Выберите верные суждения о духовной культуре

Транскрипт

1 ЕГЭ ПО РАЗДЕЛУ: «ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА» 1. Запишите слово, пропущенное в таблице. Виды религии Виды религий Религии Национальные религии Синтоизм, иудаизм, индуизм Христианство, ислам, буддизм 2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) духовная культура; 2) духовные ценности; 3) научные исследования; 4)моральные нормы; 5) религиозные взгляды; 6) нравственные поступки. Ответ: 3. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства. 1) образность, 2) пробуждение фантазии и воображения, 3) достоверность и проверяемость результатов, 4) нацеленность на получение объективной истины, 5) эмоциональность восприятия, 6) наглядность. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны. Ответ: 4. Выберите верные суждения о роли средств массовой информации и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Средства массовой информации в современном обществе могут играть дезинтегрирующую, разъединительную роль. 2. Со средствами массовой информации вынуждены считаться государственные деятели. 3. Со средствами массовой информации вынуждены считаться лидеры в различных областях науки, культуры и экономики. 4. Быстрый рост компьютерных технологий приводит к сокращению количества средств массовой информации. 5. С развитием информатизации общества средства массовой информации начинают оказывать менее ощутимое воздействие на различные сферы жизни социума. 5. За последние годы в крупном региональном центре сложилось несколько вокальноинструментальных молодежных групп. Какие особенности деятельности этих групп свидетельствуют об их принадлежности к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1. развивают традиции народного вокального творчества 2. исполняют композиции собственного сочинения 3. деятельность имеет коммерческую направленность 4. репертуар составляет несложная танцевальная музыка 5. выполняют функцию накопления культурного опыта 6. произведения адресованы наиболее эстетически развитой части публики 6. Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Духовная культура одна из сфер деятельности человека в обществе.

3 10. Установите соответствие между характерными чертами и типами (разновидностями) культуры ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ А) коммерциализация духовной деятельности 1) массовая Б) приоритетное развитие развлекательных жанров В) необходимость специальной подготовки зрителей 2) элитарная Г) ориентация на запросы широкого круга потребителей Д) сложность содержания 11. В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образовании? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1. компьютеризация образовательного процесса 2. ориентация на интересы и склонности ученика 3. применение технологий, сберегающих здоровье детей 4. увеличение количества учебных предметов 5. сокращение времени изучения естественных наук 6. особое внимание нравственному воспитанию детей 12. Установите соответствие между характерными чертами и типами (разновидностями) культуры ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ТИПЫ (РАЗНОВИДНОСТИ)КУЛЬТУРЫ А) направленность на получение прибыли 1) массовая Б) развлекательный характер В) нестандартность художественных средств 2) элитарная Г) ориентация на запросы широкого круг потребителей Д) сложность содержания 13. Найдите в приведённом ниже списке черты, характеризующие исключительно элитарную культуру: 1. выражение изысканных вкусов привилегированной части общества 2. коммерческая направленность 3. сложность и противоречивость 4. общедоступность 5. расчёт на узкий круг знатоков 6. анонимность 14. Найдите в приведённом ниже списке примеры произведений народной культуры: 1. школьные анекдоты 2. исторический роман 3. легенда о Степане Разине 4. песни-колядки 5. бразильский телесериал

4 15. Найдите в приведённом ниже списке тенденции, характеризующие развитие современного образования: 1. сокращение продолжительности образования 2. гуманизация образования 3. усиление сословного характера образования 4. гуманитаризация образования 5. отказ от преподавания общественных наук 6. создание единой системы образования для разных стран 16. Установите соответствие между признаком культуры и её отраслью: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго. Признак Отрасль культуры А. образность 1. наука Б. логическая доказательность В. эстетическое освоение мира 2. искусство Г. воздействие на эмоции человека Д. комплексное описание объекта 17. Найдите в приведённом ниже списке ступени образования в РФ, закреплённые законом «Об образовании»: 1. детсадовское 2. высшее 3. дошкольное 4. среднее 5. общее 6. дополнительное 7. начальное 8. профессиональное 18. Установите соответствие между областями культуры и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИЗНАКИ ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ A) стремление к достоверности знания об окружающем мире 1) наука Б) представление действительности в художественных образах 2) искусство B) познание объективных закономерностей развития природы и социума 3) религия Г) вера в воздействие сверхъестественных сил на жизнь человека Д) эстетическое освоение окружающего мира 19. Найдите в приведённом ниже списке характерные признаки искусства: 1. установление границ свободы личности 2. выстраивание системы доказательств 3. форма познания мира 4. образное отражение действительности

6 Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искаженной. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого. (Д.А. Лалетин) 21. Приведите на основе текста любые три значения термина «культура». 22. Как, по мнению автора, связаны культура и деятельность? Покажите эту связь, обратившись к любым двум явлениям культуры, указанным в тексте. 23. Автор касается идеи диалога культур. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера диалога культур в современном обществе. 24. Автор утверждает, что социальные пороки являются неотъемлемым элементом культуры общества. Приведите три собственных суждения, подтверждающих или опровергающих позицию автора. 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «религия». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о современных мировых религиях, и одно предложение, раскрывающее любую из функций религии. 26. Назовите и проиллюстрируйте примерами два признака социального института на примере образования. 27. В стране Z люди с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность получить качественное общее и профессиональное образование. В ходе реформы системы образования учащимся была предоставлена возможность выбора программ, соответствующих их интересам и возможностям. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Назовите и охарактеризуйте любую другую тенденцию развития современного образования. 28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Взаимосвязь образования и науки в современном обществе». Cocтавьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

8 критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. 26. наличие ролевой системы определены основные роли (например, ученик, учитель, директор школы) и их иерархия; наличие совокупности учреждений (например, общеобразовательная школа, гимназия, лицей, управление образованием); наличие регулирующих правил (например, закон об образовании, устав школы); наличие важных общественных функций (например, передача знаний, умений, навыков, социального опыта, социализация молодежи) ) тенденция (по тексту задания) — гуманизация образования; 2) другая тенденция с соответствующей характеристикой, допустим: интернационализация образования (интеграция национальных образовательных систем); информатизация образования (развитие дистанционного обучения, широкое использование в обучении информационных технологий и цифровых ресурсов, направленность на развитие у учащихся навыков поиска и анализа разнообразной информации) Наука и образование как области духовной культуры 2. Наука и образование как социальные институты общества 1) структура образования и науки 2) функции образования в современном обществе 3) развитие науки как фактор общественного прогресса 4) государственное регулирование науки и образования 3. Влияние образования на науку 1) подготовка научных кадров в высшей школе 2) формирование у молодежи представлений о научной деятельности и статусе ученого 4. Воздействие науки на образование 1) изучение основ науки в рамках школьных предметов 2) превращение университетов в научные центры 5. Перспективы дальнейшего сближения науки и образования

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно