся на новую стоимость самим трудом. В силу этого марксисты полагают, что рынок рабочей силы, хотя и подчиняются общим рыночным закономерностям, имеет существенные особенности, поскольку сама рабочая сила как субъективный фактор производства, будучи товаром, в то же время активно влияет на соотношение спроса и предложения, на свою рыночную цену.

Таким образом, рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товаров рынка. Регулятором здесь являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы — заработной плате.

Тест: Приложение А

Тема : «Трудовые ресурсы: формирование и использование»

Исходную базу для определения количественных характеристик трудовых ресурсов страны, региона или населенного пункта образуют показатели численности, состава и движения населения соответствующей территории. Конкретно имеются в виду следующие показатели:

1) средняя численность населения за год:

(1 )

где Рн — численность населения на начало года,

Рк — численность населения на конец года;

2) общий коэффициент рождаемости (n) за год (в промилле):

(2)

3) общий коэффициент смертности (m) за год (в промилле):

(3)

4) естественный прирост (убыль) населения за год (Е):

(4)

где Ni — число новорожденных за год,

NJ — число умерших за год;

5) коэффициент естественного прироста населения (Кe) (в промилле):

(5)

6) механический (миграционный) прирост (убыль) населения за год (С):

(6)

где Mi — число прибывшего населения за год,

Мj — число выбывшего населения за год;

7) коэффициент механического прироста населения (Км):

(7)

8) общий прирост населения за год (∆Р):

(8)

9) коэффициент общего прироста населения (К0) (в промилле):

(9)

10) перспективная (прогнозируемая) численность населения на конец анализируемого года или на начало следующего года (Рк):

(10)

Трудовые ресурсы состоят из трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте и работающих в народном хозяйстве граждан моложе и старше трудоспособного возраста.

Итак, численность трудовых ресурсов (Т) определяется следующим образом:

(11)

где Ртр — численность населения в трудоспособном возрасте;

Рпeн — работающие лица пенсионного возраста;

Рмол — работающие подростки до 16 лет.

Среднегодовая численность трудовых ресурсов за год ( )

(12)

Естественный прирост трудовых ресурсов (Те):

(13)

где Рв — численность лиц, входящих в трудоспособный возраст, а также численность лиц пенсионного возраста и подростков до 16 лет, вовлекаемых для работы в общественном производстве;

Рп — численность лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста, а также численность лиц, умерших или получивших инвалидность в трудоспособном возрасте. Миграционный прирост трудовых ресурсов, а также относительные показатели динамики численности трудовых ресурсов (коэффициенты общего, естественного и механического прироста) определяются аналогично расчету подобных показателей для всего населения.

Задания

Задача 1

Исходные данные и постановка задачи. Определите численность населения трудоспособного возраста на начало следующего года, если за текущий год имеются следующие данные: численность населения трудоспособного возраста на начало года — 70 млн. человек; численность умерших в трудоспособном возрасте в течение года — 0,2 млн. человек; численность молодежи, достигшей в данном году трудоспособного возраста, — 2,0 млн. человек; численность лиц, достигших пенсионного возраста в текущем году — 1,6 млн. человек.

Задача 2

Исходные данные. Население трудоспособного возраста составляет 80 млн. человек, в том числе неработающие инвалиды I и II групп — 1,2 млн. человек; работающие подростки — 0,1 млн. человек, работающие пенсионеры — 4,5 млн. человек.

Постановка задачи. Определите численность трудовых ресурсов.

Задача 3

Исходные данные. В городе численность населения составляет 120 тыс. человек, коэффициент прироста населения в базисном периоде — 100 промилле, доля трудовых ресурсов — 50%.

Постановка задачи. Определите перспективную численность населения и трудовых ресурсов на начало планируемого периода при условии неизменности доли трудовых ресурсов в населении города.

Задача 4

Исходные данные и постановка задачи. Определите численность трудовых ресурсов города, если численность населения в трудоспособном возрасте 750 тыс. человек, среди них инвалидов I и II группы трудоспособного возраста 10 тыс. человек.; численность работающих подростков до 16 лет — 15 тыс. человек, работающих лиц старше трудоспособного возраста — 55 тыс. человек.

Задача 5

Исходные данные и постановка задачи. Определите численность населения в трудоспособном возрасте к концу планируемого года, если его численность на начало планируемого года составила 1 млн. человек; численность населения, вступающего в трудоспособный возраст, — 30 тыс. человек; численность населения, выходящего за пределы трудоспособного возраста, — 22 тыс. человек; число умерших в трудоспособном возрасте — 5 тыс. человек; механический прирост населения в трудоспособном возрасте — 3 тыс. человек.

Задача 6

Исходные данные. Численность трудоспособного населения области на начало года составила

1 млн. человек, работающих лиц пенсионного возраста и подростков до 16 лет — 40 тыс. человек.

В течение года в составе трудоспособного населения произош-ли следующие изменения: вступило в рабочий возраст 250 тыс. человек; прибыло из других областей 90 тыс. человек; вовлечено для работы в народном хозяйстве 20 тыс. человек пенсионного возраста; перешло в пенсионный возраст, на инвалидность и умерло 200 тыс. человек трудоспособного возраста; 15 тыс. пенсионеров перестали работать; выбыло в другие регионы 75 тыс. человек трудоспособного возраста.

Постановка задачи. Определите численность трудовых ресурсов на начало и конец года; общий, естественный и механический прирост трудовых ресурсов, а также соответствующие коэффициенты движения трудовых ресурсов.

Задача 7

Исходные данные и постановка задачи. Рассчитайте по региону перспективную численность трудовых ресурсов при условии, что коэффициент общего прироста населения составляет 10 промилле, доля трудовых ресурсов во всем населении будет ниже на 0,01 пункта по сравнению с базисным периодом. Численность населения на начало планируемого периода составляет 10 млн. человек, трудовых ресурсов — 6 млн. человек.

Задача 8

Исходные данные и постановка задачи. Определите численность населения в трудоспособном возрасте в регионе на конец года, если численность населения трудоспособного возраста на начало года составила 1 млн. человек; вступило в трудоспособный возраст 30 тыс. человек; умерло из лиц трудоспособного возраста 5 тыс. человек; выбыло из трудоспособного возраста 35 тыс. человек; прибыло из других районов 350 тыс. человек; убыло в другие районы — 100 тыс. человек.

Задача 9

Исходные данные и постановка задачи. Определите перспективную численность населения и трудовых ресурсов города при условии, что коэффициент естественного прироста составляет 20 промилле, коэффициент механического прироста 30 промилле. Доля трудовых ресурсов во всем населении будет выше на 0,01 пункта по сравнению с базисным периодом. Численность населения на начало планируемого периода составляет 1 млн. человек, трудовых ресурсов 500 тыс. человек.

Предмет: Экономика

Тема урока: Рынок труда

Цели урока:

Образовательные:обучение по теме «Рынок труда»

Развивающие: развивает самостоятельность в обучении.

Оборудование урока: Дидактические материалы

Структура урока

Взаимосвязь частей урока, их место в достижении целей, оптимальность временного соотношения частей урока: выполнено, вся запланированная информация была выдана учащимся. Знания проверены с помощью задач и тестов, а так же итогового кроссворда.

Механизм подведения учащихся к восприятию новых знаний, выделения главной идеи нового материала, формирования новых понятий: с помощью дидактического материала.

Актуализация опорных знаний: необходима ,т.к. новая тема основывается на базисе экономики.

Организация самостоятельной работы учащихся: работа самостоятельная.

Характер тренировочных упражнений: различен, представлен как тестами, так и задачами.

Степень усвоения нового материала: по итогам теста.

Связь нового материала с ранее изученным, организация повторения (формы, приемы, объем): не имеется, т.к. это новая тема. Однако знание основ экономики имеется(спрос, предложение, рынок)

Межпредметные и внутрипредметные связи: не используются

Обоснованность и правильность отбора форм, методов, приемов и средств обучения, их соответствие содержанию учебного материала: материал полностью соответствует теме урока, а также дополняет его

Информативная ценность урока: ценность урока высока, т.к. дается много материала, который легко усваивается.

Формирование у учащихся мотивации учебной деятельности: мотивация определена тем, что учащиеся должны хорошо разобраться в материале, чтобы сделать итоговые задания.

Объективность оценки деятельности учащихся: объективна, оценивается с помощью теста.

Итог урока: урок проведен с помощью дидактического материала, который помогает лучше разобраться в материале, а также позволяет учителю проверить насколько учащиеся могут самостоятельно разбираться в теме.

Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.

Для анализа мотивационной сферы учения школьников важна характеристика их отношения к нему. Так определяя три типа отношения — отрицательное, нейтральное и положительное, приводит четкую дифференциацию последнего на основе включенности обучающегося в учебный процесс. Это очень важно для управления учебной деятельностью школьника.

Сильным, влияющим на изменение мотивационных структур фактором является проблемная ситуация, которая через необходимость выбора, снятие оценки и временных ограничений побуждает человека к творческой активности.

Учебная мотивация, представляя собой особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (ориентированной на процесс и результат) и внешней (награду, избегание) мотивации. Существенны такие характеристики учебной мотивации, как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности.

воспитательные компоненты могут включать различнуютематику.

Во второй главе был представлен дидактический материал по теме «Рынок труда» . а также проведен анализ урока.

  1. Григорьев Д.В. Событийный подход к воспитательному пространству // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования / под ред. Н.Л. Селивановой, Л.Н. Новиковой, Е.И. Соколовой. Калуга :ИУУ, 2010. С. 66–71.

  2. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. М. : Изд. дом «Новый учебник», 2009; Казань: Изд-во ТГГИ, 2003.

  3. Караковский В.А., Григорьев Д.В. Школа воспитания: 825-й маршрут : учеб.пособие. М. :Пед. о-во России, 2009.

  4. Лузина Л.М., Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М. : ТЦ Сфера, 2012.

  5. Новикова Л.И. Смена парадигмы воспитания – назревшая проблема педагогики // Изв. РАО. 2009. С. 32–39.

  6. Селиванова Н.Л. Синергетический подход к управлению воспитательной системой школы // Современ-ные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания : сб. науч. ст. / сост. и отв. ред. Д.В. Григорьев, ред. Е.И. Соколова. Пермь : Изд-во ПОИПКРО, 2011. С. 30–41.

  7. Адамчук В.В. и др. Экономика труда: Учебник. Под ред. В.В. Адамчука. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2009. – 431с.

  8. Бахтина Т.С. , Бондаренко О.В. и др. Экономика и социология труда. Ростов–на-Дону, “Феникс”, 2009 – 512 с.

  9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М.: Изд-во МГУ, 2012

  10. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 2008. – 384с.

  11. ИванцевичДж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом.

  12. Куракина Л.Ю. Регулирование регионального рынка труда. – Новгород: Изд-во НовГУ, 2013.

  13. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами: модуль 16. – М.: ИНРФА-М, 2009. – 360с.

  14. Практикум по экономике, организации и нормировании труда. Под ред. Г.Р. Погосяна и Л.И. Жукова – М.: Экономика, 2011 г

  15. Управление трудовыми ресурсами: Справочное пособие / О.П.Апостолов и др. – М.: Экономика, 2012. – 343с.

  16. Управление персоналом организации. Практикум: Учеб пособие / Под ред. д..э.н., проф. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М., 2009. – 296 с

  17. Управление персоналом: Учебно-практическое пособие для студентов экономических вузов и факультетов / Под ред. А.Я. Кибанова и Л.В. Ивановской.– М.: Изд. “ПРИОР”, 2009. – 352 с.

  18. Экономика и социология труда: Учебник. Под ред. д.э.н., проф. А.Я.Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 584с.

  19. Экономика труда. Учебник. Под ред. д.э.н., проф. П.Э.Шлендера и проф. Ю.П.Кокина. – М.: Юристъ, 2011. – 592с.

Кроссворд по предмету «экономике» на тему «Рынок труда»

По горизонтали

2. Как называют показатели смертности и рождаемости

3. Школа макроэкономической мысли, сложившаяся в послевоенный период на основе трудов Джона Кейнса

4. Процесс расширения прав и свобод граждан или подданных какой-либо страны — в первую очередь в политической, экономической, культурной и других сферах общественной жизни

5. Дисциплина, изучающая закономерности развития и взаимодействия открытых национальных экономик и мировое хозяйство в целом

6. Рост числа крупных предприятий и сосредоточение на них всё большей части имеющихся в обществе средств производства, рабочей силы и продукции

8. Одна из основных школ в экономической науке, берущая свое начало от работ маржиналистов, которые определяли стоимость в зависимости от редкости и считали, что равновесные цены определяются балансом между спросом и предложением

9. Ввоз товаров из-за границы для реализации их на внутреннем рынке ввозящей страны

10. Распространение, расширение процесса, сферы деятельности за рамки одного государства, региона, вовлечение в него широкого круга участников

11. Денежная единица сша, одна из основных резервных валют мира

12. Взаимное соотношение между количеством природных ресурсов и размерами их использования

14. Компании (корпорации), владеющие производственными подразделениями в нескольких странах

15. Процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от национального на региональный уровень

16. Система специализированных организаций, призванных содействовать функционированию отдельных рынков

17. Природные ресурсы, запасы которых или восстанавливаются быстрее, чем используются, или не зависят от того, используются они или нет

19. Тип экономического развития, экономический рост которого достигается за счет количественного увеличения факторов производства

21. Общепланитарный масштаб интернационализации мировой экономики в резулятате расширяющегося взаимодействия национальных экономик и их транснационализации

22. Тип экономического развития, базируется на увеличении масштабов выпуска продукции путем качественного совершения факторов производства

23. В широком смысле этого слова представляет собой любой товар, способный выполнять функцию денег при совершении обмена товарами на рынке внутри страны или на международном рынке

24. Торговое или промышленное предприятие, торгово-промышленное объединение предпринимателей

По вертикали

1. Это процесс формирования, применения и контроля цен

7. Процесс перехода от индустриального к постиндустриальному обществу

13. Система производственных связей между различными фирмами, компаниями, каждая из которых производит отдельные части единого изделия

16. Процесс упорядочения, согласования и объединения структур и функций в целостном организме, характерный для живых систем на каждом из уровней их организации

18. Доход в экономике, полученный резидентами от используемых факторов производства

20. Установление оптимального числа размеров или видов продукции, процессов или услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей

Приложение Б

Тест по теме «РЫНОК ТРУДА»

1. Найдите и укажите слово, «выпадающее» из ряда.

Труд, безработица, предпринимательские способности, капитал, земля

2. Принцип, по которому образован ряд в предыдущем задании:

а) Указаны экономические издержки

б) Указаны факторы производства

в) Указаны источники финансирования бизнеса

г) Указаны механизмы государственного регулирования рыночной экономики

3. На рынке труда можно купить:

а) Оборудование, необходимое рабочим для трудовой деятельности

б) Право на использование способностей работника

в) Способности человека, необходимые для создания материальных ценностей

г) Работника, обладающего необходимыми трудовыми навыками

4. Главными участниками рынка труда являются

а) Продавец и посетитель

б) Покупатель и работник

в) Работодатель и работник

г) Работодатель и продавец

5. Взаимодействие на рынке труда осуществляется

а) посредством обмена на основе спроса и предложения

б) за счёт эффективного использования рабочей силы

в) за счёт ограниченности экономических ресурсов

г) посредством вложения капиталов с целью последующего получения прибыли

6. При построении функции спроса на труд аргументом выступает:

а) заработная плата;

б) цена;

в) ставка процента;

г) доход.

7. Выберите неверный вариант: основные механизмы рынка труда:

а) Предложение

б) Профессиональная переподготовка

в) Спрос

г) Рыночная цена трудовых услуг

8. Формой материального вознаграждения за труд является:

а) Рента

б) Процент по вкладу

в) Заработная плата

г) Ставка заработной платы

9. Приведите в соответствие, исключив лишнее:

А. Цена, выплачиваемая работнику за труд в течении определённого времени

Б. Цена, выплачиваемая работнику за труд, необходимый для выполнения определённого объёма работы

а) Сдельная оплата

б) Повременная оплата

в) Заработная плата

10. Величина спроса на рынке труда не зависит от

а) Качества труда

б) Потребностей работника в деньгах

в) Спроса потребителей на выпускаемые работодателем товары и услуги

г) Цен на товары и услуги

11. Оцените утверждения

А. Спрос на рынке труда, как и предложение, находится в обратной зависимости от ставки заработной платы

Б. Предложение на рынке труда, в отличие от спроса, находится в пря мой зависимости от ставки заработной платы

а) верно только А б) верно только Б в) верно и А и Б г) неверны и А и Б

12. Минимальный размер заработной платы

а) Это уровень дохода, необходимый для удовлетворения основных жизненных потребностей человека

б) В условиях рыночной экономики устанавливается работодателем

в) Не может превышать величину прожиточного минимума в стране

г) Не может быть ниже прожиточного минимума в стране

Тест по теме «РЫНОК ТРУДА»

1. Найдите и укажите слово, «выпадающее» из ряда.

Труд, безработица, предпринимательские способности, капитал, земля

2. Принцип, по которому образован ряд в предыдущем задании:

а) Указаны экономические издержки

б) Указаны факторы производства

в) Указаны источники финансирования бизнеса

г) Указаны механизмы государственного регулирования рыночной экономики

3. На рынке труда можно купить:

а) Оборудование, необходимое рабочим для трудовой деятельности

б) Право на использование способностей работника

в) Способности человека, необходимые для создания материальных ценностей

г) Работника, обладающего необходимыми трудовыми навыками

4. Главными участниками рынка труда являются

а) Продавец и посетитель

б) Покупатель и работник

в) Работодатель и работник

г) Работодатель и продавец

5. Взаимодействие на рынке труда осуществляется

а) посредством обмена на основе спроса и предложения

б) за счёт эффективного использования рабочей силы

в) за счёт ограниченности экономических ресурсов

г) посредством вложения капиталов с целью последующего получения прибыли

6. При построении функции спроса на труд аргументом выступает:

а) заработная плата;

б) цена;

в) ставка процента;

г) доход.

7. Выберите неверный вариант: основные механизмы рынка труда:

а) Предложение

б) Профессиональная переподготовка

в) Спрос

г) Рыночная цена трудовых услуг

8. Формой материального вознаграждения за труд является:

а) Рента

б) Процент по вкладу

в) Заработная плата

г) Ставка заработной платы

9. Приведите в соответствие, исключив лишнее:

А. Цена, выплачиваемая работнику за труд в течении определённого времени

Б. Цена, выплачиваемая работнику за труд, необходимый для выполнения определённого объёма работы

а) Сдельная оплата

б) Повременная оплата

в) Заработная плата

10. Величина спроса на рынке труда не зависит от

а) Качества труда

б) Потребностей работника в деньгах

в) Спроса потребителей на выпускаемые работодателем товары и услуги

г) Цен на товары и услуги

11. Оцените утверждения

А. Спрос на рынке труда, как и предложение, находится в обратной зависимости от ставки заработной платы

Б. Предложение на рынке труда, в отличие от спроса, находится в пря мой зависимости от ставки заработной платы

а) верно только А б) верно только Б в) верно и А и Б г) неверны и А и Б

12. Минимальный размер заработной платы

а) Это уровень дохода, необходимый для удовлетворения основных жизненных потребностей человека

б) В условиях рыночной экономики устанавливается работодателем

в) Не может превышать величину прожиточного минимума в стране

г) Не может быть ниже прожиточного минимума в стране

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно