Выберите предмет для описания любимую игрушку домашнее

Роль прилагательных в тексте-описании. Составление текста-описания

Рогозянская Анна Михайловна, МОУ"Солнечная средняя общеобразовательная школа № 1«

Цели:закрепить понятие об отличительных признаках текста-описания; развивать речь, коммуникативные навыки, орфографическую зоркость; воспитывать аккуратность в работе.

Планируемые результаты:учащиеся научатся составлять текст-описание, используя в нём имена прилагательные; ставить вопросы от существительного к прилагательному.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:Распознавать текст-описание и выделять его характерные признаки.

Коммуникативные УУД:Строить сообщения в устной и письменной форме.

Регулятивные:Анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

II.Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания.

— Отгадайте загадку и узнаете какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

В этой букве нет угла,

От того она кругла.

До того она кругла.

Покатиться бы могла.

(Ответы детей)

— Правильно, сегодня мы вспомним как пишется буква О,о. Кто сможет показать на доске? (письмо буквы О,о в тетрадях)

2. Орфографическая минутка.

(На доске записаны слова.)

Цв…тущий, улы…ка, д..рить, зв…нок, сос…ка, пр…мой, пиро…, ука…ка.

— На какие две группы можно разделить эти слова? (Слова с безударной гласной в корне и слова с парной согласной в корне)

Запишите слова в два столбика. (Один ученик работает у доски).

— Назовите имена существительные. (улыбка, звонок , соседка, указка, пирог)

-Назовите одушевлённые имена существительные. (соседка)

— Как называются остальные имена существительные? (неодушевлённые)

Найдите среди данных слов глаголы. (дарить)

— Из скольких слогов состоит глагол «дарить»? (их 2-х)

— Назовите имена прилагательные. (цветущий, прямой)

— На какие вопросы отвечают имена прилагательные в единственном числе? Во множественном числе? (Ответы детей).

III. Самоопределение к деятельности.

Анаграмма (С К Т Е Т)

— Из данных букв составьте слова.(ест, тест, текст)

— Что такое ТЕКСТ? (дети дают определение)

— С какими видами текстов мы познакомились? (текст-повествование, текст-описание).

— Из скольких частей состоит текст? (из 3-х, начало, основная часть, концовка)

— Определите тему сегодняшнего урока. (выслушивается мнение детей)

IV. Работа по теме урока.

1. Работа с текстами.

А) Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

Б) Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

— Перед вами два текста. Прочитайте их внимательно и определите вид текста. (Выслушиваются ответы детей).

— Что общего у этих текстов ? ( Все они о тиграх).

— Какая часть речи играет ведущую роль в тексте — повествовании? (Глагол).

— Какая часть речи играет ведущую роль в тексте — описании?

( Прилагательное).

— Какую роль в нашей речи играют глаголы и имена прилагательные? (Они делают нашу речь ярче, выразительнее, краше).

2. Работа с учебником.

Упр.167 стр. 97

— Прочитайте загадку на странице 97, Упр.167.

— Догадались о ком идёт речь?

— Почему у вас возникли трудности? Слова какой части речи были пропущены?

— Найдите слова для справок под рисунком. А теперь используя слова для справок попробуем восстановить загадку. (Дети озвучивают получившийся текст.)

— Можно ли назвать этот текст описанием?

— В каких предложения дано описание внешнего вида мышонка?

— В каких предложениях описываются особенности жизни животного?

— Назовите главную мысль текста-описания. (Мышонок всего и всех боится).

(Самостоятельная работа учащихся после предварительного разбора).

V. Физминутка

«Бабочка»

— Какой текст сейчас прозвучал? (текст — повествование)

— Какая часть речи помогла вам определить вид текста? (глагол)

VI. Закрепление изученного материала.

1. Упр. 169, стр.98 (Устно).

— Выберите предмет для описания: любимую игрушку, домашнее животное (кота, собачку), комнатное растение. Составьте текст-описание этого предмета. Начните так: «Я хочу рассказать о…». Далее опишите, как выглядит предмет, каков его внешний вид. В конце скажите, как вы относитесь к выбранному предмету.

2. Работа с текстами. (Работа в парах)

— У вас на столах лежат тексты. Ваша задача: вместе с соседом по парте найти текст-описание и обосновать свой выбор.

А) Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел своим хвостиком, на конце которого была пушистая кисточка.

Б) Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.

В) Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне заводного ослика.

( При затруднении учитель задаёт вопросы)

— О чём говорится в тексте?

— Какой вопрос мы можем поставить к этому тексту?

— Спишите текст-описание. (Самостоятельная работа учащихся.)

VII. Рефлексия

— Чему мы научились на уроке? (Ответы детей .)

— Выполним следующее задание:

— Я вам буду читать тексты, а вы будете записывать в тетрадь начальную букву слов, обозначающих виды текстов: описание — о, повествование — п.

1. Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.

2. По виду рысь похожа на кошку, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.

3. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.

4. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам стало трудно прятаться от хищников.

VIII. Итог урока

— Какие бывают виды текстов?

— Как называется текст в котором даётся описание предмета или явления?

— Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?(Какой? Какая? Какое? Какие?)

Домашнее задание : тетрадь на печатной основе Упр. 103 (стр. 48)

Приложение к уроку

А) Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

Б) Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные ! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

А) Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел своим хвостиком, на конце которого была пушистая кисточка.

Б) Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.

В) Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне заводного ослика

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно