Выберите существительные имеющие две формы числа

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (949,5 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

(Cлайд 1)

Цель: формирование знаний об именах существительных, имеющих форму только множественного числа. (Слайд 2)

Задачи:

Обеспечение урока:тетради, ручки, компьютер, мультимедийный проектор, диски

Информационно-коммуникационная поддержка урока:

1. Видеозапись мультфильма «Каникулы в „Простоквашино“ (фрагмент); 2. Аудиозапись песен: а) Ах, вы сени, мои сени» (отрывок); б) «Песенка Винни-пуха» (отрывок); в) «До чего дошел прогресс» (отрывок); г) «Рябиновые бусы» (отрывок). 3. Медиаурок «Введение в тему урока» (звуковая презентация«; 4. Авторское электронное пособие «Русский язык. 5 класс»; 5. Презентация к уроку, выполненная в программе «Microsoft Office PowerPoint 2007»

Межпредметные связи: информатика, литература

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Психологический настрой на работу.

(Урок начинается с фрагмента мультфильма «Каникулы в Простоквашино»)

— Ребята, скажите, как называется мультфильм, который вы сейчас посмотрели? — Правильно " Каникулы в Простоквашино«. Назовите, пожалуйста, нарицательные имена существительные, имеющиеся в данном названии. (Каникулы)

(Слайд 4)

— В каком числе стоит это имя существительное? (Во множественном) — Поставьте это имя существительное в форму единственного числа (Учащиеся отвечают, что это невозможно)  Да, существительное «каникулы» имеет только форму множественного числа. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о существительных, имеющих только форму множественного числа.

2. Объяснение нового материала

Работа с записью на диске — медиаурок. (Для открытия программы необходимо подключиться к Интернету) Учащиеся прослушивают диктора и отвечают на поставленные вопросы)

— Ребята, давайте попробуем с вами определить, что обозначают имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Обратите внимание на экран. На нем размещены слова. Попробуйте их сгруппировать.

(Учащиеся совместно с учителем систематизируют слова)

Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни. (Слайд 5)

В итоге получается следующая таблица:

— Скажите, пожалуйста, какие морфологические категории есть у имени существительного? (Род, число, падеж, склонение) — Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение у них определить невозможно) — Давайте сделаем вывод: У существительных, имеющих только форму множественного числа нельзя определить род и склонение. (Слайд 6)

3. Физкультминутка

4. Закрепление нового материала

1) На экране размещен текст. Учащиеся списывают его, вставляют пропущенные буквы и подчеркивают имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый м…газин. В нем три отдела. В первом — б…льшой выбор м…лочных продуктов: кефир, см…тана, йогурт, сливки, прост…кваша. Во втором отделе можно купить м…кароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные к…ндитерские изделия: к…нфеты, з…фир, мармелад, пряники. (Слайд 7)

Ученики подчеркнули слово «макароны, сливки»

2) Прослушайте отрывки из песен и выпишите имена существительные, имеющие только форму множественного числа. Учащиеся прослушивают и выписывают существительные: сени, опилки, каникулы, хлопоты

3) Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только во множественном числе.

Праздник, встреча, рассвет (будни, проводы, сумерки) (Слайд 8)

4) Я вам буду читать загадки, а вам в тетради необходимо записать только отгадки. Обратите внимание, что слова — отгадки должны соответствовать теме нашего урока.

А) Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы) (Слайд 9) Б) Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы) (Слайд 10) В) Всегда ходят, а с места не сходят. (Часы) (Слайд 10) Г) Кругленькие, беленькие, всему свету миленькие. (Деньги) (Слайд 11) Д) Зубасты, а не кусаются. (Грабли) (Слайд 12)

(После того, как ученики запишут отгадки, на слайдах появляются соответствующие рисунки)

5) Работа на компьютерах с электронным пособием. Выполнение заданий по тем «Существительные, имеющие только форму множественного числа» (Приложение 1) Каждый из учеников сразу же видит результаты своего труда.

— Ребята, скажите, какой период времени во время учебного года вам нравится? (каникулы)  Давайте составим со словом «Каникулы» синквейн:

Каникулы Веселые Долгожданные Наступают Веселят Помогают Скоро наступят долгожданные каникулы Праздник

5. Итог урока

На доске записаны предложения. Учащиеся устно должны исправить ошибки в них. (Слайд 13)

Эту ленту нужно отрезать большим ножницами. Ах, эти молодежь! На поле росло много хлопков. С этим мальчишкой одна сплошная хлопота!

(Эту ленту нужно отрезать большими ножницами. Ах, эта молодежь! На поле росло много хлопка. С этим мальчишкой одна сплошная хлопоты!) (Слайд 14)

6. Домашнее задание (Слайды 15-16)

Упражнение № 515 по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой.

18.02.2011

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно