Выберите правильные дроби

Правильные и неправильные дроби. 4-й класс

  • Бут Татьяна Владимировна, учитель начальных классов, заместитель директора по УВР

Разделы: Начальная школа

Цель урока: формирование представлений о правильной и неправильной дроби.

познавательные

— ввести понятие правильной и неправильной дроби; — научить различать правильные и неправильные дроби; — научить читать и записывать неправильные дроби, наглядно изображать их с помощью точек числового луча;

развивающие

воспитывающие

— создать ситуацию для получения опыта эмпатийного взаимодействия; — продолжить формирование полезных привычек и этикета.

Оборудование:

для учителя

— муляж апельсина; — круги для моделирования дробей; — таблички с терминами

для обучающихся

Ход урока

I. Орг. начало

— Доброе утро, ребята.

Вот уж и зима настала, Небо хмурится с утра. Предстоит нам дел немало, За работу всем пора. Вы и я — мы следопыты. Дверь в познание открыта, Не пора ли заглянуть? Ну, друзья, смелее в путь!

II. Актуализация опорных знаний

— Отгадайте загадку:

Ношу оранжевый наряд, И мандарин — мой младший брат. Мой старший брат — сеньор грейпфрут. Кто назовёт, какой я фрукт?

— Узнали?

— Вспомните, пожалуйста, всё, что знаете об апельсине.

Слово апельсин пришло к нам из голландского языка и означает «китайское яблоко».

— Слышали вы когда-нибудь детскую песенку «Мы делили апельсин…»

— Апельсин пришёл на урок, чтобы помочь нам в одном очень важном деле.

(Муляж апельсина)

(«Дроби»)

— Сегодня мы будем делить апельсин на части, т.е. будем «дробить» его, говоря языком нашего раздела, ломать. Почему ломать?

— Знаете, как назывались дроби раньше, несколько веков назад?

В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» — разбивать, ломать на части. Поэтому дроби так и назывались — «ломаные числа».

— Итак, приготовьтесь, делить, ломать, дробить.

— Напомните, что нужно сделать перед тем, как взять фрукт в руки?

(Вымыть руки)

— Возьмите влажные салфетки и хорошо вытрите руки.

— Мне нужны помощники.

(Помощники раздают апельсины из корзиночек)

В это время:

Знаете ли вы, что апельсин, оказывается, не так-то просто кушать. По правилам этикета его делят на две части и едят ложечкой. Самый простой способ: кожуру снимают острым ножом одной сплошной спиралью, затем апельсин делят на дольки. Если дольки крупные, то их режут ножом для фруктов поперёк на половинки и берут руками или специальной вилкой.

— Как называются части, на которые делят апельсин?

(Дольки)

— А знаете ли вы, сколько долек в апельсине? Всегда ли количество равное?

(Предположения ребят)

— Проверим практически.

— Поделите свой апельсин на дольки.

(Ребята делят апельсин на дольки)

В это время:

«Это интересно»

— Сколько долек у вас получилось?

— В Интернете я нашла такой ответ на этот вопрос: долек может быть от 9 до 13.

— Опытным путём мы с вами сделали маленькое открытие и доказали это.

— Отложите в сторону 2 дольки.

— Какую часть апельсина вы отложили? Какая дробь получилась?

(Ребята называют получившиеся дроби, учитель записывает их на доске)

— Почему получились разные дроби?

(Разное количество долек в апельсине)

— Уравняем количество долек до 9. Лишнее отложите, пожалуйста, на тарелочке в сторону.

— Вырабатываем силу воли. Пока апельсин не едим. Он нам еще понадобится.

III. Постановка проблемы. Целеполагание

— Итак, сейчас у каждого из вас по 9 долек апельсина.

— Как записать это в виде дроби?

(9/9)

Если возникнут трудности, то можно подвести ребят к ответу наводящими вопросами:

— На сколько равных частей разделили апельсин? Сколько таких частей взяли?

— Поделитесь друг с другом дольками апельсина.

— Изменилось количество частей?

— У кого количество долек уменьшилось? Какие дроби получились?

— Назовите, я запишу их на доске.

— Дроби, которые мы с вами записали, называются правильные.

— Почему, как вы думаете?

(Дробь — часть целого, числитель меньше знаменателя)

— У кого количество долек увеличилось?

— Как записать?

— Какие это будут дроби, подумайте?

(Неправильные)

— Сформулируйте тему урока

Правильные и неправильные дроби

— Какие цели поставим перед собой исходя из данной темы?

Знать определение правильной и неправильной дроби.

Выявить отличительные особенности правильной и неправильной дроби.

На доске появляется соответствующая запись:

дробь — часть целого

дробная черта — знак деления

числитель, знаменатель (что значат?)

— Что узнали теперь?

— Представим в виде схемы и, по ходу урока, будем ее пополнять:

IV. Открытие нового знания

— Решим задачу:

«Мама приготовила два апельсиновых пирога. Разделила их на равные части. Гости съели 6/4 пирога».

— Покажите на схеме, сколько пирога было съедено. Выразите числом.

(Работа в паре)

В процессе работы ребята встречаются с проблемой.

— Почему не получается выполнить задание?

(Чтобы показать 6/4, одного пирога мало, нужен ещё один)

Учащиеся дополняют схему и выполняют задание:

— Какие варианты получились?

(Листы с решениями вывешиваются на доску)

— Обратите внимание, вариантов несколько.

— С какими трудностями встретились?

(Раньше не приходилось выполнять такие задания, т.к. делили одно целое, а теперь целых два)

— Чем интересна дробь 6/4?

(Числитель больше знаменателя)

— Давайте ещё раз посмотрим на предложенные вами варианты.

— Какой же из них верный?

(Выбирают правильный вариант, обосновывая рассуждением)

— Итак, 6/4 — неправильная дробь.

— У вас на парте круги разного размера. Как с их помощью составить модель правильной дроби?

— Будет ли отличаться модель неправильной дроби? Обоснуйте своё мнение.

— Дополни новыми сведениями нашу схему

Вывод 1 Неправильная дробь — числитель больше знаменателя.

Правильная дробь — числитель меньше знаменателя.

— Сравним дробь 6/4 с 1 с помощью числового луча.

— Как найти место расположения данной дроби на числовом луче?

Выбираем единичный отрезок, равный четырём делениям.

— Давайте проверим, что у вас получилось.

(Образец на доске)

— Какой вывод можно сделать?

Вывод 2 Правильная дробь — меньше 1

Неправильная дробь — больше 1

— Запишите данные дроби, распределив их по группам:

— В какую группу определим дробь 4/4?

или

— Чем интересна дробь 4/4?

(числитель равен знаменателю)

— Покажите её с помощью модели.

— Как вы думаете, дробь 4/4 — правильная или неправильная?

(Предположения ребят с обоснованием)

Если возникнет затруднение,то

— Что выражает правильная дробь?

(Дробь — это часть целого)

— А что показывает дробь 4/4?

(Предмет разделили на 4 части и все 4 части взяли, т.е целое)

— Значит, 4/ 4 — …

(Неправильная дробь)

— В какую группу поместим?

(Нужна отдельная группа)

— Подведём итог. Какая же дробь называется неправильной?

Вывод 3 Неправильная дробь — числитель больше или равен знаменателю.

Неправильная дробь больше или равна 1.

Физминутка (один из вариантов)

— Предлагаю отвлечься от занятий, при этом, не отвлекаясь от темы урока…

Правильные и неправильные дроби

— Все готовы?

5/6, 7/5, 3/3, 10/24, 3/18, 20/20, 39/48, 47/24, 19/19

— Немного отдохнули. Продолжить работу.

V. Включение в систему знаний

1. Закрепление представления о неправильной дроби.

— Молодцы, хорошо держитесь. Не съели ни одной дольки. Силы воли у вас достаточно.

— Давайте ещё раз протрём руки влажной салфеткой.

— Отложите дроби 7/9; 5/9; 2/9; 8/9; 11/9.

— Какая проблема возникла?

(Не возможно отложить такое количество апельсина, т.к. 11/9 — неправильная дробь, больше 1, значит нужно 2 апельсина, а у нас у каждого по одному)

— Как можно решить данную проблему?

(Объединиться в паре)

Какое теперь количество апельсина у вас на парте? Как записать в виде дроби? Какая дробь получилась?

2. Творческое задание.

— Какие ассоциации у вас вызывают правильные и неправильные дроби?

— Попробуйте изобразить так, как вы их себе представляете.

Можно подобрать иллюстрации для наглядности (в зависимости от уровня подготовки класса)

Например:

IMG9

(Можно отнести к любой группе, в зависимости от того, как её написать)

VI. Домашнее задание

— Я предлагаю выполнить то домашнее задание, которое вам больше всего понравится по какому-либо признаку. Задания на листочках разного цвета.

Зеленая карточка

Разделить дроби на группы

3/9, 9/9, 4/7, 12/5, 6/10, 25/27

Желтая карточка

Оранжевая карточка

Найдите 2 значения переменной а, при которых дробь а/9 будет неправильной и меньше 11/9. Проиллюстрируйте с помощью числового луча.

VII. Итог урока. Рефлексия

— Какие цели ставили перед собой в начале урока?

— Каким способом добывали знания?

— Что на уроке было интересным?

— А что на уроке было главным?

— Что удалось?

— Над чем еще нужно поработать?

— Спасибо за работу на уроке, за вашу активность. За силу воли, которую вы проявили в деле с апельсинами. Аккуратно сложите все в пакетик, потом съедите.

— Сегодня у нас на уроке гостем был апельсин.

— Посмотрим, каков наш урожай.

— У вас на парте два разноцветных кружка-модели апельсинов:

оранжевый — хорошо усвоили тему, можете отличить правильные дроби от неправильных; зеленый — не совсем уверены в том, что сможете отличить правильную дробь от неправильной. Выберите кружок нужного цвета и поднимите его, пожалуйста, вверх.

— Наш урожай покажет, насколько славно мы с вами потрудились.

— До свидания! Желаю вам удачи!

13.06.2011

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно