Выберите самую крупную систематическую категорию

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (626,2 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи урока:

Оборудование:

Ход занятия

1. Организационный этап

Учитель: Добрый день! Сегодня мы продолжим наши исследования по систематике растений. Но прежде чем узнаем что-то новое, давайте повторим изученное на прошлом занятии.

Фронтальная беседа по вопросам:

1. Чем занималась Золушка, наказанная злой мачехой? (слайд 1)

Ученики: Раскладывала семена фасоли и гороха отдельно, то есть классифицировала семена на основании внешних признаков.

Ученики: Карл Линней.

3. Система, предложенная Линнеем, считается искусственной. А в чем отличие ее от естественной?

Ученики: Естественная система основана на родстве организмов и сходстве всех возможных признаков.

На слайде компьютерной презентации написаны:

Ученики: Три: редька дикая, береза повислая и яблоня домашняя.

Учитель: Как вы это определили?

(Слайд 4. На слайде компьютерной презентации написаны вразбивку систематические категории: вид, семейство, род, класс, царство, порядок, отдел)

А) наименьшую систематическую категорию (вид)

Б) самую крупную (царство)

В) объединяющую несколько родов (семейство)

Г) объединяющую несколько классов (отдел).

6. Найдите в данной записи ошибки и исправьте их:

(На 5 слайде презентации на писано в строчку:

Царство — Порядок — Класс — Отдел — Семейство — Род — Вид)

7. Назовите одним словом: томат Джина, томат Розовый гигант, томат Ляна

Ученики: сорт

Ученики: Группа растений, искусственно выведенная человеком и в природе не встречающаяся.

Ученики: вид

Учитель: Дайте определение термину «вид»

Определите к какому роду относятся следующие растения:

На шестом слайде:

Учитель: Как вы это определили?

Учитель: Наша разминка закончена. А теперь я прошу вас снова вспомнить самую крупную систематическую категорию в царстве растений.

Учитель: Хорошо. А теперь вспомните, какой отдел растений на нашей планете в настоящее время является самым прогрессивным?

Учитель: какие признаки отличают растения данного отдела от других растений?

Учитель: Отдел Покрытосеменные тоже разделяется на систематические категории и самые крупные из них это классы.

Скажите, сколько и какие классы выделены в современной систематике?

Ученики: Их два: Однодольные и Двудольные.

Ученики: Узнать какие признаки характерны для классов Однодольные и Двудольные, применить знания на практике. (слайд 9 открывается только после беседы)

Учитель: Для нашего исследования нам потребуются гербарии, которые лежат на партах, на них есть небольшие подсказки: цифры 1 и 2. Как вы думаете, что они обозначают?

Ученики: На гербарии с цифрой 1 растение класса Однодольные, а на гербарии с цифрой 2 — Двудольные.

Начинаем нашу работу с первого пункта плана. Как вы думаете, если растение относится к классу Однодольные, сколько семядолей будет у такого растения в семени? (На слайде рисунки семян фасоли и пшеницы.)

Учитель: правильно. А у Двудольных?

Учитель: Запишем это в нашу табличку. А теперь обратите внимание на корневые системы ваших растений. Вспомните, какие корневые системы известны? (на слайде рисунки стержневой и мочковатой систем)

Учитель: Правильно. А теперь посмотрите на растение класса Однодольные, какая у них корневая система? (Опрос ведется у каждой пары учащихся, выясняется, что у всех растений класса Однодольные корневая система мочковатая. Информация вносится в табличку на столах и на экране. Такая же работа организуется с растением класса Двудольные.)

Ученики: Листья по количеству листовых пластинок делятся на простые и сложные.

Дети перечисляют, оказывается, у всех — простые. Такая же работа организуется гербариями растений класса Двудольные. Выясняется, что здесь появляется разница: у одних растений — простые, у других — сложные. Вывод записывается в табличку. Подобная работа организуется и информацией о жилковании листьев и краем листовой пластинки.

Ученики (после рассматривания микропрепарата): У Однодольных пучки разбросаны по всему стеблю беспорядочно, а у Двудольных упорядочены по кругу, камбиальное кольцо есть у двудольных, у однодольных его нет.

Учитель: Молодцы. Записываем информацию в нашу табличку. Осталась последняя строчка нашего плана. Для того чтобы ее заполнить, обратите внимание на эти рисунки (предлагаются рисунки цветков Класса Однодольные и Двудольные с разным количеством частей околоцветника).

Учитель: Правильно. Вывод записываем в табличку. Мы определили все предложенные признаки растений классов Однодольные и Двудольные. Давайте их повторим (Один ученик, используя табличку, называет признаки растений класса Однодольные, другой — класса Двудольные).

3. Этап применения полученных знаний

Учитель: А теперь я предлагаю вам попробовать определить принадлежность некоторых комнатных растений нашего кабинета к классам Однодольные или Двудольные:

Ученики: Класс Однодольные, так как листья простые, жилкование параллельное, край листа цельный, количество частей в цветке 6.

Предположите, к какому классу относится циссус.

Ученики: Класс Двудольные, так как листья сложные, жилкование сетчатое, край листа изрезанный.

Ученики: Мочковатая, так как по совокупности признаков — это растение класса Однодольные.

4. Этап промежуточного контроля

Учитель: Чтобы закрепить наш успех, предлагаю вам выполнить следующие задания, работаем в парах.

На обороте карточки запишите ответы на тестовое задание (приложение 2).

5. Этап подведения итогов урока

Учитель: Что вы сегодня на уроке узнали и чему научились?

Ученики: Мы узнали признаки растений классов Однодольные и Двудольные и научились определять их принадлежность к данным систематическим группам.

Приложение 2. Тест с заданиями в форме ГИА

Часть 1. Выберите один правильный ответ.

А1. Следующей за систематической категорией «семейство» идет:

1) вид 2) род 3) порядок 4) класс.

А2. У двудольных растений:

1) имеется камбий

2) листья только простые

3) число чашелистиков кратно трем

4) мочковатая корневая система.

А3. У однодольных растений НЕ может быть:

1) трех лепестков в цветке

2) простых листьев

3) мочковатой корневой системы

4) изрезанного края листа.

А4. Подорожник относится к двудольным растениям, несмотря на:

1) дуговое жилкование листьев

2) две семядоли в семени

3) беспорядочно расположенные проводящие пучки

4) отсутствие камбия в стебле.

Часть 2.

В1. Выберите три правильных ответа из шести. К признакам класса Однодольные относятся:

1) число частей в цветке кратно трем

2) число частей в цветке кратно четырем или пяти

3) жилкование листьев параллельное или дуговое

4) жилкование листьев сетчатое

5) корневая система стержневая

6) корневая система мочковатая

В2. Установите правильную последовательность расположения систематических категорий, начиная с наибольшей:

А) вид

Б) семейство

В) царство

Г) класс

Д) отдел

Е) род.

ОТВЕТЫ:

А1 — 3

А2 — 1

А3 — 4

А4 — 1

В1 — 136

В2 — ВДГБЕА.

18.01.2013

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно