Выберите существительные имеющие две формы числа

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»
Содержание
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (949,5 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
(Cлайд 1)
Цель: формирование знаний об именах существительных, имеющих форму только множественного числа. (Слайд 2)
Задачи:
Обеспечение урока:тетради, ручки, компьютер, мультимедийный проектор, диски
Информационно-коммуникационная поддержка урока:
1. Видеозапись мультфильма «Каникулы в „Простоквашино“ (фрагмент); 2. Аудиозапись песен: а) Ах, вы сени, мои сени» (отрывок); б) «Песенка Винни-пуха» (отрывок); в) «До чего дошел прогресс» (отрывок); г) «Рябиновые бусы» (отрывок). 3. Медиаурок «Введение в тему урока» (звуковая презентация«; 4. Авторское электронное пособие «Русский язык. 5 класс»; 5. Презентация к уроку, выполненная в программе «Microsoft Office PowerPoint 2007»
Межпредметные связи: информатика, литература
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Психологический настрой на работу.
(Урок начинается с фрагмента мультфильма «Каникулы в Простоквашино»)
— Ребята, скажите, как называется мультфильм, который вы сейчас посмотрели? — Правильно " Каникулы в Простоквашино«. Назовите, пожалуйста, нарицательные имена существительные, имеющиеся в данном названии. (Каникулы)
(Слайд 4)
— В каком числе стоит это имя существительное? (Во множественном) — Поставьте это имя существительное в форму единственного числа (Учащиеся отвечают, что это невозможно) — Да, существительное «каникулы» имеет только форму множественного числа. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о существительных, имеющих только форму множественного числа.
2. Объяснение нового материала
Работа с записью на диске — медиаурок. (Для открытия программы необходимо подключиться к Интернету) Учащиеся прослушивают диктора и отвечают на поставленные вопросы)
— Ребята, давайте попробуем с вами определить, что обозначают имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Обратите внимание на экран. На нем размещены слова. Попробуйте их сгруппировать.
(Учащиеся совместно с учителем систематизируют слова)
Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни. (Слайд 5)
В итоге получается следующая таблица:
— Скажите, пожалуйста, какие морфологические категории есть у имени существительного? (Род, число, падеж, склонение) — Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение у них определить невозможно) — Давайте сделаем вывод: У существительных, имеющих только форму множественного числа нельзя определить род и склонение. (Слайд 6)
3. Физкультминутка
4. Закрепление нового материала
1) На экране размещен текст. Учащиеся списывают его, вставляют пропущенные буквы и подчеркивают имена существительные, имеющие только форму множественного числа.
На Садовой улице открылся новый м…газин. В нем три отдела. В первом — б…льшой выбор м…лочных продуктов: кефир, см…тана, йогурт, сливки, прост…кваша. Во втором отделе можно купить м…кароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные к…ндитерские изделия: к…нфеты, з…фир, мармелад, пряники. (Слайд 7)
Ученики подчеркнули слово «макароны, сливки»
2) Прослушайте отрывки из песен и выпишите имена существительные, имеющие только форму множественного числа. Учащиеся прослушивают и выписывают существительные: сени, опилки, каникулы, хлопоты
3) Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только во множественном числе.
Праздник, встреча, рассвет (будни, проводы, сумерки) (Слайд 8)
4) Я вам буду читать загадки, а вам в тетради необходимо записать только отгадки. Обратите внимание, что слова — отгадки должны соответствовать теме нашего урока.
А) Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы) (Слайд 9) Б) Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы) (Слайд 10) В) Всегда ходят, а с места не сходят. (Часы) (Слайд 10) Г) Кругленькие, беленькие, всему свету миленькие. (Деньги) (Слайд 11) Д) Зубасты, а не кусаются. (Грабли) (Слайд 12)
(После того, как ученики запишут отгадки, на слайдах появляются соответствующие рисунки)
5) Работа на компьютерах с электронным пособием. Выполнение заданий по тем «Существительные, имеющие только форму множественного числа» (Приложение 1) Каждый из учеников сразу же видит результаты своего труда.
— Ребята, скажите, какой период времени во время учебного года вам нравится? (каникулы) — Давайте составим со словом «Каникулы» синквейн:
Каникулы Веселые Долгожданные Наступают Веселят Помогают Скоро наступят долгожданные каникулы Праздник
5. Итог урока
На доске записаны предложения. Учащиеся устно должны исправить ошибки в них. (Слайд 13)
Эту ленту нужно отрезать большим ножницами. Ах, эти молодежь! На поле росло много хлопков. С этим мальчишкой одна сплошная хлопота!
(Эту ленту нужно отрезать большими ножницами. Ах, эта молодежь! На поле росло много хлопка. С этим мальчишкой одна сплошная хлопоты!) (Слайд 14)
6. Домашнее задание (Слайды 15-16)
Упражнение № 515 по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой.
18.02.2011