Выберите вариант соответствующий нормам литературного языка

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по дисциплине

«культура речи»

ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Культура речи»

ПЛАН–ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

НА ВЕСЬ СРОК ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«Культура речи»

3. Оценочные средства текущего контроля успеваемости.

Методические рекомендации по проведению процедур оценивания.

Организация занятий по дисциплине.

Занятия по дисциплине «Культура речи» представлены следующими видами работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.

Текущая аттестация студентов. Текущая аттестация студентов по дисциплине «Культура речи» проводится в соответствии с Уставом Университета, локальными документами Университета и является обязательной.

Текущая аттестация по дисциплине «Культура речи» проводится в форме контрольных мероприятий (устный опрос, контрольная работа, тестирование, написание реферата, индивидуальное домашнее задание) по оцениванию фактических результатов обучения студентов и осуществляется ведущим преподавателем.

Объектами оценивания выступают:

  • учебная дисциплина (активность на занятиях, своевременность выполнения различных видов заданий, посещаемость всех видов занятий по аттестуемой дисциплине);

  • степень усвоения теоретических знаний;

  • уровень овладения практическими умениями и навыками по всем видам учебной работы;

  • результаты самостоятельной работы.

Активность студента на занятиях оценивается на основе выполненных студентом работ и заданий, предусмотренных данной рабочей программой дисциплины. Студент, пропустивший два занятия подряд, допускается до последующих занятий на основании допуска.

Кроме того, оценивание студента проводится на контрольной неделе (рубежный контроль) 1 раз в 6 семестре (в период: 4 неделя апреля или 1 неделя мая) в соответствии с распоряжением ректора. Оценивание студента на контрольной неделе проводится преподавателем независимо от наличия или отсутствия студента (по уважительной или неуважительной причине) на занятии. Оценка носит комплексный характер и учитывает достижения студента по основным компонентам учебного процесса за текущий период. Оценивание осуществляется с выставлением оценок в ведомости и указанием количества пропущенных занятий.

Фонд текущей аттестации:

  • устный опрос студентов;

  • контрольная работа;

  • тестирование;

  • реферат;

  • индивидуальное домашнее задание.

Описание оценочных средств по видам работ

3.1. Вопросы для устного опроса перед началом лекции

Лекция 1. Язык — средство общения. Литературный язык — высшая форма национального языка. Устная и письменная формы речи.

  1. Охарактеризуйте язык как знаковую систему.

  2. Каковы основные единицы языка?

  3. Какие социальные функции языка вы знаете?

  4. Что такое территориальный диалект?

  5. Каковы основные территориальные диалекты России?

  6. Назовите характерные особенности жаргонов.

  7. Что такое просторечие и каковы его отличительные особенности?

  8. Каковы отличительные признаки литературного языка?

  9. Расскажите, как возник русский национальный язык, и какие этапы он прошел в своем развитии.

  10. Охарактеризуйте особенности устной речи.

  11. Назовите отличительные особенности письменной речи.

Лекция 2. Языковая норма, ее роль в становлении и развитии литературного языка.

  1. Назовите основные признаки языковой нормы.

  2. Дайте определение языковой нормы.

  3. Охарактеризуйте вариативность языковых норм.

  4. Назовите основные нормы литературного языка.

  5. Назовите некоторые морфологические нормы.

  6. Назовите некоторые синтаксические нормы.

  7. Назовите некоторые орфоэпические нормы.

  8. Назовите некоторые нормы русского ударения.

Лекция 3. Культура речи. Коммуникативные качества хорошей речи.

  1. Скажите, что подразумевает понятие «культура речи».

  2. Каковы основные аспекты культуры речи?

  3. Назовите основные коммуникативные качества хорошей речи.

  4. С чем связана правильность речи?

  5. Как следует понимать точность речи?

  6. Как следует понимать ясность и доступность речи?

  7. Как следует понимать чистоту речи?

  8. Что означает логичность речи?

  9. В чем состоит богатство речи?

  10. От чего зависит выразительность речи?;

  11. Что означает уместность речи?

Лекция 4. Стилевое многообразие русского языка.

  1. Назовите характерные признаки стиля и дайте определения стиля языка.

  2. Как характеризовал стилевые различия русского языка М. В. Ломоносов?

  3. На чем основывалось разделение русского языка на три стиля в учении М. В. Ломоносова?

  4. Дайте определение функционального стиля литературного языка.

  5. Перечислите признаки функционального стиля.

  6. Какие функциональные стили выделяют в русском языке?

  7. Дайте краткую характеристику основных стилей русского литературного языка.

  8. Охарактеризуйте особенности экспрессивных стилей.

  9. Как связаны между собой функциональные стили русского литературного языка?

Лекция 5. Научный стиль.

  1. Назовите основные черты научно-функционального стиля.

  2. Какова доминанта научно- функционального стиля?

  3. Каковы интонационно-фонетические средства выражения особенностей научного стиля?

  4. Каковы лексические средства выражения особенностей научного стиля?

  5. Каковы грамматические средства выражения научного стиля?

Лекция 5. Официально-деловой стиль.

  1. Какие сферы общественных отношений обслуживает официально-деловой стиль?

  2. Что можно считать доминантой официально-делового стиля?

  3. Каковы характерные черты официально-делового стиля?

  4. Чем обусловлена необходимость стандартизации и унификации документов официально-делового стиля?

  5. Каковы основные этапы формирования официально-делового стиля в России?

  6. Назовите и охарактеризуйте основные подстили официально-делового стиля.

  7. Чем характеризуется язык и стиль распорядительных документов?

  8. Назовите и охарактеризуйте основные виды распорядительных документов.

  9. Назовите и охарактеризуйте основные виды коммерческой корреспонденции.

  10. Чем характеризуется язык и стиль коммерческой корреспонденции?

  11. Раскройте особенности языка и стиля рекламы.

  12. Дайте характеристику лексических и грамматических особенностей официально-делового стиля.

Лекция 6. Публицистический стиль.

  1. Какова сфера применения и функции публицистического стиля?

  2. Понятие публицистического стиля.

  3. Особенности публицистического стиля.

  4. Жанры публицистического стиля.

Лекция 7.Разговорно-обиходный стиль.

  1. Какова сфера применения разговорно-обиходного стиля?

  2. Назовите характерные черты разговорно-обиходного стиля.

  3. Раскройте каждую из стилевых особенностей разговорно-обиходного стиля.

  4. Каковы фонетические особенности разговорно-обиходной речи?

  5. В чем проявляется лексическое своеобразие разговорно-обиходного стиля?

  6. Как достигается личный характер разговорно-обиходных высказываний?

  7. Как проявляется экспрессивно-оценочный характер разговорно-обиходной речи?

  8. Назовите синтаксические особенности разговорно-обиходных текстов.

Лекция 8. Ораторское искусство. Основные навыки публичной речи.

  1. Раскройте основные составляющие ораторского искусства.

  2. Какими личными качествами должен обладать оратор?

  3. Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать оратор?

  4. Назовите основные элементы повседневной подготовки к публичному выступлению.

  5. Каковыосновные этапы подготовки кконкретному выступлению?

  6. Каковы основные требования ктеме публичного выступления?

  7. Как следует понимать цель публичного выступления?

  8. Что такое композиция публичной речи?

  9. Каковы общие принципы построения выступления?

  10. Каковы основные части публичного выступления?

  11. Каковы методы изложения материала в основной части публичной речи?

  12. Что такое аргументация?

  13. Какие способы аргументации в публичной речи вы знаете?

  14. От чего зависит успех в произнесении речи?

  15. От чего зависит установления контакта с аудиторией?

Критерии оценки результатов устного опроса:

  1. Если студент правильно отвечал на вопросы, обращенные к нему преподавателем, то ему ставится отметка «зачтено» в журнал преподавателя.

  2. Если студент неправильно отвечал на вопросы, обращенные к нему преподавателем, или не отвечал вовсе, то ему ставится отметка «не зачтено».

3.2. Домашняя контрольная работа

I. Орфоэпия. Нормы произношения.

Задание 1. Приведенные ниже слова разделите на 2 столбика в соответствии с произнесением в них звука [э] или [о] на месте написания буквы Е или Ё. В данных словах наблюдаются колебания в произношении этого звука, однако нормативным является только один вариант: афера, блеклый, бревенчатый, бытие, геликоптер, гренадер, желоб, желчь, житие, забытье, издевка, маневры, никчемный, околесица, опека, оседлый, острие, поблекнуть, скабрезный, современный, сметка, хребет, щелка.

Задание 2. Пользуясь словарями или проверяя себя после выполнения задания, определите, в каких из нижеприведенных слов перед звуком [э] твердый, в каких – мягкий согласный. Нет ли возможности как-либо сгруппировать слова, чтобы не запоминать каждое по отдельности?

Бижутерия, брюнет, бутерброд, декан, декалог, декамерон (десятидневник), гейзер, дебют, деградация, денационализация, деноминация, интервал, компетентный, конкретный, корнет, кларнет, крем, критерий, маузер, музей, реле, ренегат, сонет, сервис, сессия, сеттер, стратег, темп, тенденция, термин, фланель, шинель, шрапнель, экспресс.

Задание 3.Пользуясь орфоэпическим словарем, расставьте ударения. Произносите слова вслух, соблюдая правильное ударение. Если имеются варианты норм, отметьте это.

Агент, баловать, благоволить, бомбардировать, бюрократия, атлас, главенство, диспансер, донельзя, досуг, заверение, значимость, медикаменты, намерение, непочатый, неумолчный, нефтепровод, обеспечение, озорничать, оптовый, осведомиться, передать, передало, изобретение, испокон, квартал, корысть, легкоатлет, мастерски, повторенный, повторено, псевдоним, свекла, статуя, во-первых, гусеница, изогнутый, каталог, нормировать, облегчить, позвонить, ходатайство, черпать, экспертный.

II. Акцентологические нормы.

Задание 1. Составьте статьи толковых словарей, возможно, пользуясь уже существующими, со словами:

Атласатлас, багрить — багрить, броня — броня, видениевидение, напоенный -— напоённый, замковыйзамковый, ирисирис, кредиткредит, кругомкругом, лоскутлоскут, опрощениеопрощение, отзыв — отзыв, приводпривод, прояснитьсяпроясниться, свойствосвойство, соколсокол, угольныйугольный, ушкиушки, хаос — хаос, характерныйхарактерный, языковыйязыковой.

Задание 2.Поставьте ударение в указанных словах; объясните, какая тенденция при постановке ударения реализовалась, какая, напротив, находится в стадии реализации. Есть ли какие-либо взаимоисключающие тенденции и на каком стилистическом уровне (немаркированная речь, разговорная речь, профессионализмы, возвышенно-поэтическая речь) они действуют?

Адюльтер, акрополь, алкать, алфавит, апостроф, баловать, бездарь, безумолчный, береста, блудница, бомбардировать, бруствер, бряцать, вандал, великовозрастный, ветеринария, вечеря, взбодрить, брала, бензопровод, волшебство, газопровод, генезис, гербы, глашатай, гордиев (узел), гофрированный, гренки, грушевый, гусеница, деньгами (не во фразеологизме), диспансер, договор, дозировать, доклеить, досуг, древко, еретик, жалюзи, жерло, завидно, заговор, заиндеветь, заискриться, законнорожденный, закупорить, запломбировать, заржаветь, зачерстветь, звонит, знамение, знахарка, зубчатый, ивовый, иконопись, индустрия, искра, вероисповедание, иссиня-черный, исподволь, каталог, квартал, кета, киоскер, кирза, кладовая, колосс, комбайнер, компостировать, кремень, кулинария, лубок, мастерски, мельком, металлургия, мизерный, мускулистый, мышление, неровня, обеспечение, облегчить, ободрить, обыденный, одно­временно, оптовый, осведомиться, отвар, откупорить, пиала, петля, плато, побасенка, пломбировать, принудить, приободрить, присовокупить, приструнить, пурпур, раджа, розга, ракушка, рассредоточение, раструб, рефери, ржаветь, свекла, селянин, силос, симметрия, сливовый, сметливый, сопло, столяр, сторицей (воздать), толика (малая), тефтели, тигровый, торты, тотем, туника, туфля, уведомить, удить, умерший, упрочение, усугубить, феномен, фетиш, флюорография, ходатай, христианин, цемент, черпать, шасси, щавель.

III. Лексические нормы

Задание 1.Составьте с предлагаемыми словами словосочетания так, чтобы становилось отчетливым различие значения паронимов:

Адресат — адресант, безлистный — безлистый, ванна — ванная, вдохвздох, встать — стать (о транспорте), гололед — гололедица, главныйзаглавный (герой), дипломник — дипломант, здравица — здравница, вперемежку — вперемешку, знамя — знамение, индейцыиндийцы, командиро­ванныйкомандировочный, неприятный — нелицеприятный, давить — довлеть, лагери — лагеря, личный — личной, личныйличностный, ложалоджияложе, методичныйметодическийметологический, мифическиймифологический, надетьодеть, невежаневежда, ничкомнавзничь, нетерпимыйнестерпимый, поверка — проверка, пробаапробация, заплатитьоплатить, представитьпредоставить (справку), сытыйсытный, подвижниксподвижник, подпись — роспись, убежденноубедительно, фактфактор, целыйцельный.

Задание 2.Объясните, чем различаются слова и выражения в парах: выставкавернисаж, годовщинаюбилей, соперник — соратник, проблема — дилемма, мнениевпе­чатление, рынок — базар (неполные синонимы); гололед — гололедица, главная (роль) — заглавная (роль), встать — стать (о движении), капает — каплет, двигается — движется, район — регион, невежа — невежда, давить — довлеть, лагерилагеря, подвижник — сподвижник, эмигрант — иммигрант, вперемешку — вперемежку (паронимы).

IV. Морфологические нормы

Задание 1.Вставьте пропущенные буквы и определите родовую принадлежность заимствованных и сложносоставных слов.

Громадн.. цунами, зелен., авеню, нов.. аэрозоль, стеклянн.. кафе-бар, старинн., музей-усадьба, черн.. кофе, компактн.. диван-кровать, еженедельн.. вагон-лавка, свеж.. салями, знаком.. липси, широк.. мост-плотина, розоват.. шампунь, городск.. театр-студия, стар.. танго, погоны генерал..-майора, разведенн.. какао, о знаменит.. библиотеке-музее, желт.. такси.

Задание 2. Выберите нормативные варианты:

по исполнению — по исполнении, брелкомбрелоком, новый аэрозоль — новая аэрозоль, времяпровождение — времяпрепровожде­ние, рельсрельсов, извиняюсь (за)извините (за); скажите, как пройтиподскажите, как пройти; граблейграбель, благодаря тебяблагодаря тебе, согласно приказа — согласно приказу, заведующий магазина — заведующий магазином, семь килограммсемь килограммов, новый тюльновая тюль.

Задание 3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов: ампер, апельсин, грамм, гусар, улан, килограмм, гектар, яблоко, помидор, чулок, носок, сол­дат, сапог, рельс, партизан, абрикос, торт, кавалергард, погон, туфля, грабли, бревно, обе, полотенце, простыня, серьга, ясли, кочерга.

Задание 4.Прочитайте предложения. После установления нормативного варианта каждого числительного запишите фразы, меняя числа на слова.

Задача предложена 22 ученикам.

Профессор увидел в аудитории 21 студента.

Мы плыли по морю 1,5 суток.

Было приобретено 4 ножниц, 5 граблей, 3 вил.

Поезд шел с 368 пассажирами в 12 вагонах.

Длина реки равна 4798 километрам.

Строителями отремонтировано 34 яслей.

В сумке было около 1,5 килограммов яблок.

Задание 5.От чего зависят род и склонение составных слов: новой плащ-палатки (почему не нового?), синему вагонy-ресторану (почему не вагон-ресторану), из большого салон-вагона, мощного дизель-электрохода, о пожилом генерал-лейтенанте (почему не генерале-лейтенанте?), новое кафе-ресторан, новая кафе-столовая, на уютной (почему не уютном?) диван-кровати, из красивых яслей-сада, о коротком концерте-шутке, назначенного премьер-министром.

Задание 6. Образуйте форму 3-го лица множественного числа от глаголов: мурлыкать, полоскать, плескать, капать, лазить, мяукать, рыскать, брызгать, ездить.

Интересующие вас вопросы по культуре речи не забывайте задавать преподавателю: норма, грамматическая правильность речи — обязательное условие успешного выступления!

V. Различные нормы

Задание 1.Измените фразы так, чтобы речевые ошибки синтаксического плана были устранены.

Кишечник человека способен быстро отводить продукты жизнедеятельности, особенно в своем сонном состоянии.

Спрыгнув с танка, ему тут же сорвало башню.

Материя это реальность, сделала вывод студентка, данная нам в ощущениях.

Необходимо составить перечень всех тех недостаточно полных идей, содержащихся в сообщении.

Базаров был не только нигилистом, а также циником.

Молчалин менее образованный и глупый в сравнении с Чацким.

Литература формирует способность подавлять низменные животные инстинкты, здоровый образ жизни.

Задание 5. Выберите варианты из скобок, чтобы словосочетания обладали смысловой ясностью, а также грамматической и синтаксической правильностью.

Благодаря (войне, катастрофе, победе);

согласно (распоряжению, распоряжения);

заведующий (магазина, магазином);

быть (по профессии, по специальности) учителем химии;

поднять (бокал, тост);

одеть (платье, младшую сестру);

три (новые, новых) состава;

(автор, исполнитель) сложного сальто;

(дипломник, дипломант) конкурса юных исполнителей;

одолжить (другу, у друга);

(различать, отличать) речь и язык;

идти (за ягодами, по ягоды);

вопреки (доказательствадоказательству);

(казахская, казахстанская) целина.

Критерии оценивания письменной контрольной работы

оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, обучающийся обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении;

оценка «4» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания, в ходе работы выполнил не менее ¾ заданий;

оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее ½ заданий;

оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством заданий.

3.3. Тесты

Время выполнения теста — 90 мин.

Тест включает 91 позицию.

Порядок работы с тестом

Вы получили тест и матрицу. Напишите Ваши имя и фамилию на каждом листе матрицы.

В тесте слева даны предложения или микротексты, справа варианты ответа. Выберите правильный вариант и поставьте в квадрате матрицы, соответствующем номеру правильного ответа, знак х. Отмечайте свой ответ только на матрице; в тесте ничего отмечайте, так как проверяется только матрица.

Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий ак­центологической норме существительных.

Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий акцентологической норме полных и кратких форм прилагательных и прича­стий.

Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий акцентологической норме глаголов прошедшего времени.

Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме существительных (множественное число, именительный падеж).

Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме существительных (множественное число, родительный падеж).

Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме числительных.

Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (согласование).

Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (согласование).

Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (согласование).

Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (управление),

Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (управление).

Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий норме словоупотребления.

Выберите вариант, соответствующий правилам написания гласных в корне.

Выберите вариант, соответствующий правилам написания приставок.

Выберите вариант, соответствующий правилам написания ъ или ь.

Выберите вариант, соответствующий правилам написания суффиксов имен прилагательных и существительных.

Выберите вариант, соответствующий правилам написания глаголов.

Выберите вариант, соответствующий правилам написания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных.

Выберите вариант, соответствующий правилам написания частиц (слитное, дефисное или раздельное).

Выберите вариант, соответствующий правилам постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Выберите вариант, соответствующий правилам постановки тире и двоеточия в предложениях с однородными членами.

Выберите вариант, соответствующий правилам постановки запятых в предложениях с обособленными определениями.

Выберите вариант, соответствующий правилам постановки запятых в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях.

Критерии оценки результатов тестирования:

3.4. Реферат

Тематика рефератов:

  1. Языковой портрет личности (на примере телеведущих, культурных и политических деятелей и т.д. по выбору студента).

  2. Языковой облик газеты/журнала (по выбору студента).

  3. Новые явления в русском языке 2000-2012 годов.

  4. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.

  5. Язык коммерческой и политической рекламы.

  6. «Слово как действие» в бытовой и официальной коммуникации.

  7. Современная русская языковая личность: воздействия и взаимодействия.

  8. Особенности научного языка специальности (обучающихся) на фоне общих лингвистических черт научного стиля.

  9. Культура речи и эффективность общения.

  10. Современная городская коммуникация.

  11. Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации.

  12. Русская языковая личность в межкультурной коммуникации.

  13. Как стать гением переговоров.

  14. Лингвистический анализ образцового текста.

  15. История возникновения произносительной (грамматической и т.д.) нормы русского литературного языка.

  16. Особенности русского письма.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

Оценка «хорошо» – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

Оценка «удовлетворительно» – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.

Оценка «неудовлетворительно»– тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

3.5. Индивидуальное домашнее задание.

Подготовка текста публичного выступления.

Обучающийся не ограничен в выборе темы. Как правило, для того, чтобы заинтересовать слушателей, выбирается та тема, в которой лучше всего ориентируется выступающий.

Критерии оценки публичного выступления

«Отлично» — 25 – 20 баллов;

«Хорошо» — 19 – 15 баллов;

«Удовлетворительно» — 14 – 10 баллов;

«Неудовлетворительно» — 9 – 0 баллов.

4. Оценочные средства промежуточной аттестации.

Методические рекомендации по проведению процедур оценивания

Фонд промежуточной аттестации: вопросы к зачету.

Промежуточная аттестация студентов. Промежуточная аттестация по дисциплине «Культура речи» проводится в соответствии с Учебным планом: в шестом семестре – в виде зачета.

В третьем семестре: зачет – в период экзаменационной сессии в соответствии с графиком проведения зачетов. Студент допускается к зачету по дисциплине в случае выполнения им учебного плана по дисциплине. В случае наличия учебной задолженности студент отрабатывает пропущенные занятия в форме, предложенной преподавателем и представленной в настоящей программе.

Вопросы к зачету:

  1. Культура речи как научная дисциплина.

  2. Литературный язык – высшая форма национального языка.

  3. Устная и письменная разновидности литературного языка.

  4. Языковая норма и ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

  5. Грамматические нормы.

  6. Лексические нормы.

  7. Орфоэпические и акцентологические нормы.

  8. Нормативный аспект устной и письменной речи.

  9. Общение, его виды и функции. Основные единицы общения.

  10. Этикет речевого общения.

  11. Понятие функционального стиля. Стилевое многообразие русского языка.

  12. Научный стиль, сфера его функционирования, стилеобразующие черты, языковые особенности.

  13. Норма в терминологии. Профессиональный вариант нормы. Унификация и стандартизация терминов.

  14. Подстили и жанры научного стиля. Требования к написанию научной работы

  15. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, стилеобразующие черты, языковые особенности.

  16. Культура официальной переписки.

  17. Типы документов и правила их оформления.

  18. Современное деловое общение.

  19. Публицистический стиль, сфера его функционирования, стилеобразующие черты, языковые особенности.

  20. Специфические функции и языковые особенности рекламы. Массовая направленность рекламы.

  21. Разговорно-обиходный стиль.

  22. Риторика как наука, искусство, учебная дисциплина.

  23. Оратор и его аудитория.

  24. Подготовка к выступлению: основные этапы. Источники подбора материалов для выступления. Выразительность публичной речи.

  25. Логико-композиционное построение ораторской речи. Основные виды аргументов.

  26. Произнесение речи: работа оратора с аудиторией.

  27. Невербальные средства общения. Мимика. Жесты и их классификация. Функция жестов.

Критерии оценки ответа студента на зачете

На зачете оценка формируемых в дисциплине компетенций студентов производится по следующим критериям:

5. Виды и формы отработки пропущенных занятий

Основной задачей введения обязательной отработки пропущенных учебных занятий является повышение ответственности студентов всех форм обучения за нарушение правил внутреннего распорядка.

Пропущенные учебные занятия подлежат отработке.

Порядок организации работы:

Преподаватель называет студенту даты пропущенных занятий и количество пропущенных учебных часов. На отработку занятия студент должен явиться согласно расписанию приема отработок преподавателя, которое имеется на кафедре. При себе студент должен иметь: выданное ему задание и отчет по его выполнению.

Отработка студентом пропущенных лекций проводится в следующих формах:

  • самостоятельное написание студентом краткого реферата по теме пропущенной лекции с последующим собеседованием с преподавателем;

  • самостоятельное написание студентом конспекта лекции с последующим собеседованием с преподавателем.

Форма отработки студентом пропущенной лекции выбирается преподавателем. Как правило, отработка пропущенной лекции должна быть осуществлена до рубежного контроля по соответствующему разделу учебной программы. Отработка студентом пропущенных практических занятий осуществляется следующим способом:

студент приходит на практическое занятие по пропущенной теме в специально выделенное для этого время; он самостоятельно выполняет практическую работу.

Пропущенные практические занятия должны отрабатываться своевременно, до рубежного контроля по соответствующему разделу учебной дисциплины. Преподаватель, согласно графику приема отработок, принимает отработку пропущенного занятия у студента, ставит соответствующую отметку. Отработка засчитывается, если студент демонстрирует зачетный уровень теоретической осведомленности по пропущенному материалу. Студенту, получившему незачетную оценку, отработка не засчитывается. Зачетный уровень теоретической осведомленности заключается в том, что студент свободно оперирует терминологией, которая рассматривалась на занятии, отвечает развернуто на вопросы, подкрепляя материал примерами. Студенты допускаются к зачету по дисциплине при условии отработки всех занятий, предусмотренных учебным планом данного семестра по данной дисциплине. Студенту, имеющему право на свободное посещение занятий, выдается график индивидуальной работы, согласованный на кафедрах и утвержденный деканом факультета.

ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Спецкурс по выразительному чтению»

ПЛАН–ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

НА ВЕСЬ СРОК ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«Спецкурс по выразительному чтению»

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно