Выберите верные суждения о правомерном поведении

ВАРИАНТ 3

Часть 1

Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Источники права

Ответ: ________________ .

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) воспитательная деятельность; 2) функции школы; 3) социализация молодежи; 4) формирование мировоззрения; 5) передача накопленного опыта.

Ответ: ________________ .

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к признакам преступления.

1) наказуемость; 2) общественная опасность; 3) виновность; 4) повторяемость; 5) противоправность; 6) подготовленность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

4. Выберите верные суждения о рациональном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Рациональное познание присуще только человеку.

2) Одной из форм рационального познания является представление.

3) Рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.

4) Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине.

5) Исходным элементом рационального познания является понятие.

Ответ: ________________ .

5. Установите соответствие между видами социальных норм и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

6. Группа старшеклассников работает над проектом «Экологическая ситуация в нашем крае: проблемы и пути разрешения». Ребята собирают статистический материал, встречаются с представителями местной власти, изучают литературу. Каковы возможные результаты этой деятельности? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Совершенствование системы внутришкольного контроля.

2) Выбор средств обучения, отвечающих новым требованиям.

3) Предложения по улучшению экологической ситуации в регионе.

4) Знакомство с состоянием дел в своем крае.

5) Развитие навыков сбора и обработки информации.

6) Стремление лучше подготовиться к сдаче экзамена.

Ответ: ________________ .

7. Выберите верные суждения об экономическом росте и развитии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Под экономическим ростом понимается увеличение количества денег в обороте.

2) Одним из показателей экономического роста является прирост валового внутреннего продукта.

3) С переходом к постиндустриальному обществу приоритетным становится производство товаров, а не услуг.

4) Экстенсивный экономический рост достигается за счет развития техники.

5) Интенсивный экономический рост связан с подъемом производительности труда.

Ответ: ________________ .

8. Установите соответствие между типами рынков и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

9. Василий решил создать коммерческую организацию. Какие первые шаги он должен для этого предпринять? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) уплатить подоходный налог

2) оформить учредительные документы

3) подтвердить свою кредитоспособность

4) пройти государственную регистрацию

5) внести залоговую сумму

6) выбрать организационно-правовую форму предприятия

Ответ: ________________ .

10. На графике отражена ситуация на рынке загородной недвижимости: линия предложения S переместилась в новое положение — S1 (Р — цена товара, Q — количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) снижение налога на имущество

2) появление высокопроизводительных технологий загородного домостроения

3) вступление экономики в фазу рецессии

4) повышение ставки ипотечного кредита

5) удешевление строительных материалов

Ответ: ________________ .

11. Выберите верные суждения о типах социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Классовый тип стратификации характерен для ранних периодов развития общества.

2) В истории человечества существовали разные типы социальной стратификации.

3) Сословная стратификация господствовала в период Средневековья.

4) В условиях кастового строя социальная мобильность была крайне низкой.

5) Одним из проявлений классовой стратификации в современном обществе служит юридическое закрепление прав и обязанностей за отдельными социальными группами.

Ответ: ________________ .

12. Ученые опросили группу 45-летних жителей страны Z. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: «Почему снижается воспитательный потенциал семьи?» Результаты опроса представлены в гистограмме.

Проанализируйте данные гистограммы. Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Мужчины и женщины единодушны в определении главного фактора, снижающего воспитательный потенциал семьи.

2) Плохие отношения между родителями как причина снижения воспитательного потенциала семьи недооцениваются опрошенными.

3) Женщины более негативно оценивают вмешательство родственников в воспитание детей, чем мужчины.

4) При оценке различных факторов, влияющих на воспитание детей, мужчины в меньшей степени, чем женщины, придают значение составу семьи.

5) Отсутствие у родителей необходимых знаний не расценивается опрошенными как ведущий фактор снижения воспитательного потенциала семьи.

Ответ: ________________ .

13. Выберите верные суждения об отличительных чертах пропорциональной избирательной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Добровольность участия в выборах.

2) Организация голосования по партийным спискам.

3) Победившим считается депутат, набравший большинство голосов.

4) Распределение мандатов между партиями в соответствии с числом поданных голосов.

5) Установление заградительного порога.

Ответ: ________________ .

14. Установите соответствие между правоохранительными органами РФ и функциями, которые они реализуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

15. В государстве Z президент является верховным главнокомандующим. Какие из приведенных признаков свидетельствуют о том, что государство Z является президентской республикой? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Президент имеет право распустить парламент при определенных обстоятельствах.

2) Глава государства избирается в ходе всеобщих выборов.

3) Главной функцией правительства является разработка и утверждение законов.

4) Главой правительства становится лидер победившей на выборах в парламент партии.

5) Парламент избирается на основе всеобщего и равного избирательного права.

6) Правительство несет ответственность перед президентом.

Ответ: ________________ .

16. Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) декларировать свои доходы

2) бережно относиться к природным богатствам

3) платить законно установленные налоги

4) свидетельствовать в суде

5) определять свою национальную принадлежность

6) участвовать в общественно-полезной деятельности

Ответ: ________________ .

17. Выберите верные суждения о правомерном поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Любое общественно полезное деяние является правомерным.

2) Правомерное поведение может выражаться как в действии, так и бездействии.

3) Использование предоставленных прав служит одним из проявлений правомерного поведения.

4) Одним из мотивов правомерного поведение может быть опасение применения санкций в отношении нарушителя.

5) Поведение любого полностью или частично недееспособного лица не может оцениваться с позиций правомерности.

Ответ: ________________ .

18. Установите соответствие между видами правонарушений и признаками, которые их характеризуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

19. Кто входит в группу лиц, способствующих проведению уголовного процесса? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) свидетель

2) прокурор

3) понятой

4) подозреваемый

5) эксперт

6) следователь

Ответ: ________________ .

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Несмотря на все многообразие статусов их две основные группы: _______ (А) и достигаемые. Первые человек получает от рождения, независимо от своей воли. Достигаемый статус приобретается личностью в результате свободного _______ (Б) и целенаправленных усилий. Для обретения, например, статуса врача, инженера надо получить _______ (В), пройти конкурсный отбор на работу, поддерживать свое профессиональное мастерство. Мужчина может идентифицировать свой главный статус с местом работы и _______ (Г). В современном обществе все больше главных статусов являются достигаемыми, т.к. они все более связываются со способностями человека. Так, при приеме на работу учитывают не столько знатность, пол, _______ (Д), сколько творческие способности, _______ (Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) образование

2) профессионализм

3) предписанный

4) выбор

5) наличный

6) способность

7) должность

8) ожидания

9) национальность

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Ответ:

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21,22 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Законодательно установленная для выборов парламента или иного органа избирательная система влияет не только на персональный и партийный его состав: все этапы избирательного процесса, начиная от выдвижения кандидатов, в немалой степени также зависят от того, каков метод определения итогов голосования. Не только выборы, но и другие важные аспекты политической жизни страны (региона) находятся под определенным (подчас весьма сильным) воздействием существующей модели избирательной системы: функционирование партий и партийная система в целом; деятельность парламента, ее формы, результаты и эффективность; стабильность правительства и всего механизма исполнительной власти и др. Одни типы избирательной системы могут поощрять развитие партий и многопартийной борьбы, другие — создавать особо благоприятные условия для становления двухпартийной системы; некоторые более выгодны для крупных, другие — для мелких партий и группировок; отдельные ее модели содействуют укреплению и централизации партий, иные, наоборот, стимулируют внутрипартийную борьбу. Хотя детальные правила в данной области закрепляются обычно в текущем законодательстве, основы избирательной системы наряду с принципами избирательного права в качестве основополагающих норм правовой системы страны закрепляются в ее конституции.

Общество по своей структуре неоднородно. В нем существуют различные социальные группы и слои, каждый из которых имеет свои особые политические взгляды и интересы, обладает собственным видением проблем и путей их решения в масштабах всей страны или отдельной его части. Эта палитра взглядов и мнений отражается в различии программ партий и кандидатов, выступающих на выборах под разными, часто взаимоисключающими лозунгами. Следовательно, определяя порядок формирования «народного представительства», необходимо стремиться, чтобы в нем были представлены все основные политические силы общества. В основу пропорциональной избирательной системы положен принцип пропорционального представительства в законодательном органе различных существующих в обществе политических взглядов, течений и выражающих их партий. Не должно существовать так называемых «пропавших голосов»: группы и слои избирателей, поддержавшие на выборах партию или кандидата, не получившего большинства в масштабе избирательного округа или всей страны (региона), должны тем не менее располагать своими представителями в законодательном органе, которые будут отражать их потребности и интересы. Не только большинство, но и меньшинство (меньшинства) имеют право быть представленными в парламенте. Каждая партия, выставившая список кандидатов, должна получить в парламенте такую же долю мест, которая соответствует доле голосов, поданных за нее на всеобщих выборах: отсюда другое распространенное название данной системы — система партийных списков.

В «чистом» виде содержание пропорциональной избирательной системы заключается в следующем. Вся страна (или ее территориальная единица, на территории которой будет функционировать соответствующий представительный орган: субъект Федерации, город, район и т.д.) превращается в единый многомандатный избирательный округ, от которого будет избран весь состав парламента, местного совета и т.д. Каждая партия составляет список кандидатов, который может быть больше или меньше в зависимости от того, сколько она рассчитывает получить голосов. Избиратель на выборах обладает одним голосом, но этот голос подается не за конкретных кандидатов, а за список партии в целом. Далее, исходя из итогов голосования, партия получает такую же долю (процент) мест в парламенте, какую долю (процент) голосов она получила на выборах.

Во многих странах, где действует пропорциональная система, вводится так называемый заградительный пункт (барьер) — выраженное обычно в процентном отношении число голосов, которое необходимо получить партии для получения права участвовать в распределении парламентских мандатов. Величина этого барьера может варьироваться от 1% до 8%.

(А.О. Четвериков)

21. Укажите четыре аспекта политической жизни страны, на которые оказывает влияние избирательная система. В каком документе закрепляются основы избирательной системы?

22. Приведите две упомянутые в тексте черты, характеризующие пропорциональную избирательную систему. Поясните, опираясь на обществоведческие знания, для чего вводится так называемый заградительный барьер?

23. Какой этап избирательного процесса упомянут в тексте? Используя обществоведческие знания, назовите любые другие три этапа этого процесса.

24. Политологи спорят об эффективности пропорциональной избирательной системы. Опираясь на обществоведческие знания, используя текст, покажите два преимущества и один недостаток этой системы.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об участниках рынка труда, и второе предложение, содержащее информацию о форме дохода, получаемого в результате использования труда как фактора производства.

26. На каждого европейского пенсионера сегодня в среднем приходится четыре человека трудоспособного возраста. Уже к 2050 г. это соотношение может составить 1:2. Укажите три возможных негативных последствия этого процесса для экономики страны.

27. Марина увлекается детективной литературой и часто покупает книги этого жанра. Ей нравится захватывающий сюжет. Яркие характеристики героев создают запоминающиеся образы. Короткие, динамичные диалоги облегчают чтение. К какому виду культуры можно отнести любимую Мариной литературу? Укажите упомянутые в условии задания два признака этой культуры. Приведите еще один признак.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экологические права и обязанности граждан РФ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1-29.5).

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно