Выберите основные типы форм воспитательной работы

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Формы организации воспитательного процесса — формы, в рамках которых осуществляется воспитательный процесс; система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников. (педагогический словарь Г.М.Коджаспировой). Форма воспитания — это внешнее выражение процесса воспитания. Содержание и форма неразрывно связаны между собой — изменение содержания влечёт за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию.

Содержание воспитательного процесса составляют качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности — духовные, нравственные, физические, эстетические, трудовые, социальные.

Существует 3 основных типа воспитательной работы: мероприятие, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятие — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Дела — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу или радость кому-либо, в том числе и самим себе. Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

По времени проведения все формы можно разделить на:

— кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);

— продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель);

— традиционные (регулярно повторяющиеся).

По времени подготовки выделяют экспромтные формы, т.е. проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а также формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся.

Различают формы по видам деятельности — формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности;

По способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные.

По субъекту организации классификация форм может быть следующая: организаторами детей выступают педагоги, родители или другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива и её реализация принадлежит детям.

По результату все формы можно разделить на следующие группы: результатом является информационный обмен; выработка общего решения (мнения); общественно-значимый продукт.

По количеству участников формы могут быть: индивидуальные (воспитатель — воспитанник), групповые (воспитатель — группа детей), массовые (воспитатель — несколько групп, классов) формы.

Индивидуальные формы пронизывают всю внеурочную деятельность, общение педагогов и детей. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Важная задача перед педагогом в индивидуальной форме — распознать ученика, открыть его таланты, обнаружить всё ценное, что присуще его характеру, устремлениям, а также всё, что мешает ему проявить себя.

К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. Педагог проявляет себя как рядовой участник или как организатор. Главная задача педагога, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива.

К коллективным формам работы относятся дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, турслёты, спортивные соревнования и т.д. Педагог может выполнять роль ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.

Среди форм организации воспитательного процесса выделяют классный час, коллективные творческие дела, выставки, массовые праздники.

Классный час- форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру. Классный час может быть реализован в форме этической беседы (о нравственных качествах), диспутов, анализа воспитывающих ситуаций, творческих вечеров и др.

Важная форма реализации воспитательных целей- коллективные творческие дела- организуется на нескольких этапах: 1) принятие идеи- предварительная работа по созданию плана дел на определенный период; 2) выделение совета дела- коллективное планирование дела, разделение ролей; 3) коллективная подготовка дела- руководящие организаторы конкретизируют план и помогают спланировать деятельность каждой группе учащихся; 4) творческое коллективное выполнение- осуществление ролей; 5) коллективный анализ и оценка- обсуждение с выражением мнения и элементами рефлексии; 6) принятие идеи нового дела- ближайшее последствие дела, намечается новое дело.

Выставки поощряют успехи в творчестве, труде, изобразительного искусства, краеведческих и туристических походов. Массовые праздники способствуют не только поощрению, но и активизации деятельности ребят.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно