Выберите правильный ответ духовную и материальную

Тема ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
- Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Доминирующая культура; суб- и контркультуры.
- Средства массовой информации.
- Искусство: формы и основные направления.
- Наука. Образование и самообразование.
- Религия как феномен культуры.
- Мораль, ее категории. Тенденции духовной жизни современной России.
Задания уровня А Выберите один правильный ответ из четырех.
1) ораторское искусство
3) способы возделывания почвы
А2. Культура в широком смысле слова — это:
2) виды искусства
4) образованность человека
1) микроскоп
3) научное открытие
А4. Накопление культурных ценностей по вертикали означает:
2) углубление знаний о культуре
4) реставрацию памятников культуры
1) зрелищность
3) оригинальность
А6. Верны ли следующие суждения?
Б. Элитарная культура повышает уровень массовой культуры.
3) верно А и Б 4) оба неверны
А. Наука — это система знаний
1) верно только А 2) верно только Б
А8. Система образования регулируется:
2) обществом
4) отдельными людьми
1) уменьшение учебной нагрузки
3) внимание к индивидуальным особенностям личности
А10. К мировым религиям не относится:
2) буддизм
4) ислам
1) высокий уровень мастерства
3) правильное отражение действительности
А12. Мировоззрение формируется под влиянием:
Б. Окружающей культурной среды.
Г. Психологических особенностей личности.
3) верно В и Г 4) верно А Б В Г
1) совестью
3) талантом
А14. Осознание личностью своей значимости называется:
2) достоинством
4) признанием
1) государством
3) церковью
А16. Реклама является обязательной и неотъемлемой частью:
2) элитарной культуры
4) народной культуры
1) культурно-мировоззренческую
3) социальную
А18. Верны ли следующие суждения о науке?
Б. Цель науки — теоретическое отражение действительности в форме теоретических знаний.
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
А. Формы культуры определяют ее носители.
1) верно только А 2) верно только Б
А20. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?
Б. Образование непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
1) литература
3) театр
А22. Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре:
2) народной
4) художественной
1) борьба за авторские права
3) стремление к научной истине
А24. Экстенсивный путь развития образования означает:
2) увеличение количества преподаваемых дисциплин в школе
4) повышение качества преподавания
1) государство гарантирует всем гражданам обучение на русском языке
3) среднее образование является в РФ обязательным
А26. Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)?
Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются под воздействием СМИ.
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
А. СМИ способствуют поддержанию преемственности развития общества.
1) верно только А
3) верно А и Б
А28. Верны ли следующие суждения о самообразовании?
Б. Самообразованием необходимо заниматься для повышения индивидуального уровня культуры.
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
1) микрокосм
3) космос
А30. Фундаментом духовной жизни общества является:
2) искусство
4) культура
Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.
«Способность человека отдавать предпочтение высоким (художественным, научным, религиозным) интересам перед корыстными, материальными, приземленными стремлениями — это …………… ».
В2. Вставьте пропущенное слово:
Ответ:______________
«Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации — это ………..» .
В4. Закончите фразу: «Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении — это … »
В5. Что из перечисленного ниже характерно исключительно для элитарной культуры?
2) Сложность и противоречивость
4) Анонимность
Ответ:________________
1) Мюзикл 2) Кино 3) Пляски 4) Анекдоты
Ответ: __________________
1) Фортепианный концерт 2) Философское эссе
5) Эпос 6) Телевидение 7) Радиотрансляция эстрадного концерта
В10. К моральным нормам относятся
3) Преданность и любовь к Отечеству 4) Бережное отношение к природе
Ответ:___________________
С1. Перечислите основные виды (формы) искусства.
С3. Назовите любые три типа общеобразовательных учреждений.
1) Какую функцию науки выделяет Герцен?
3) Как изменилась роль науки в современном обществе?
С5. «Новая религия как новое видение мира и человека, как новое откровение и новое постижение, всегда зарождается в глубинах человеческой личности. И именно через такую личность, поднявшуюся над другими, и проникает в народные массы влияние нового учения». М.Светлов
2) Какие компоненты включает в себя религия?
4) Назовите мировые религии. Перечислите основные признаки мировых религий (не менее трех).
- «Кто двигается вперед в науках; но отстает в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед». (Аристотель)
- Кто из наук решил извлечь доход, тот и себя обманет, и народ. Унизившись, чтобы снискать чины, Свои познанья он лишит цены. (А. Навои)
- «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса». (А. Эйнштейн)
2) Докажите на двух примерах, что мысли Аристотеля и Навои не потеряли актуальности в наши дни.
С7. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
… Термин «культура» может использоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма. И, действительно, русская культура значительно отличается от английской, немецкой, французской и других культур. Каждой культуре присущи индивидуальные черты, которые проявляются в культурных контактах.
Американский социолог Джордж Мердок в 1959 г. описал такие универсалии. Он отнес к ним значимость различий между людьми по возрасту, использование нательных украшений, спорт, космологию, гадание, танцы. Декоративное искусство, ухаживание и другие культурные феномены (всего им было выделено 70 универсалий).
1) релятивизм, в основе которого лежит принцип: «Каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм» ….
1) Что может означать термин «культурах в понимании автора? Приведите цитату из текста.
3) Сформулируйте с опорой на текст главное различие в рассмотрении культурных универсалий в приведенных в тексте подходах?
С8. Выберите одно из высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. В сочинении-эссе вы должны использовать понятия курса обществознания, приводить конкретные примеры из общественной жизни и собственного опыта. Свою позицию необходимо аргументировать.
2. „Жизнь коротка — искусство вечно“. (Античный афоризм)
Ответы по теме Духовная жизнь общества
УРОВЕНЬ В
С1. Могут быть перечислены: архитектура, скульптура, живопись, кино, театр, цирк и т.д.
С3. Могут быть названы: гимназии, лицеи, колледжи, школы.
С5 1) Религия — это вера в сверхъестественные существа и поклонение им. Может быть дано иное определение религии, принятое в науке. 2) Содержание правильного ответа: мифология; система религиозных догматов; религиозные институты; культовые обряды и т.д. 3) Примерное содержание ответа: Изменения в обществе влекут за собой изменения в системе духовных ценностей, рождаются новые взгляды, традиции. Возможны иные варианты ответа. 4) Существуют три мировые религии — ислам, христианство, буддизм. Их признаки: большое число последователей; космополитичный (выходящий за рамки отдельных государств и стран) характер; пропагандистская активность; эгалитаризм — проповедь национального и социального равенства.
С7. Содержание верных ответов на задания к тексту. 1) Должна быть указана цитата: … термин „культура“ может использоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма». 2) В ответе должно быть указано: — культурные универсалии — это такие черты культуры, которые «присущи всем культурам»; — это: различия в возрасте, спорт, гадание и г.д.; Аргументация предполагает указание на то, что: — культурные универсалии и обусловливают индивидуальность и самобытность отдельных культур; — например, в каждой национальной культуре присутствуют свой язык, свои обряды, традиции и т.д., что придает им уникальность. Могут быть приведены любые примеры, не противоречащие суждению. 3) Правильный ответ должен содержать следующие позиции: — релятивизм отрицает признание культурных универсалий. Утверждает, что «каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм»; — этноцентризм тоже не признает культурных универсалий, но предполагает давать оценку другим культурам с позиции высоты своей культуры. 4) Могут быть приведены любые примеры, не искажающие смысл суждения: — фашизм проповедовал превосходство арийской расы над другими (шовинизм) и для нашей страны, в частности, нес угрозу истребления русской культуры; — или: национальная рознь как пример этноцентризма.