Выберите правильный ответ укажите столбик

а) б) в) г)

надо постучат..ся ь — — ь

собираеш..ся — — ь ь

можно обжеч..ся — ь — ь

смех прекратит..ся ь ь — —

25. Укажите предложение, в котором правильно подчеркнуты чле­ны предложения.

A. Весела ранняя весна в лесу!Б. Весела ранняя весна в лесу!

B. Весела ранняя весна в лесу!

8 класс

1. Найдите предложение с причастным оборотом.

A. Изумительны эти растения, которые живутпод снегом.

Б. Образующие круглые цветнички растения жмутся друг к дружке.

B. Большинство сохранившихся растений раз­множаются вегетативно.

2. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответ­ствуют пропущенным в данных словах буквам:

бор..щийся за свободу

стелющийся по земле

стро..щий дом

вид..щий зорко

3. Укажите ошибки в образовании страдательных причастий про­шедшего времени:

а) бросить — брошенный;

б) обещать — обещенный;

в) потерять — потеренный;

г) победить — побежденный;

д) разбить — разбитый.

4. Н или нн? Задание, аналогичное заданию 2:

жаре..ые грибы

реше..ая задача

запута..ые веревки

дрессирова..ая собака

5. Укажите правильный разбор слова по составу:

а) находящаяся б) находящаяся; в) находящаяся

6. В каких предложениях допущена ошибка?

А. Открывая книгу, из нее выпал листок.

Б. Прочитав рассказ, он показался мне скучным.

В. Дверь висела на одной петле, скрипя от ветра.

Г. Сидя у окна, девочка читала.

7. Как надо писать не со словами в данных предложениях?1 . (Не)давши слова, крепись, а давши, держись. 2. Он ушел,(не)довыполнив задания. Выберите правильный ответ.

A. В 1-м случае слитно, во 2-м — раздельно.Б. В 1-м случае раздельно, во 2-м — слитно.

B. В обоих случаях слитно.

Г. В обоих случаях раздельно.

8. Укажите правильный разбор слова по составу:

а) нахмурясь; б) нахмурясь; в) нахмурясь.

9. Найдите предложение с ошибкой в употреблении наречия.

A. Он слушал на уроке более внимательно.Б. Ты сделал работу лучше всех.

B. Я стараюсь писать более красивее.

10. Как нужно писать не с наречиями в словах данных предло­жений?

1. Солнце греет (не)по-весеннему жарко.

2. Это мне совсем (не)интересно.

3. Он говорил (не)искренне, а фальшиво.

Выберите правильный ответ.

A. Во всех случаях нужно писать раздельно.Б. Во всех случаях нужно писать слитно.

B. В 1-м и во 2-м случаях слитно, в 3-м — раз­дельно.

Г. В 1-м случае слитно, во 2-м и в 3-м — раз­дельно.

Д. В 1-м и в 3-м случаях раздельно, во 2-м — слитно.

11. Как нужно писать данные наречия: слитно, раздельно или че­рез дефис? Выберите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно помещенные указания на правописание со­ответствуют правописанию данных слов:

13. Укажите правильный ответ.

A. Он всегда жил в доме напротив.Б. Он всегда жил в доме напротив.

B. Он всегда жил в доме напротив.

14. Укажите словосочетания, в которых допущены ошибки в упот­реблении предлогов и падежей существительных.

A. Оплатить проезд.

Б. Укажите на недостатки.

B. Интересуйтесь о результатах.Г. Уверенность в победу.

Д. Поехать на трамвае.

15. Укажите предложения, в которых выделенные слова — предлоги.

A. Стадо потянулось мимо дома.

Б. Дева глядит вокруг изумленными глазами.

B. Около леса, как в мягкой постели, выспать­ся можно.

Г. Поперек дороги уложили бревна.

Д. Впереди шли самые стойкие.

16. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 2:

а)б)в)г)

в течени.. реки и е и е

в течени.. часа е и е и

в течени.. всей дороги и и е е

в течени.. лета и е е и

17. Укажите предложения, в которых выделенные слова — союзы.

A. Что(бы) мне спеть?Б. Он мал, за(то) удал.

B. Было холодно, при(том) моросил дождь.Г. Все так(же), как и прежде.

18. Слитно или раздельно надо писать же в данных предложе­ниях?

1. Я то (же) это сделаю.

2. Была та (же) странная тишина.

3. Я за вами на коне поскакал бы то (же). Выбе­рите правильный ответ.

A. Во всех случаях раздельно.Б. Во всех случаях слитно.

B. В 1-м и в 3-м случаях слитно, во 2-м — раз­дельно.

Г. В 1-м и во 2-м случаях раздельно, в 3-м — слитно

19. Укажите, в каких предложениях бы — частица.

A. Что(бы) ни произошло, продвигайся вперед.Б. Трудности существуют, что(бы) их одолеть.

B. Что(бы) сократить путь, мы пошли напрямик.Г. Я решил во что(бы) то ни стало разыскать его.

20. Писать не или ни в словах данных предложений? Н..(1) одинвоин н.. (2) ушел с поля боя. От него н..(3) было н..(4) слухун..(5) духу. Выберите правильный ответ:

а) ни — 4, 5; не — 1, 2, 3;

б) ни — 1; не — 2, 3, 4, 5;

в) ни — 1, 4, 5; не — 2, 3.

21. В каких предложениях не — частица?

A. Трава (не)скошена.

Б. Это было письмо, (не)прочитанное мною.

B. Мне (не)(от)куда позвонить по телефону.Г. Дневник (не)был заполнен.

22. Чем является то в данных предложениях: местоимением, со­юзом, частицей или суффиксом?

1. Мы повернули за(то) зда­ние.

2. Лодки в волнах (то)покажутся, (то)спрячутся.

3. Кто (то) постучался в дверь

4. А мы (то) старались. Вы­берите правильный ответ:

а) 1 — союз, 2 — част., 3 — мест., 4 — мест.;

б) 1 — союз, 2 — союз, 3 — част., 4 — част.;

в) 1 — мест., 2 — союз, 3 — суф., 4 — част.

23. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 2:

9 класс

1. Найдите предложение с причастным оборотом.

A. Шумел прилив, медленно набегали грохочу­щие волны.

Б. В густом вечереющем воздухе пролетела чай­ка.

B. Море гладко выковано из синего металла.

Г. Бурые сосны роняли иголки на отсыревший от влаги песок.

2. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы

соответ­ствуют пропущенным в данных словах буквам:

а) б) в) г)

та..щии снег ю я ю ю

ла..щий пес я ю я ю

ре..щий флаг ю я я ю

кле..щий конверт я ю ю я

3. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 2:

а) б) в) г)

наруша..мая тишина е и и е

колебл..мые ветром е и и е

движ..мый чувством и е и е

движ..мый ветром и е и е

исполня..мый оркестром е е и е

4. Укажите ошибки в образовании страдательных причастий про­шедшего времени:

а) услышать — услышанный;

б) застрелить — застрелянный;

в) понять — понятый;

г) засеять — засеятый;

д) запаять — запаянный

6. Что нужно вставить: н или нн в словах предложений? 1. Нам понравилось плете..ое из соломы кресло. 2. Я сидела в плете..ом соломенном кресле. Выберите правильный ответ.

A. В обоих случаях нужно вставить нн.Б. В обоих случаях нужно вставить н.

B. В 1-м случае нужно вставить н, во 2-м — нн.Г. В 1-м случае нужно вставить нн, во 2-м — н.

7. Укажите правильный разбор слова по составу:

а) в клубившемся; в) в клубившемся.

б) в клубившемся;

8. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 2:

выращиваемые цветы

потер..нный платок

подстреленный зверь

расстрел..нный враг

10. Где допущена ошибка в предложениях с деепричастным обо­ротом?

A. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.Б. Он пришел в ужас, выслушав меня.

B. Приближаясь к роще, она пошла тише

Г. Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш.

11. Как надо писать не со словами в данных предложениях? 1. Самтого (не)ведая, он открыл великий закон. 2. (Не)годуя,он ушел. Выберите правильный ответ.

A. В 1-м случае слитно, во 2-м — раздельно.Б. В 1-м случае раздельно, во 2-м — слитно.

B. В обоих случаях слитно.

Г. В обоих случаях раздельно.

12. Укажите правильный разбор слова по составу:

а) жмурясь в) жмурясь;

б) жмурясь; г) жмурясь.

13. Где допущена ошибка в употреблении наречия?

A. Говори немного медленнее.Б. Пиши более разборчивее.

B. Ты отвечал лучше всех.

14. Как нужно писать не с наречиями в данных предложениях? 1. Он (не)отступно шел за ними.

2. Ты явился (не)вовремя. 3. Да­леко (не)спокойно было в доме. Выберите правильный ответ.

A. Во всех случаях слитно.

Б. Во всех случаях раздельно.

B. В 1-м случае слитно, во 2-м и 3-м — раздельно.Г. В 1-м и во 2-м случаях слитно, в 3-м — раз­дельно.

Д. В 1-м и в 3-м случаях раздельно, во 2-м —слитно.

Е. В 1-м случае раздельно, во 2-м и в 3-м —слитно.

16. Как нужно писать данные наречия: слитно, раздельно или че­рез дефис? Выберите столбик: а), б), в) или г), в которомпоследовательно помещенные указания на правописание соот­ветствуют правописанию данных наречий:

а)б)в)г)

точь(в)точь через разд. через разд.

дефис дефис

волей(неволей) разд. через через разд.

дефис дефис

(до)сыта слитно разд. слитно разд.

(с)разбегу слитно разд. разд. слитно

17. Где нужен ь! Задание, аналогичное заданию 2:

а)б)в)г)

замуж.. ь — ь —

настеж.. — ь ь —

наотмаш.. — ь ь —

невмоч.. ь ь ь —

18. Укажите правильный ответ.

A. На радостях он не в меру разговорился.Б. На радостях он не_ в меру разговорился.

B. На_ радостях он не в меру разговорился.Г. На радостях он_ не в меру разговорился.

19. Укажите словосочетания, в которых допущены ошибки в упот­реблении предлогов и падежей существительных:

а) обсудило о работе; г) отзыв на рассказ;

б) уйти из завода; д) вернуться из Москвы.

в) платить за проезд;

20. В каких предложениях выделенные слова — предлоги?

A. Все ушли, благодаря хозяйку за подарки.Б. Ребята не пошли в лес ввиду ненастья.

B. Земля вращается вокруг солнца.

Г. Вопреки моему желанию, они познакомились.

Д. Впереди шел командир отряда.

23. Слитно или раздельно надо писать бы в данных предложениях?/. Он думал о том, что (бы) ему нарисовать. 2. Мы дела­ли все, что (бы) праздник запомнился. 3. Что (бы) ребенокне плакал, ему дали игрушку. Выберите правильный ответ.

A. Во всех случаях слитно.

Б. В 1-м случае слитно, во 2-м и в 3-м — раз­дельно.

B. В 1-м случае раздельно, во 2-м и в 3-м —слитно.

Г. В 1-м и в 3-м случаях раздельно, во 2-м —слитно.

Д. Во всех случаях раздельно.

24. Укажите предложения, в которых выделенные слова — сою­зы и пишутся слитно.

A. Молодые сыны его то(же) оглядывали себя.Б. Я благодарил друга за(то), что он мне помог.

B. Было холодно, при(том) и тучи появились.Г. Он узнавал время по(тому), как двигалось солнце.

25. Укажите, в каких предложениях бы — частица.

A. Что(бы) вы ни делали, вы вспомните обо мне.Б. Что(бы) это могло быть?

B. Что(бы) хорошо исполнить танец, ребята мно­го репетировали.

Г. Что(бы) их примирить, понадобились усилия.

26. Где не, где ни? Что н..(1) говори, а от н..(2)го н..(3) былон..(4) слуху н..(5) духу. Выберите правильный ответ:

а) не — 1, 2, 3; ни — 4, 5;

б) не — 2, 3; ни — 1, 4, 5;

в) не — 2, 3, 4, 5; ни — 1;

г) не — 1, 2, 3, 4, 5.

27. В каких предложениях не — частица?

A. Это было (не)обдуманное решение.Б. Ему (не)(за)чем было приезжать.

B. Собака завыла и, (не)помня себя, бросилась через дорогу.

Г. Нет, это (не)болыное помещение.

Д. Поля были еще (не)засеяны.

28. Чем является то в данных предложениях: местоимением, со­юзом, частицей или суффиксом? 1. Было (то)же кино.2. Кто (то) пришел. 3. Было то тесно, то уютно. 4. От­крой секрет (то). Выберите правильный ответ:

а) 1 — мест., 2 — суф., 3 — союз, 4 — част.;

б) 1, 2 — мест., 3 — союз, 4 — суф.;

в) 1, 4 — част., 2, 3 — суф.;

г) 1, 3 — союз, 2, 4 — част.

29. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 2:

БРЕЙН-РИНГ

Оборудование: красочные плакаты с высказываниями о русском языке, подписанными под портретами авторов; словари, имеющиеся в школе (орфографические, толковые, иностранных слов, фразеологизмов и др.), переносная доска для выполнения некоторых заданий.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выра­зителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. И. Куприн

Перед вами громада — русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…

И. В. Гоголь

Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…

А. Н. Толстой

ПРОВЕДЕНИЕ БРЕЙН-РИНГА

Чтецы декламируют стихи.

Чтец 1. Выучи русский язык

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

-Выучи русский язык!

Ч т е ц 2.

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи

-Выучи русский язык!

Чтец 3.

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

(С. Абдулла, узбекский поэт.)

Ведущий 1. В школе продолжается Неделя русского языка и литера­туры. А сегодня в нашем зале в игре «Брейн-ринг» встречаются сильнейшие представители 5 — 9 классов — знатоки русского языка.

Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка!

Девиз нашей игры: Выучи русский язык!

Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!

Правила игры: в каждом туре игра идёт до трёх очков. Время размыш­ления над вопросом — одна минута. Команда, не отвечающая на вопросы, выбывает из игры. Победительницей будет признана команда, одержавшая победу в последнем туре.

А теперь жеребьёвка. После жеребьёвки команд начинается игра. В пе­рерывах между турами — разгадывание болельщиками кроссвордов или реклама литературы (о русском языке.)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ

1. О каких знаках препинания идёт речь?

Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергло с пьедестала.

(Восклицательный знак.)

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу.

(Вопросительный знак.)

Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый.

(Многоточие.)

Стихи С. Пивоварова

Он очень вежлив…

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь,

Он в слове «мать» и в слове «дочь»

И в тихом лунном слове «ночь».

Чтоб никого не огорчить,

Он веб старается смягчить…

(Мягкий знак.)

Стихи О. Высотской

2. Какой знак препинания впервые был введён Н. М. Карамзинным? Что означает сейчас этот знак препинания?

(Тире. Слово «тире» заимствовано из французского языка, tirer«тя­нуть «, что вполне соответствует форме знака.)

3. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения?(Многоточие, тире, кавычки.)

4. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением?(Буква ё.)

5. Составьте предложение, каждое слово которого должно начинатьсяна букву к (или п, о, н). Например, буква к. Катя купила книги Катаева,Каверина, Куприна. Буква п. Прасковья Петровна пригласила ПорфирияПавловича поужинать пирогами.

6. Расставьте знаки препинания, объясните их.Свет мой зеркальце скажи да всю правду доложи…

(И. А. Крылов.)

7. На переносной доске запишите под диктовку предложение, расставь­те знаки препинания.

На углу, на террасе сидит Аввакум Кириллович и потчует ветчиной, винегретом коллежского асессора Фадея Аполлоновича.

8. Слово красный в древнерусском языке имело значение «красивый,нарядный, парадный, ласковый, добрый». Какое из этих значений оно име­ет в следующих предложениях?

а) Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу водвор и упала у красного крыльца.

б) Стали жёны кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобыпособили им ткать ковры.

в) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст вземле раскинул, ветками красное солнце закрыл.

9. Что означают выражения? Когда мы их употребляем?

а) шиворот-навыворот;

б) спустя рукава;

в) точить лясы.

11. Подберите пословицы и поговорки, связанные с временами года или отдельными месяцами, или закончите пословицы и поговорки.

Весною час упустишь- … (годом не наверстаешь).

Осень прикажет, а … (весна своё скажет).

Декабрь год кончает, а … (зиму начинает).

В зимний холод … (всякий молод).

Лето припасает, а …(зима поедает).

13. Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, неназывая ни числа, ни названия дня?

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

14. Превратите слово мел в мелкое место, угол — в топливо, шест — вчисло?

(Сделать мягким конечный согласный: мель, уголь, шесть.)

15. Являются ли однокоренными слова гимнаст, гимн, гимназист, гим­настёрка! Используйте толкования этих слов в «Словаре русского языка»С. И. Ожегова.

(Гимн — торжественная песня — символ, гимназист — учащийся гимна­зии, гимнаст — спортсмен, занимающийся гимнастикой, гимнастёрка -верхняя рубашка, военная форменная одежда. Данные слова не являются однокоренными.)

16. Определите, где предлоги, а где наречия?

а) Вокруг стояла тишина;

б) Туристы расположились вокруг костра;

в) Не мешай слушать, после расскажешь;

г) После небольшого отдыха все запели.

(Предложения под буквами а, в — с наречиями. Предложения под буква­ми б, г

с предлогами.)

17. Укажите существительное женское рода.Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь.(Вермишель.)

18. Как называются люди, живущие в Москве, Пскове, ТамбовеТуле?(Москвичи, псковичи, тамбовчане, туляки.)

19. Отгадайте загадки.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

(Книга.)

Стоит дом, кто в него войдёт,

Тот ум приобретёт.

(Школа.) .

В школьной сумке я лежу, Как ты учишься, скажу. (Дневник)

Чёрные, кривые, от рождения немые,

Станут в ряд — сразу заговорят.

(Буквы.)

20. С числительными оба, обе составьте несколько предложений, к ко­торым рядом напишите в любом падеже одно из данных существительных:ясли, клещи, ножницы, щипцы.

(Составить такие предложения нельзя, так как имена числительные оба, обе не связываются с существительными, употребляющимися во множественном числе.)

21. Вам приходилось не раз смотреть кинокартины или читать книги, в названии которых встречаются имена числительные. Назовите их.

Победителем будет та команда, которая последней назовёт кинокар­тину.

Историческая справка

Как во времена М. В. Ломоносова называли восклицательный знак, чёрточку, скобки?

(Во времена Ломоносова восклицательный знак называли удивитель­ным, чёрточку — единительным, а скобки — вместительным.)

Шиворот-навыворот означает «совсем наоборот, наизнанку». Раньше это выражение связывалось с позорным наказанием. Преступника или пой­манного вора одевали в вывороченную одежду. Шиворот на выворот озна­чало «одежда, вывороченная наизнанку в наказание».

Спустя рукава означает «трудиться неохотно, небрежно». Раньше ста­ринная русская одежда была с длинными, спускавшимися до земли рукава­ми. Поэтому во время работы приходилось подбирать их, засучивать. От­сюда и пошло выражение «работать спустя рукава, т. е. неохотно, небрежно».

Точить лясы — «весело и почти без пользы проводить время, вести шумную беседу». Раньше из осиновых плах резчики дерева (балясники) выделывали различные фигурные балясины или деревянные украшения для перил, балконных поручней, оконных рам. Работа эта нетрудная. Обтачи­вая дерево, балясники вели разговор или пели. Постепенно промысел ба­лясников исчез, но память о них осталась в живой речи.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно