Выберите верные суждения о формационном

Контрольная работа по обществознанию 10 класс 1 полугодие Вариант 1
Деятельность делится на две части: практическую и духовную (теоретическую).
- Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Пояснение.
Ответ: мировоззрение.
1) ощущение
3) гипотеза
5) практика
7) понятие
Пояснение.
Ответ: 35.
1) Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.
3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.
5) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.
Пояснение.
1) знания, информация, высокие технологии;
3) преобразование окружающей среды;
5) интеллектуальные продукты (программы, изобретения);
7) снижение роли религии;
Ответ: 245.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Доиндустриальное общество (традиционное) — состязание человека с природой. Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельности занято около 2/3 работоспособного населения. Доминирует ручной труд. Использование примитивных технологий, основанных на обыденном опыте, передававшемся из поколения в поколение.
Постиндустриальное — состязание между людьми. Для него характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное совершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук. Без применения достижений фундаментальных наук невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер. Человек заменяется автоматизированными системами. Один человек с помощью вооруженной компьютером современной техники может произвести конечный продукт, причем не в стандартном (массовом), а в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя.
Б) ведущая роль информации в жизни общества — постиндустриальное.
Г) серийное производство товаров массового потребления — индустриальное.
Ответ: 13223.
1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела.
3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных.
5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.
Потребности: физиологические (в воспроизводстве рода, пище, одежде, жилище, отдыхе), экзистенциальные (в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятности), социальные потребности (проявляются в желании человека общаться, привязанности, заботе о другом человеке, внимании к себе), престижные (в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха), духовные (в самоактуализации, самовыражении, творчестве).
2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями — да, верно.
4) Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки — нет, неверно.
Ответ: 12.
1) духовно-практической
3) творческой
5) прогностической
Пояснение.
2) социально-преобразовательной — да, верно.
4) познавательной — нет, неверно, здесь не присутствует.
6) индивидуальной — нет, неверно, здесь не присутствует.
- Одиннадцатиклассник готовится к поступлению в вуз. Установите соответствие между примерами и элементами его учебной деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Пояснение.
Структура деятельности: субъект — тот, кто осуществляет деятельность (человек, группа людей, организация, государственный орган); объект — это то, на что она направлена (природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей); мотивы — те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности; цели — наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности (цель деятельности — это идеальное представление ее будущего результата); способы и приемы (действия) — относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.
Б) консультация учителя — средство достижения цели.
Г) получение высокого балла на экзамене — цель.
Ответ: 33123.
1) преобразовывать окружающую среду
3) адаптироваться к природным условиям
5) производить потомство
Пояснение.
Ответ: 124.
Социальная революция, экономическая реформа, общественный прогресс, социальная динамика, коренные преобразования.
Социальная динамика — это общественное изменение, движение, развитие.
Экономическая реформа — переустройство, затрагивающее экономическую сферу.
Ответ: социальная динамика.
1) Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.
3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.
5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.
Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Различают три основных вида деятельности: игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением. Труд — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.
2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами — нет, неверно, не всецело, она еще и целенаправленна.
4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями — да, верно.
Ответ: 145.
1) познание
3) труд
5) деятельность
Все представленные понятия — это виды деятельности.
- Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
2) Природа полностью определяет развитие общества.
4) Совокупность всех народов, населяющих нашу планету, представляет собой общество.
Пояснение.
2) Природа полностью определяет развитие общества — нет, неверно.
4) Совокупность всех народов, населяющих нашу планету, представляет собой общество — да, верно.
Ответ: 45.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Методы научного познания делятся на эмпирические — основанные на чувственном познании и теоретические — основанные на рациональному познании, с помощью понятий, суждений и умозаключений. Гипотеза — это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления.
Б) объяснение сущности изучаемых явлений — теоретический.
Г) наблюдение изучаемых явлений — эмпирический.
Ответ: 22211.
Цифры укажите в порядке возрастания.
2) Ощущение — одна из форм чувственного познания.
4) На этапе чувственного познания ключевая задача состоит в обобщении и анализе информации.
Пояснение.
1) С помощью чувственного познания мы можем судить о внешних свойствах отдельных предметов и явлений — да, верно.
3) Одной из форм чувственного познания является формирование целостного образа предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств — да, верно.
5) Мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения является результатом чувственного — нет, неверно.
- Выберите верные суждения о формационном подходе к изучению общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Формационный подход к изучению общества был наиболее полно сформулирован К. Марксом и Ф. Энгельсом.
3) Формационный подход описывает развитие общества как движение от более низкой к более высокой ступени.
5) Формационный подход делает акцент на уникальности и многообразии различных географических и исторических форм общества.
Формационный подход — история рассматривается в качестве единого поступательного развития, в котором выделяются общие для всех народов стадии. Сформулирован Марксом и Энгельсом.
2) В рамках формационного подхода ведущая роль в развитии общества отводится идеологическим и культурным фактором — нет, неверно.
4) Формационный подход предполагает всеобщий характер законов общественного развития — да, верно.
Ответ: 134.
1) авторство часто не определено
3) не требует специальной подготовки для своего восприятия
5) рассчитана на узкий круг ценителей
Рассчитана на узкий круг ценителей — не подходит, потому что народ — не узкий круг общества. Носит преимущественно коммерческий характер — при рождении народной культуры понятия «коммерческий» даже не существовало.
- Установите соответствие между методами научного познания и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Пояснение.
А) классификация — теоретический.
В) наблюдение — эмпирический.
Д) описание — эмпирический.
- Ученик выполнял проект по биологии. Какие признаки свидетельствуют о том, что он использовал эмпирические методы познания? Выберите из приведённого ниже списка данные методы познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
2) проводил наблюдения в полевых условиях
4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов
6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе
Эмпирические методы опираются на органы чувств.
2) проводил наблюдения в полевых условиях — да, верно.
4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов — да, верно.
6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе — да, верно.
- Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Исходя из контекста, последовательность 134897 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род и число слов.
Часть 2.
Человек как социально-биологическое существо функционирует на стыке двух противоположных типов необходимостей. Необходимости первого типа — это совокупность биологических, социальных и иных потребностей. Среди них ведущими являются потребности, идущие от человеческого тела. Человеку необходимо есть, пить, отдыхать, нужен какой-то минимальный уровень комфорта, какой-то личностный круг общения и т.п. Всё это в определённом контексте может послужить основой для эгоистических стратегий человеческого существования. Так, в центр таких стратегий может быть поставлено благополучие одной конкретной личности, одной семьи, какого-то круга людей, связанных между собой кровнородственными или деловыми связями, и т.п.
Ситуация современной жизни такова, что… бездуховность начинает пронизывать всё общество, и одним из наиболее опасных его следствий является понижение чувства ответственности личности. Такое понижение ответственности личности может осуществляться в некоем «коридоре» — от невнимания к объекту общения или управления и т.п. до полного игнорирования его потребностей и интересов. Если же бездуховная личность окажется в жизненно важных точках государственного, экономического, политического и т.д. механизма, то её неадекватные действия могут привести к различного рода катаклизмам.
С1. Какие два типа необходимостей человеческого существования отмечены авторами? С каким главным противоречием, по мнению авторов, столкнулся современный человек?
С3.Авторы утверждают, что человечество получило к началу XXI в. очень мощные средства влияния на природу и общество. Назовите одно любое средство влияния на природу и одно любое средство влияния на общество, проиллюстрируйте примерами действие каждого из этих средств.
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «потребность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах потребностей, и одно предложение, конкретизирующее информацию о любом из этих видов.
27. Один философ критерием истинных знаний считал их ясность, самоочевидность. Другой философ таким критерием считал ощущения. Опираясь на знания курса, укажите три критерия истины, принятых современной наукой.