Выберите верные формулировки части образующие сложноподчиненное предложение

Класс — 11.

Раздел программы «Типы сложного предложения».

Тема урока «Сложноподчиненное предложение».

Цель урока: обобщить знания и умения по теме «Сложноподчинённое предложение».

Задачи:

— закрепить полученные знания о сложноподчиненном предложении;

— тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

— формировать умение определять вид придаточного предложения, строить

схемы предложения;

— развивать умение анализировать и оценивать собственную деятельность;

— воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению

русского языка.

Тип урока: повторительно-обобщающий, урок подготовки к ЕНТ.

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация учебного материала, созданная при помощи программы Microsoft Office PowerPoint; рабочие листы для индивидуальной работы.

Ход урока.

I. Организационный момент. Психологический настрой. Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок, а теперь посмотрите на меня. Я вам желаю успехов на уроке.

Сегодня у нас урок подготовки к ЕНТ.

Девизом нашего урока станут слова: «Я знаю, что могу это сделать. Осилим вместе»

Учитель: у каждого у вас лежит оценочный лист, где вы будете ставить cебе оценку за каждый этап урока , а в конце урока подведем итоги. За устные ответы учащиеся получают жетоны.

II.Актуализация опорных знаний: Для начала проведем «Мозговой штурм», вспомним , что изучает русский язык.

  1. Мозговой штурм (вопросы по разным темам)

1) Раздел науки о языке, изучающий звуки речи? ( Фонетика)

2) В сложном предложении одно простое предложение от другого отделяется ( запятой или другими знаками препинания: тире, двоеточие, точка с запятой).

3) Значимая часть слова, находится после корня и служит для образования новых слов? (суффикс)

4) Часть изменяемого слова без окончания? (основа)

  1. Имеет два спряжения? (глагол)

  2. Учит правильно говорить слова этот раздел науки о языке? (орфоэпия)

  3. Их ровно шесть? (падежи)

  4. Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения? (синтаксис)

  5. Слово, называющее того, к кому обращаются с речью? ( Обращение)

  6. Предложение, в котором две и более грамматические основы, является (сложным)

  7. Все слова языка образуют его словарный состав или иначе? (лексику)

  8. Пять, шесть, двое, третий — это? (числительное)

  9. В предложении выделяется волнистой линией? (определение)

  10. Сложное предложение, состоящее из равноправных простых предложений, связанных сочинительными союзами, называется (ССП)

  11. В БСП средством связи является ( интонация)

  12. Предлоги, союзы, частицы — это (служебные части речи)

  13. Как изменяются наречия? ( не изменяются)

  14. В роли союзных слов выступают такие части речи, как ( наречия, относительные местоимения)

  15. Как еще называют главные члены предложения? (грамматическая основа)

  16. Союз так что — это союз (подчинительный, следствия)

  1. Буквенный диктант ( правописание Н —НН в причастиях и отглагольных прилагательных).

1. Гаше…ая известь

2. дипломирова…ый специалист

3. моще…ая дорога

4 писа…ые акварелью картины

5 ране…ый боец

6 переплавле…ый металл

7 асфальтирова…ая улица

8. застрахова…ое имущество,

9. непредвиде…ые обстоятельства

10. дипломирова…ый специалист.

Выставление оценок в «Лист самооценки».

«5» — 10 правильных ответов

«4» — 8 — 9 правильных ответов

«3» — 6 — 7 правильных ответов

«2» — 1 — 5 правильных ответов

III. Определение темы и целей урока.

По выделенным терминам определить тему урока.

Указать все термины, имеющие отношение к теме урока.

Запишите тему урока на картах урока. Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего урока. (ответы учащихся). (Обобщить знания и умения по теме «Сложноподчинённое предложение»).

Следовательно, какими знаниями и умениями вы сегодня должны овладеть? (знать виды придаточных предложений; усвоить алгоритм определения вида придаточного предложения; различать подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова, строить схемы СПП).

IV. Входной контроль знаний.

Задание. Быстро прочитывая грамматические формулировки, отмечайте знаком «+» в пустом квадрате справа лишь те утверждения, которые являются верными

Выставление оценок в «Лист самооценки».

«5» — 10 правильных ответов

«4» — 8, 9 правильных ответов

«3» — 6, 7 правильных ответов

«2» — 5 правильных ответов и меньше

Исправление неверных утверждений.( вопрос 2, 7, 9).

V. Работа в парах. Заполните «слепую» схему.

Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений.

VI. Решение синтаксических задач. Работа в парах.

1. Синтаксическая задачка 1.

Докажите, что в одном из СПП когда является союзом, а в другом — союзным словом.

1. Я не знал, когда меня позовут. (Союзное слово)

2. Грустью повеяло, когда я увидел утром родительский дом. (Союз)Грустью повеяло: я увидел утром родительский дом.

2. Синтаксическая задачка 2.

Докажите, что одно из СПП с придаточным изъяснительным, а другое — с придаточным определительным.

1. Меня терзала мысль, что я скоро надолго уеду. (Изъяснительное) 2. Мысль, что терзала меня, оказалась обманчивой. (Определительное)

3. Синтаксическая задачка 3.

В чём отличие и сходство данных предложений? Роза решила проверить чувства моряка, и соседка поддержала её идею. Если бы моряк повернулся и ушёл, всё было бы кончено.

VII. Закрепление практических навыков..

1.Прочитайте высказывания, расставьте знаки препинания. Определите виды придаточных и синтаксические средства связи в них.

1 пара.

1. Люди перестают мыслить когда перестают читать. (Дидро) 2. Книги — это окна через которые душа смотрит на мир. (Вильсон)

2 пара.3. Чтобы стряхнуть с себя назойливые и несносные мысли достаточно взяться за чтение. (Монтень)

4.Часто люди гордятся чистой совестью потому что обладают короткой памятью.

3 пара.

5. .И счастлив я пока на белом свете горит звезда моих полей.

6. Не жаль сил если они дают такие результаты.

2. Графический диктант.

Построить схемы данных предложений.

Гроза прошла, так что ветка белых роз дышит ароматом.

Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

Когда наступает весна, природа оживает.

3.Работа со схемами.

Учащимся демонстрируются схемы на интерактивной доске, они записывают в тетрадях ответы, указывая вид придаточного в сложноподчиненном предложении.

1.[:глаг. + указ. слово так ], (союзн. слово как:). (Образа действия).

2. .[: туда ], ( где:). (Места).

3. (Пока :), [: ]. (Времени).

4. .[:сущ. + указ. слово то ], (союзн. слово которое:). (Определительное).

5. (союзн. слово кто), [ указ. слово тот: ], (Местоименно-определительное).

6. .[:оттого], (что:). (Причины).

7. [:глаг. ], (союзн. слово что:). (Изъяснительное)

8. (Несмотря на то что:), [: ]. (Уступительное).

9. .[:, (чтобы:), :]. (Цели).

10. .[: ], (словно:). (Сравнительное).

11. [:, (если:), :]. (Условное).

12. [: ], (потому что:). (Причины).

Составить предложение на одну из схем.

4 Контрольное задание.

Выберите из указанных предложений только СПП. Укажите их вид (номер предложения записать в соответствующую колонку правого столбика).

1-ый вариант.

1.Небо озарилось ярким разрядом, так что комнату осветило не хуже чем в солнечный полдень.

2.В цветник где росла роза уже давно никто не заходил.

3.Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре.

4. Я вышел из комнаты, что вызвало недовольство отца.

5. Пускай тебе взгрустнется даже, ты головы не опускай.

6. Небо опустилось и стало желто-розовым ,будто на него падал отсвет далекого пожара.

7. Дневные звезды никогда не видны в небе: их затмевает солнце.

8.Иди, куда влечет тебя свободный ум.

9. Незнакомец не рассматривал нас так, как рассматривали мы его.

10. Казбич вообразил, будто Азамат украл у него лошадь.

2-ой вариант.

1.Забил заряд я в пушку туго и думал: угощу я друга.

2.Чтобы память о прошлом сохранилась в веках, на помощь истории приходит искусство.

3.Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.

4.Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, чище.

5. Пока не взошло солнце, дышать было легко.

6. Если ты что-нибудь делаешь, делай хорошо.

7.Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.

8. Щенок скулит так жалобно, как будто плачет ребенок.

9. Пятого-шестого мая приеду в Петербург, о чем я уже писал художнику.

10. Кто ищет, тот всегда найдет

Взаимопроверка.

Выставление оценок в «Лист самооценки».

«5» — 8 правильных ответов

«4» — 6-7 правильных ответов

«3» — 4-5 правильных ответов

«2» — 1-3 правильных ответов

VIII. Работа с оценочным листом.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ____________________________________________

IX. Домашнее задание. П. 12-15 упр.170, тест по теме «СПП».

X. Итог урока.

1. Назовите признаки СПП.

2. Как определить главное и придаточное предложения?

3. На какие группы делятся СПП по видам придаточных?

4. Каков алгоритм определения вида придаточного предложения ?

1) найти грамматические основы,

2) определить главное и придаточное предложения,

3) поставить вопрос от главного к придаточному,

4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,

5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

Рефлексия.

Составить синквейн к слову «урок», имея в виду сегодняшний урок.

XI. Заключительное слово учителя.

Восточная мудрость гласит: «Приобретать знания — храбрость, преумножать их — мудрость, а умело применять — высшее искусство». Я желаю вам храбрости, мудрости и высшего искусства.

Лист индивидуальной работы ученика ___________________________ .

«Я знаю, что могу это сделать. Осилим вместе».

Тема урока _________________________________________________________________

Оценочный лист.

1.Буквенный диктант.

«5» — 10 правильных ответов

«4» — 8 — 9 правильных ответов

«3» — 6 — 7 правильных ответов

«2» — 1 — 5 правильных ответов

2 Верное-неверное утверждение.

Выставление оценок в «Лист самооценки».

«5» — 10 правильных ответов

«4» — 8, 9 правильных ответов

«3» — 6, 7 правильных ответов

«2» — 5 правильных ответов и меньше

3 Синтаксические задачи.

Синтаксическая задачка 1.

Докажите, что в одном из СПП когда является союзом, а в другом — союзным словом.

1. Я не знал, когда меня позовут.

2. Грустью повеяло, когда я увидел утром родительский дом.Синтаксическая задачка 2.

Докажите, что одно из СПП с придаточным изъяснительным, а другое — с придаточным определительным.

1. Меня терзала мысль, что я скоро надолго уеду.2. Мысль, что терзала меня, оказалась обманчивой.

Синтаксическая задачка 3.

В чём отличие и сходство данных предложений? Роза решила проверить чувства моряка, и соседка поддержала её идею. Если бы моряк повернулся и ушёл, всё было бы кончено.

4 Практическое задание № 1.

Прочитайте высказывания, расставьте знаки препинания. Определите виды придаточных и синтаксические средства связи в них.

1 пара.

1. Люди перестают мыслить когда перестают читать. (Дидро) 2. Книги — это окна через которые душа смотрит на мир. (Вильсон)

2 пара.1. Чтобы стряхнуть с себя назойливые и несносные мысли достаточно взяться за чтение. (Монтень)

2.Часто люди гордятся чистой совестью потому что обладают короткой памятью.

3 пара.

1. .И счастлив я пока на белом свете горит звезда моих полей.

2. Не жаль сил если они дают такие результаты.

Практическое задание № 2.

Графический диктант. Построить схемы данных предложений.

  1. Гроза прошла, так что ветка белых роз дышит ароматом.

  2. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

  3. Когда наступает весна, природа оживает.

6 Практическое задание № 3.

Указать вид придаточного в сложноподчиненном предложении. Составить предложение на одну из схем.

1.[:глаг. + указ. слово так ], (союзн. слово как:).

2. .[: туда ], ( где:).

3. (Пока :), [: ].

4. .[:сущ. + указ. слово то ], (союзн. слово которое:).

5. (союзн. слово кто), [ указ. слово тот: ],

6. .[:оттого], (что:).

7. [:глаг. ], (союзн. слово что:).

8. (Несмотря на то что:), [: ].

9. .[:, (чтобы:), : ].

10. .[: ], (словно:).

11. [:, (если:), : ].

12. [: ], (потому что:).

7 Контрольное задание.

Выберите из указанных предложений только СПП. Укажите их вид (номер предложения записать в соответствующую колонку правого столбика).

1-ый вариант.

1.Небо озарилось ярким разрядом, так что комнату осветило не хуже чем в солнечный полдень.

2.В цветник где росла роза уже давно никто не заходил.

3.Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре.

4. Я вышел из комнаты, что вызвало недовольство отца.

5. Пускай тебе взгрустнется даже, ты головы не опускай.

6. Небо опустилось и стало желто-розовым ,будто на него падал отсвет далекого пожара.

7. Дневные звезды никогда не видны в небе: их затмевает солнце.

8.Иди, куда влечет тебя свободный ум.

9. Незнакомец не рассматривал нас так, как рассматривали мы его.

10. Казбич вообразил, будто Азамат украл у него лошадь.

2-ой вариант.

1.Забил заряд я в пушку туго и думал: угощу я друга.

2.Чтобы память о прошлом сохранилась в веках, на помощь истории приходит искусство.

3.Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.

4.Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, чище.

5. Пока не взошло солнце, дышать было легко.

6. Если ты что-нибудь делаешь, делай хорошо.

7.Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.

8. Щенок скулит так жалобно, как будто плачет ребенок.

9. Пятого-шестого мая приеду в Петербург, о чем я уже писал художнику.

10. Кто ищет, тот всегда найдетВзаимопроверка.

«5» — 8 правильных ответов

«4» — 6-7 правильных ответов

«3» — 4-5 правильных ответов

«2» — 1-3 правильных ответов

Домашнее задание. П. 12-15 упр.170, тест по теме «СПП».

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно