Выберите верные принципы государственной поддержки инновационной деятельности

УДК 330.341:332.142 ББК 65.049 Ч 68

М.В. Чистова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры креативно-инновационного управления и права Пятигорского государственного университета, г. Пятигорск. Тел.: +7 (918) 761-63-15, e-mail: marilyn@bk.ru

государственная поддержка инновационной деятельности: опыт регионов российской федерации

( Рецензирована )

Аннотация. В статье рассматриваются организационно-правовые аспекты государственной поддержки инновационной деятельности на федеральном и региональном уровне. Проанализирован опыт регионов Российской Федерации в сфере основных мер государственной поддержки инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, государственная поддержка инновационной деятельности, налоговое стимулирование, финансовая поддержка, грант, регион.

М.У. Chistova,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Creative-Innovation Management and Law Department, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk. Ph.: + 7 (918) 761-63-15, e-mail: marilyn@bk.ru

state support of innovation: experience of the regions of the russian federation

Abstract. The article examines the organizational and legal aspects of state support of innovation at the federal and regional levels. The experience of the regions of the Russian Federation in the sphere of basic measures of state support of innovation activity is analyzed.

Keywords: innovations, innovative activity, state support of innovation activity, tax incentives, financial support, grant, region.

Государственная поддержка — важный фактор, влияющий на развитие инновационной деятельности.

Под государственной поддержкой понимается предоставление определенных условий для развития научной и интеллектуальной деятельности [1]. Государственную поддержку можно трактовать по-разному: как совокупность мер региональных органов власти, как совокупность мер на уровне государства

(законодательные, экономические, организационные, управленческие действия).

Рассмотрим основные

организационно-правовые аспекты государственной поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации на федеральном уровне.

Так, в 2005 году были приняты Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной

системы на период до 2010 года [2], в 2006 году — Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года. В рамках реализации этих программ и стратегий были заложены основы действующей национальной инновационной системы, предприняты существенные усилия по развитию сектора исследований и разработок, формирования развитой инновационной инфраструктуры, модернизации экономики на основе технологических инноваций.

В 2011 году распоряжением Правительства РФ была разработана и принята Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [3].

В данном документе признается, что при реализации мероприятий, утвержденных в предыдущих документах, в целом не уда л ость переломить ряд значимых для инновационного развития негативных тенденций, существенно ускорить процесс интеграции российской инновационной системы в мировую систему и кардинально повысить инновационную активность и эффективность работы компаний, в том числе государственных, а также создать конкурентную среду, стимулирующую использование инноваций. Еще многое нужно сделать для налаживания взаимодействия науки и бизнеса, повышения уровня коммерциализации научных разработок государственных академий наук и вузов в России до уровня развитых стран, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития [3].

Государственные средства, выделяемые нанаучно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), в большинстве секторов экономики расходуются недостаточно эффективно. Не в полной мере удалось и решить проблему старения научных кадров, хотя для улучшения ситуации государство предприняло значительные усилия.

Такие результаты были обусловлены в значительной мере недостаточным соответствием политики поддержки инноваций социально-экономической политике государства. Создаваемые общие экономические условия для инноваций вплоть до принятия в 2008 году Концепции были недостаточно благоприятными. Более высокий приоритет имело поддержание макроэкономической стабильности, усиление социальной защиты и развитие отраслей социальной сферы, а также модернизация инфраструктуры. При этом недостаточно эффективными оказались и такие ключевые с точки зрения наращивания инновационной активности общие направления социально-экономической политики, как создание благоприятного инвестиционного климата и борьба с коррупцией, политика в сфере технического регулирования, таможенное регулирование и администрирование, а также политика в сфере развития конкуренции [3].

В результате в настоящее время ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура — избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. Уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран-лидеров в этой сфере. Однако инновационный путь развития признается стратегически необходимым, ввиду чего государственными органами власти продолжают предприниматься усилия в области развития и поддержки инновационной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Так, в ФЗ от 21.07.2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке

и научно-технической политике» включена глава IV, посвященная государственной поддержке инновационной деятельности. Согласно закону о науке [4], государственная поддержка инновационной деятельности определяется как совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ в соответствии с законодательством РФ для создания необходимых правовых, организационных и экономических условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность. Глава также содержит нормы о целях, принципах, формах, субъектах представления поддержки инновационной деятельности и др.

В Законе о науке также определены такие формы государственной поддержки инновационной деятельности, как: предоставление льгот (по уплате налогов, сборов, таможенных платежей), образовательных услуг, информационной и консультационной поддержки, содействие в формировании проектной документации, финансового обеспечения (в том числе субсидий, грантов, кредитов, займов, гарантий, взносов в уставный капитал), содействие в формировании спроса на инновационную продукцию, реализации целевых программ, подпрограмм и проведении мероприятий в рамках государственных программ, поддержка экспорта, обеспечение инфраструктуры и т.д. [4].

Тем не менее, некоторые ученые-исследователи пессимистично настроены к подобным законодательным изменениям. По их мнению, даже после внесения соответствующих поправок, касающихся непосредственно государственной поддержки инновационной деятельности, законодательство РФ все же имеет и ряд существенных недостатков и пробелов в данной сфере:

— перечень форм государственной поддержки не является исчерпывающим, поскольку отсутствуют

такие формы, как: антимонопольное регулирование и обеспечение конкурентоспособности в сфере инновационной деятельности;

— статус субъектов инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (технопарков, бизнес-инкубаторов, нанотехноло-гических центров, инновационно-технологических центров, центров кластерного развития) на федеральном уровне не закреплен [5].

Для организаций, активно использующих инновации в своей деятельности, важной формой выступает налоговое стимулирование, направленное на поощрение исследований, развитие науки и технологий, создание благоприятного инновационного климата. Налоговое стимулирование на протяжении десятилетий эффективно применялось в поощрении инновационной деятельности в ведущих странах мира, достигших значительных результатов на пути построения инновационной экономики. Отдельные мероприятия в данном направлении используются и в нашей стране. Подтверждением этому являются нормы Налогового кодекса РФ, предусматривающие введение налоговых льгот, распространяющихся на организации, занимающиеся освоением в производстве новой техники и технологий, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Так, ст. 149 НК РФ [6] оговорен перечень операций, не подлежащих налогообложению. Для отдельных категорий субъектов инновационной деятельности налоговые льготы предусмотрены также по таким налогам, как НДС, налог на прибыль, налог на имущество.

Органами государственного управления РФ в целях поддержки инновационной деятельности в стране активно используется и такой вид финансовой поддержки, как грантовая поддержка. Оправданным и эффективным данный вид поддержки признается при

выделении субсидий российским образовательным учреждениям высшего образования, на базе которых будут осуществляться научные исследования.

Однако важно понимать и тот неоспоримый факт, что ключевое звено инновационной системы России — ее регионы. Именно здесь рождаются прорывные идеи, генерируются новые знания и технологии.

В некоторых регионах Российской Федерации наблюдается достаточно большая активность в создании как правовых, так и организационных основ государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности. Лидерами среди них, безусловно, являются регионы — члены Ассоциации инновационных регионов России (АИРР). Данная ассоциация была создана при поддержке Министерства экономического развития РФ, Роснано, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Подписание меморандума о создании АИРР состоялось 21 мая 2010 года в Томске в ходе XIII Инновационного форума «1п-поуш». В настоящее время АИРР представлена 14 регионами: республики Башкортостан, Мордовия и Татарстан; Алтайский, Красноярский и Пермский края; Иркутская, Калужская, Липецкая, Новосибирская, Самарская, Томская, Тюменская и Ульяновская области.

Цифры говорят сами за себя: процент организаций, осуществляющих технологические, маркетинговые или организационные инновации на территории регионов АИРР, в 1,5 раза превышает среднее значение по России. На регионы Ассоциации приходится около 2/3 всей произведенной в России усовершенствованной продукции и в величины российского инновационного экспорта [7].

Несколько иная ситуация по государственной поддержке инновационной деятельности сложилась на

территории Северо-Кавказского федерального округа (далее — СКФО). Безусловным лидером среди субъектов СКФО в данной сфере следует признать Ставропольский край.

Следует отметить, что Ставропольский край, согласно рейтингу инновационного развития субъектов Российской Федерации, опубликованному ведущими учеными НИУ «Высшая школа экономики», по показателю российского регионального инновационного индекса в 2014 году занимал 23 место среди всех регионов России, входя во II группу регионов по данному показателю, значительно улучшив свои позиции по сравнению с 2013 годом, когда находился на 27 месте [8].

По значению же индекса инновационной деятельности Ставропольский край также входит во вторую группу регионов, занимая там 39 место. Ключевыми факторами, определяющими место края, как и других субъектов РФ, в данной группе, являются вовлеченность предприятий в инновационные процессы и масштабность инвестиций в технологические инновации. При этом, по мнению авторов рейтинга, основной особенностью инноваций у регионов данной группы является их нацеленность на решение проблем экономии материальных затрат и топливно-энергетических ресурсов.

Рассмотрим более подробно сложившуюся в крае систему мер поддержки инновационной деятельности.

Так, еще в 2014 году в Ставропольском крае был создан НО «Фонд содействия инновационному развитию Ставропольского края», учредителем которого является Министерство экономического развития Ставропольского края.

Основная цель деятельности Фонда — содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, создание в регионе условий для эффективного взаимодействия

участников территориальных кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления и инвесторов в интересах развития территориальных кластеров, обеспечения реализации совместных кластерных проектов и повышения технологической готовности субъектов малого и среднего предпринимательства за счет разработки (проектирования) технологических и технических процессов и обеспечения решения проектных, инженерных, технологических и организационно-внедренческих задач, возникающих у субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае [9].

Структурными подразделениями Фонда являются региональный центр инжиниринга и центр кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, которые предоставляют следующие услуги:

— проведение тренингов, консультаций и конференций для субъектов малого и среднего бизнеса с участием ведущих экспертов;

— оказание всесторонней маркетинговой поддержки;

— разработка программ реинжиниринга производства;

— проведение финансового и управленческого аудита; подготовка и реализация проектов [10].

В 2004 году в Ставропольском крае был принят Закон Ставропольского края «Об инновационной деятельности в Ставропольском крае» [11] (последние изменения вносились в 2015 году), в соответствии с которым основные формы государственной поддержки субъектов инновационной деятельности следующие: предоставление налоговых преимуществ, предоставление инвестиционных налоговых кредитов.

Предоставление налоговых преимуществ включает в себя:

— снижение ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Ставропольского края, для хозяйствующих субъектов — резидентов региональных индустриальных парков и региональных технологических парков от деятельности по освоению и (или) практическому применению в производстве изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронных вычислительных машин, на которые выдан патент и (или) свидетельство в соответствии с федеральным законодательством, осуществляемой на территориях региональных индустриальных парков и региональных технологических парков. При этом размер налоговой льготы предусмотрен различный: от 2,5 до 4,5 процента в зависимости от расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта;

— налоговую льготу по налогу на имущество в соответствии с Законом Ставропольского края «О налоге на имущество организаций» [12];

— снижение ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Ставропольского края, для хозяйствующих субъектов — резидентов зон муниципального развития от деятельности по освоению и (или) практическому применению в производстве изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронных вычислительных машин, на которые выдан патент и (или) свидетельство в соответствии с федеральным законодательством, осуществляемой на территориях зон муниципального развития, в размере от 2,5 до 4,5 процента в зависимости от расчетного срока окупаемости инвестиционных проектов.

Также, в соответствии с вышеназванным Законом [12], субъектам инновационной деятельности могут предоставляться субсидии за счет средств бюджета Ставропольского

края на реализацию инновационных проектов, гранты и инвестиционные налоговые кредиты. При этом последняя форма поддержка осуществляется на основе Закона Ставропольского края «Об инвестиционном налоговом кредите» [13].

И на этом региональные органы власти не останавливаются. С 2014 года в целях стимулирования научно-технического прогресса, популяризации инновационной деятельности, развития экосистемы инновационного предпринимательства на территории края ежегодно проводится Неделя инноваций. Так, в 2016 году за пять дней работы в ней приняли участие более 2000 представителей государственных структур, ключевых экономических ведомств, российской венчурной индустрии, научных кругов и экспертного сообщества в области инновационного развития, субъектов МСП и крупных предприятий края. Среди важных результатов Недели инноваций — достигнутые договоренности о сотрудничестве с представителями США, Китая и Иордании в сфере медицинского образования и курортологии; о подписании соглашения о сотрудничестве НО «Фонд содействия

инновационному развитию Ставропольского края» и машиностроительного кластера Республики Татарстан.

Тем не менее, следует отметить, что, по-видимому, созданная в Ставропольском крае инновационная инфраструктура хоть и медленно, но приносит свои результаты — рост объема затрат на НИОКР и инновационная активность предприятий различных отраслей промышленности тому пример (рис. 1 и 2). Безусловно, весь инновационный потенциал края еще используется не в полной мере.

На территории Республики Северная Осетия — Алания разработан ряд региональных нормативно-правовых актов в сфере государственной поддержки инновационной деятельности: Закон Республики Северная Осетия — Алания «Об инновационной деятельности в Республике Северная Осетия — Алания» [14], Закон Республики Северная Осетия — Алания «О технопарках в Республике Северная Осетия — Алания» [15], постановления Правительства Республики Северная Осетия — Алания «О формировании республиканской инновационной системы» [16],

n? n? n? V п? # V V

I из них занимавшихся инновационной деятельностью

I число обследованных предприятий, ед.

Рис. 1. Количество предприятий в Ставропольском, крае, осуществлявших инновационную деятельность в 2007-2015 гг.

Рис. 2. Динамика затрат на научные исследования и разработки хозяйствующими субъектами Ставропольского края в 2005-2015 гг., млн руб.

«Об управлении инновационной деятельности Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия — Алания» [17] и «О создании Совета по развитию научно-технической и инновационной деятельности при Правительстве Республики Северная Осетия — Алания» [18].

Однако следует отметить, что пока поддержка инновационной деятельности в Республике Северная Осетия — Алания находится в зачаточной стадии — принятая законодательная база не способствует широкому распространению инновационной деятельности, а действенной формой поддержки является лишь предоставление грантов по результатам проведения конкурса «УМНИК» совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на основе двухстороннего соглашения между названным Фондом и руководством республики.

В других субъектах СКФО государственная поддержка инновационной деятельности либо осуществляется фрагментарно (Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика), либо

вовсе отсутствует (Карачаево-Черкесская Республика).

Так, в Кабардино-Балкарской Республике (КБР) активной поддержки инновационной деятельности со стороны республиканских органов власти не наблюдается. Исключение составляет лишь реализация отдельных мероприятий государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014-2020 годы» [19]. Целью данной Государственной программы является достижение высокого экономического роста республики, основанного на модернизации экономики, внедрении инноваций, постоянном технологическом совершенствовании, формировании благоприятной инвестиционной среды, создании благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности для привлечения инвестиций в экономику Кабардино-Балкарской Республики, расширении использования специальных механизмов привлечения инвестиций, повышении темпов развития малого и среднего предпринимательства как одного из факторов социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, повышении качества

и доступности государственных и муниципальных услуг, снижении административных барьеров.

В рамках данной Государственной программы предусмотрена реализация мероприятий подпрограммы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства» в части поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность посредством предоставления грантов на организацию предпринимательской деятельности в сфере инноваций.

Тем не менее, в КБР функционирует AHO «Центр инноваций социальной сферы Кабардино-Балкарской Республики», оказывающий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям информационную, консультационную и организационную поддержку. Только в 2016 году Центром предоставлено 250 консультаций субъектам малого и среднего предпринимательства, а социально ориентированные некоммерческие организации прошли обучение на краткосрочных курсах по правовым основам предпринимательства, анализу, планированию и контролю бизнес-процессов, а также основам бухгалтерского учета в предпринимательской деятельности.

Проведенный нами детальный анализ пакета инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории КБР, позволил выделить следующие инновационные проекты:

— создание в Майском муниципальном районе республики промышленного комплекса «Этана», предусматривающего создание высокотехнологичного промышленного парка, включающего в себя современные предприятия по производству полиэтилентерефталата пищевого и текстильного назначения, терефталевой и уксусной кислоты, а также комплексов по производству

бутилированной питьевой воды и транспортной логистики. В настоящее время данный проект находится на стадии реализации совместно с государственными корпорациями Китайской Народной Республики (КНР);

— разработка и производство конусно-лучевого ЗБ-томографа и аппарата для глубокофокусной и близ-кофокусной терапии на предприятии ООО «Севкаврентген-Д» (планируемый к реализации проект);

— производство машин для высадки, прополки и сборки огурцов и других овощей размером до 2025 см; полуприцепов к тракторам и автомобилям для перевозки фрук-то- и овощеконтейнеров на предприятии ООО «Севкаврентген-Д» (планируемый к реализации проект);

— создание высокотехнологичного производства нового поколения высоковольтных выключателей на предприятии ОАО «Нальчикский завод высоковольтной аппаратуры» (проект в настоящее время реализуется).

В Чеченской республике, также как и в КБР, реализуется государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Чеченской Республики» [20], в рамках которой по подпрограмме «Обеспечение реализации государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Чеченской Республики» в сфере обеспечения развития экономики» предусмотрено возмещение процентных ставок на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных и инновационных проектов, а также на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, обеспеченным государственными гарантиями. Других мер поддержки инновационной деятельности в республике не предусмотрено.

В еще одном субъекте СКФО -Карачаево-Черкесской Республике (КЧР) — мер по поддержке развития

инновационной деятельности, к сожалению, не предусмотрено.

В заключение хотелось бы добавить, что именно устойчивое инновационное развитие российского общества — стратегически важная и ключевая задача, стоящая перед государством. Вопросы, решаемые в рамках инновационных процессов в области развития экономики и общества, многочисленны. Они содействуют росту экономики страны в долгосрочной перспективе; организации новых отраслей экономики; организации единого рыночного пространства; стимулированию и повышению конкурентоспособности отдельного физического лица, организации, страны в целом; укреплению обороноспособности и экономической безопасности страны; получению коммерческой выгоды;

снижению затрат производства за счет использования более экономичных технологий, улучшению качества выпускаемой продукции. Необходимо четко понимать, что регионы являются той точкой отсчета, той первой ступенью и той связующей нитью, где генерируются новые идеи и создаются новые знания, которые могут воплотиться в инновационный продукт или технологию, а впоследствии станут составным элементом устойчивого инновационного развития всего российского государства.

Во всем мире именно регионы считаются своеобразным двигателем инновационной деятельности и развития всей страны. Поэтому очень важно, чтобы региональный аспект развития инновационной деятельности только усиливался.

Примечания:

1. Козлова О.С. Государственная поддержка инновационной деятельности. URL: izdatelstvo.isea.ru/epm/dl.ashx?id=2507.

2. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года: постановление Правительства РФ от 05.08.2005 г. № 2473-П7 // СПС КонсультантПлюс. М., 2017.

3. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р // СПС КонсультантПлюс. М., 2017.

4. О науке и государственной научно-технической политике: федер. закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // СПС КонсультантПлюс. М., 2017.

5. Костенко B.C. Правовые формы государственной поддержки инновационной деятельности: новое в российском законодательстве // Хозяйство и право. 2012. № 4. С. 83.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации: федер. закон от 05.02.2000 г. № 117-ФЗ. Ч. 2 // СПС КонсультантПлюс. М., 2017.

7. Ассоциация инновационных регионов России. URL: http://i-innomir.ru/ posts/1557-assotsiatsiya-innovatsionnyh-regionov-rossii.html.

8. Рейтинг инновационного развития субъектов РФ. Вып. 4 / под ред. JI.M. Гохберга. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 248 с.

9. Фонд содействия инновационному развитию Ставропольского края: официальный сайт. URL: http://stavinfond.ru/.

10. Пронина И.В., Мараховская Г.С. Инновационная деятельность в Ставропольском крае: проблемы, перспективы и государственная поддержка глазами малого бизнеса // Современный взгляд на проблемы экономики и менеджмента: сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конференции. Уфа, 2015. С. 95.

11. Об инновационной деятельности в Ставропольском крае: закон Ставропольского края от 11.03.2004 г. № 13-кз (в ред. от 12.11.2010 г. № 97-кз, 28.02.2012 г. № 23-кз, 29.04.2015 г. № 46-кз). URL: http://docs.cntd.ru/ document/461500854.

12. О налоге на имущество организаций: закон Ставропольского края от 26.11.2003 г. № 44-кз. URL: https://www.nalog.ru/html/sites/www.r26.nalog.ru/ База%20документов/44кгЛос.

13. Об инвестиционном налоговом кредите: закон Ставропольского края от 28.11.2006 г. № 83-кз. URL: docs.cntd.ru/document/461506146.

14. Об инновационной деятельности в Республике Северная Осетия — Алания: Закон Республики Северная Осетия — Алания от 06.07.2001 г. № 23-P3 (в ред. от 22.05.2006 г. № 28-РЗ). URL: economyrso.ru/economic-policy/…baza-v…/ regionalnoe-zakonodatelstvo.html.

15. О Технопарках в Республике Северная Осетия — Алания: закон Республики Северная Осетия — Алания от 15.08.2007 г. № 39-P3. URL: investinrussia. com/data/image/regions/Osetia.pdf.

16. О формировании республиканской инновационной системы: постановление Правительства Республики Северная Осетия — Алания от 27 июня 2003 г. № 174. URL: www.rso-a.ru.

17. Об управлении инновационной деятельности Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия — Алания: постановление Правительства Республики Северная Осетия — Алания от 11 апреля 2006 г. № 88. URL: vncran.ru/upload/iblock/f86/VNCRAN_ report_2006.pdf.

18. О создании Совета по развитию научно-технической и инновационной деятельности при Правительстве Республики Северная Осетия — Алания: постановление Правительства Республики Северная Осетия — Алания от 27 декабря 2010 г. № 382. URL: economyrso.ru/imagesPost_Alan_N_382.docx.

19. О государственной программе Кабардино-Балкарской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 годы: постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 января 2012 г. № 1-пп // Текущий архив Министерства экономического развития КБР.

20. О государственной программе Чеченской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика»: постановление Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 года № 330 (в ред. постановлений Правительства Чеченской Республики от 28 апреля 2014 года № 58, от 9 сентября 2014 года № 156, от 30 января 2015 года № 1, от 4 июня 2015 года № 94 и от 29 декабря 2015 года № 251). URL: http://economy-chr.ru/wp-content/uploads/ 2015/04/33.pdf.

References:

1. Kozlova O.S. State support of innovation activity. URL: izdatelstvo.isea.ru/ epm/dl.ashx?id=2507.

2. The main directions of the policy of the Russian Federation in the development of the innovation system until 2010: a decree of the Government of the Russian Federation of August 5, 2005 No. 2473-P7 // Reference and legal system «Consultant-plus. M., 2017.

3. On the approval of the Strategy for Innovative Development of the Russian Federation until 2020: the decree of the Government of the Russian Federation of December 8, 2011 No. 2227-r // Reference and legal system «Consultant-plus». M., 2017.

4. On science and state scientific and technical policy: the federal law of August 23, 1996 No. 127-FZ (last version) // Reference and legal system «Consultant-plus» / Scientific and production enterprise «Consultant-plus». M., 2017.

5. Kostenko V.S. Legal forms of state support of innovation: new in the Russian legislation // Economy and Law. 2012. No. 4. P. 83.

6. The Tax Code of the Russian Federation. Part Two: Federal Law of February 5, 2000 No. 117-FZ // Reference-legal system «Consultant-plus. M., 2017.

7. Association of Innovative Regions of Russia. URL: http://i-innomir.ru/ posts/1557-assotsiatsiya-innovatsionnyh-regionov-rossii.html.

8. Rating of innovative development of the subjects of the Russian Federation. Issue 4 / Ed. L.M. Gohberg. M.: NIU HSE, 2016. 248 pp.

9. Official site of the Foundation for the Promotion of Innovative Development of the Stavropol Region. URL: http://stavinfond.ru/.

10. Pronina I.V., Marakhovskaya G.S. Innovative activity in the Stavropol region: problems, perspectives and state support through the eyes of small businesses // In the collection: Modern view on the problems of economics and management. Collection of scientific papers on the results of the international scientific and practical conference. 2015. P. 95.

11. On innovative activities in the Stavropol region: The Law of the Stavropol region of 11.03.2004. No. 13-kz (as amended on November 12, 2010 No. 97-kz, on February 28, 2012, No. 23-kz, on April 29, 2015, No. 46-kz). URL: http://docs.cntd. ru/document/461500854.

12. On the property tax of organizations: the Law of the Stavropol region of November 26, 2003 No. 44-kz. URL: https://www.nalog.ru/html/sites/www.r26. nalog.ru/Bazza%20documents/44kz.doc.

13. On the investment tax credit: the Law of the Stavropol region of November 28, 2006 No. 83-kz. URL: docs.cntd.ru/document/461506146.

14. On innovation activity in the Republic of North Ossetia — Alania: Law of the Republic of North Ossetia — Alania of July 6, No. 23-RZ (in the redaction from May 22, 2006 No. 28-RZ). URL: economyrso.ru/economic-policy/…baza-v…/regionalnoe-zakonodatelstvo.html.

15. About Technoparks in the Republic of North Ossetia — Alania: Law of the Republic of North Ossetia — Alania of August 15, 2007. No. 39-RZ. URL: investinrussia.com/data/image/regions/Osetia.pdf.

16. On the formation of the republican innovation system: Resolution of the Government of the Republic of North Ossetia — Alania of June 27, 2003 No. 174. URL: www.rso-a.ru.

17. On the management of innovation activities of the Vladikavkaz Scientific Center of the Russian Academy of Sciences and the Government of the Republic of North Ossetia — Alania: Resolution of the Government of the Republic of North Ossetia — Alania of April 11, 2006 No. 88. URL: vncran.ru/upload/iblock/f86/ VNCRAN_report_2006.pdf.

18. On the establishment of the Council for the Development of Scientific, Technical and Innovation Activities under the Government of the Republic of North Ossetia — Alania: Resolution of the Government of the Republic of North Ossetia — Alania of December 27, 2010 No. 382. URL: economyrso.ru/imagesPost_ Alan_N_382.docx.

19. About the state program of the Kabardino-Balkarian Republic «Economic development and innovative economy» for 2014-2020: Resolution of the Government of the Kabardino-Balkarian Republic dated January 17, 2012 No. 1-pp // Current archive of the Ministry of Economic Development of the KBR.

20. On the state program of the Chechen Republic «Economic development and innovative economy»: Decree of the Government of the Chechen Republic of December 19, 2013 No. 330 (as amended by Decrees of the Government of the Chechen Republic of April 28, 2014 No. 58, of September 9, 2014 No. 156, of January 30, 2015 No. 1, of June 4, 2015 No. 94 and of December 29, 2015 No. 251). URL: http://economy-chr.ru/wp-content/uploads/2015/04/33.pdf.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно