Выберите верные утверждения в отношении ценовых войн

Транскрипт

1

Часть 1 ИНСТИТУТЫ

3 ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ (в каждом вопросе может быть от 0 до 4 вариантов правильных ответов) 1. Веблен рассматривал институты как a) результат поведенческих привычек; b) коллективные действия, ограничивающие индивидуальные; c) правила поведения, принятые в обществе; d) механизмы «рационализации» поведения человека. 2. Джон Коммонс определял институты как a) коллективные действия, ограничивающие индивидуальные; b) привычки; c) равновесия в повторяющихся взаимодействиях между людьми; d) Веблен. 3. Сторонники холистического подхода придерживаются мнения, что a) идеология, господствующая в обществе, определяет ценности индивидов; b) совокупность отдельных индивидов, составляющих общество, определяет характер экономической системы в целом; c) отдельные индивиды не имеют возможности влиять на общество; d) в разумно организованном обществе отсутствует проблема принуждения к исполнению правил. 4. Выберите все верные утверждения: a) Любой эгоист является индивидуалистом; b) Любой индивидуалист является эгоистом; c) Индивидуализм исключает проявления альтруизма; d) Индивидуализм и эгоизм являются синонимами. 5. Выберите все верные утверждения: a) Альтруизм антоним эгоизма; b) Альтруизм синоним эгоизма; c) Проявления альтруизма более вероятны в повторяющихся взаимодействиях; d) Альтруизм нельзя объяснить в рамках экономических моделей, описывающих поведение совершенно рациональных индивидов. 1

4 6. Для совершенно рационального экономического агента характерно a) отсутствие издержек принятия решений; b) чрезвычайно низкие временные затраты на принятие решений; c) нейтральность к риску; d) выбор действий, которые доказали свою эффективность в прошлом. 7. Предпочтения совершенно рационального экономического агента a) обладают свойством полноты; b) не могут быть лексикографическими; c) обладают свойством транзитивности; d) все перечисленное верно. 8. Для ограниченно рационального экономического агента, поведение которого подчиняется принципу удовлетворенности, характерно a) следование сложившимся рутинам; b) минимизация трансакционных издержек; c) определение критического уровня удовлетворенности исходя из собственных способностей и представлений; d) постоянный пересмотр стратегии поведения. 9. Об ограниченной рациональности агента свидетельствует a) следование принципу оптимизации; b) наличие трансакционных издержек; c) неоднородность производимого им товара; d) неполнота предпочтений. 10. Исследовательская программа неоклассической теории a) содержит в своем ядре те же предпосылки, что и исследовательская программа неоинституциональной теории; b) содержит в защитном поясе предпосылку о полной спецификации прав собственности; c) предполагает, что трансакционные издержки всегда сводятся к минимуму; d) имеет тот же защитный пояс, что и исследовательская программа неоинституциональной теории. 11. Исследовательская программа неоинституциональной теории a) совпадает с исследовательской программой неоклассической теории; 2

6 17. Выберите верные утверждения: a) Технологические рутины, как правило, решают задачу координации с другими людьми; b) В поведении Робинзона Крузо не может быть отношенческих рутин; c) Технологические рутины формируются при достаточно высоком уровне развития технологий; d) Отношенческие рутины формируются при достаточно хорошо развитой системе отношений в обществе. 18. Примером неявного знания является умение a) играть на музыкальном инструменте; b) читать ноты; c) записывать ноты; d) играть по нотам. 19. Ментальные модели a) формируются во взаимодействии с другими людьми; b) передаются по наследству; c) возникают при критическом анализе поведения других людей; d) содержат представления об окружающем мире. 20. Выберите верные утверждения, касающиеся связи культуры и экономического благосостояния: a) Культура не влияет на экономическое благосостояние, поскольку лежит во внеэкономической сфере и определяет только «нерыночные» факторы поведения; b) Культура положительно влияет на благосостояние, поскольку люди с высоким уровнем экономической культуры редко ведут себя неэффективно; c) Культурные стереотипы могут оказывать отрицательное влияние на экономическое благосостояние; d) Культура определяется уровнем благосостояния. 21. Компонентами культуры являются a) ценности; b) механизмы разрешения конфликтов; c) знания; d) навыки. 4

8 a) Формальные правила обычно складываются путем закрепления существующих неформальных правил; b) Формальные правила не могут существовать там, где нет правил неформальных; c) Наличие противоречий между формальными и неформальными правилами обычно является основанием для изменения формальных правил; d) Все перечисленное верно. 28. Проблема безбилетника вряд ли возникнет a) при уплате налогов в обществе, где неформальные правила доминируют над формальными и противоречат им; b) в группе хорошо знакомых друг с другом людей, вовлеченных в продолжительные рабочие отношения; c) в группе, где нет плотных социальных связей; d) в больших социальных группах. 29. Выберите верные утверждения, характеризующие дилемму заключенных: a) В бесконечно повторяющейся дилемме заключенных некооперативное равновесие вытесняется кооперативным; b) Равновесие в однократной дилемме заключенных является равновесием в доминирующих стратегиях; c) Некооперативный исход обусловлен отсутствием предварительной договоренности о выбираемых стратегиях; d) Некооперативный исход обусловлен анонимностью участников взаимодействия. 30. Следующие утверждения наиболее точно характеризуют относительную эффективность неформальных правил: a) Неформальные правила всегда эффективнее формальных, поскольку учитывают ценностные установки экономических агентов; b) Формальные правила всегда более эффективны, чем неформальные, поскольку более четко прописаны и доводятся, как правило, до всех членов общества; c) Неформальные правила более эффективны в случае плотных социальных связей; d) Формальные правила более эффективны в малых группах. 31. Выберите верные утверждения, описывающие соотношение формальных и неформальных правил: a) Неформальные правила всегда дополняют формальные; b) Формальные и неформальные правила регулируют различные стороны жизни индивидов; 6

10 d) велики только тогда, когда эти правила не являются эффективными. 37. Экономические институты a) позволяют снизить издержки выбора в условиях неопределенности; b) обуславливают глобальный минимум трансакционных издержек; c) являются стабильными только в том случае, если обладают свойством эффективности; d) подчиняются принципу «естественного отбора»: неэффективные институты со временем вытесняются эффективными. 38. Подход к институтам как к равновесиям в повторяющихся взаимодействиях характерен для a) традиционного институционализма; b) О. Уильямсона и его последователей; c) школы сравнительного институционального анализа; d) неоклассической школы. 39. В неоклассической парадигме a) роль институтов нулевая; b) институты рассматриваются как ограничения, воспринимаемые людьми некритическим образом; c) рассматриваются только неформальные институты; d) не проводится различий между формальными и неформальными институтами. 40. Выберите верные утверждения: a) Люди придерживаются своих ценностей вне зависимости от издержек такого поведения; b) На основе фундаментальных ценностей формируются моральные нормы; c) Люди относятся к нормам морали, принятым в обществе, некритически и склонны рассматривать их как объективно заданные; d) Абсолютных ценностей не существует. 41. Институты могут выполнять функции: a) обеспечения координации между экономическими агентами; b) решения проблемы безбилетника; c) повышения уровня рациональности экономических агентов; d) обучения. 8

12 ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ 1. На основе каких правил фирмы могут определять цены на свои товары? Согласуется ли поведение фирм в данном случае с концепцией ограниченной рациональности? Аргументируйте свой ответ. 2. Рационально ли списывать? 3. Как эффект постановки проблемы может использоваться в политике? 4. Возможны ли ситуации, в которых эффективность поведения агента падает с ростом доступной ему информации? Аргументируйте свой ответ конкретными примерами. 5. Рационально ли для фирмы участвовать в ценовой войне? Аргументируйте свой ответ. 6. Приведите пример неявного знания. Какие трудности могут возникнуть при продаже неявного знания? Какие институты помогают преодолеть эти трудности? 7. От каких факторов зависит формирование рутинного поведения? Существуют ли сферы деятельности, в которых формирование рутин маловероятно? Объясните ваш ответ. 8. Как формируются общие ментальные модели? Под воздействием каких механизмов они изменяются? Всегда ли эти модели адекватно описывают окружающий мир? Если нет, то почему люди продолжают ими пользоваться? 9. В силу чего ценности влияют на экономическое поведение? Изменилась бы роль ценностей, если бы люди стали совершенно рациональными? Аргументируйте ваш ответ. 10

14 20. Каким образом постоянные изменения экономических правил влияют на ожидания и поведение экономических агентов? 21. К каким положительным и отрицательным последствиям может привести пересмотр результатов приватизации в России? 22. Приведите примеры формальных и неформальных правил, которые регулируют отношения преподавателей и студентов. Как формальные и неформальные правила могут соотноситься друг с другом в этой ситуации? 23. Приведите примеры правил, исполнение которых не нуждается в принуждении. 24. Охарактеризуйте подход традиционных институционалистов к анализу институтов. Как определял институты Джон Коммонс? Приведите пример института, согласующийся с подходом Коммонса. 25. В чем отличие институтов от организаций? Проиллюстрируйте ваши рассуждения на конкретном примере. 26. Каковы основные различия в подходах традиционных и современных институционалистов к определению понятия институт? 27. Приведите пример института, решающего координационные проблемы. Охарактеризуйте рассмотренный институт (правило плюс санкция). 28. Приведите пример института, которые способствует кооперации контрагентов. Какова роль системы принуждения в следовании данным институтам? Аргументируйте ваш ответ. 29. Какие проблемы могут возникнуть, если институциональная среда не будет обеспечивать предсказуемость и стабильность? 30. Какие институты осуществляют формальное и неформальное обучение правилам? 31. Корректно ли утверждение, что в переходной экономике с высоким уровнем неопределенности репутация важнее, чем в стабильной рыночной экономике? Почему? 12

16 КЕЙСЫ Оглавление 1. ОГРАНИЧЕННАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ…16 Кейс 1. Какими принципами руководствуются покупатели при выборе продуктов Кейс 2. Концепция рациональности и выбор ВУЗа Кейс 3. Проверка гипотезы рациональности: эффект определенности Кейс 4. Проверка гипотезы рациональности: выбор агента в зависимости от вероятности выигрыша Кейс 5. Проверка гипотезы рациональности: ультимативная игра Кейс 6. Проверка гипотезы рациональности: эффект постановки вопроса при выборе способа лечения Кейс 7. Концепции рациональности и выбор покупателя Кейс 8. Какими принципами руководствуются покупатели при выборе солнцезащитных очков Кейс 9. Концепции рациональности и выбор менеджеров Кейс 10. Концепция рациональности ожидания потребителей РУТИНЫ И МЕНТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ…35 Кейс 11. Автоконтроль за дорожным движением: процесс перехода к новым рутинам Кейс 12. Общение с дождем: технологические и отношенческие рутины Кейс 13. Списывание среди студентов как рутина Кейс 14. Электронный кондуктор и проблема формирования рутин ОБЩИЕ МЕНТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ И КУЛЬТУРА…42 Кейс 15. Влияние культуры на развитие музыкальной отрасли в Турции Кейс 16. Иллюстрация к пирамиде экономической культуры НОРМЫ И ПРАВИЛА…47 Кейс 17. Переход Швеции на правостороннее движение и проблема координации Кейс 18. Ценовая война и проблема кооперации Кейс 19. Малыш, Карлсон и проблема распределения Кейс 20. Война DVD-форматов и проблема распределения Кейс 21. Репутация брендов и проблема кооперации Кейс 22. Проблема мирных соглашений и проблема коопереции Кейс 23. Пирамида формальных правил на примере законов Хаммурапи Кейс 24. Причины несоблюдения формальных и неформальных правил на примере рынка продуктов питания в России ИНСТИТУТЫ…64 Кейс 25. Проблема принуждения к следованию правилам: кокаиновые перевороты в Боливии Кейс 26. Влияние институциональной среды на деятельность фирм в России Кейс 27. Формальные и неформальные институты. Как бороться со списыванием студентов?

18 1. ОГРАНИЧЕННАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ Кейс 1. Какими принципами руководствуются покупатели при выборе продуктов 1 Заботиться о своем здоровье модно и полезно. У нас в стране уже сформировался новый класс потребителей, готовых платить немалые деньги за хорошее самочувствие и подтянутый внешний вид. Вернее, за продукты, дающие шанс все это получить. Сцена в одном из московских продуктовых супермаркетов. Рядом с полками с молочными продуктами стоят средних лет женщина и молодая девушка. Внешний вид и комплекция женщины не позволяют определить, сколько ей лет, но позволяют точно сказать, что она следит и за собой, и за своим здоровьем. Девушка в столь цветущей кондиции не находится, поэтому время от времени с любопытством косится то на женщину, то на содержимое ее тележки. Та, в свою очередь, весьма существенно отличается от содержимого ее собственной. Собрав, видимо, всю необходимую ей информацию, девушка впадает около молочной полки в некоторое подобие нирваны. Но стоит женщине пропасть из зоны видимости, как девушка начинает вытаскивать из своей тележки набранные ранее продукты, выставляет их обратно на полки, а потом заменяет на другие только что подсмотренные. В списке попавших в немилость продуктов оказались глазированные сырки со сгущенкой, сливки повышенной жирности и высокой же жирности молоко. Их место занял творог, питьевой йогурт и нашедшиеся на близлежащем стенде мюсли в батончиках. Вопросы: Свидетельствует ли такое поведение девушки о ее ограниченной рациональности? Какое правило лежит в основе принимаемого решения и почему оно используется? 1 Казаков А. Есть, чтобы жить // Компания ( 16

20 общественная организация. Обратите внимание на год основания вуза: чем раньше он создан, тем лучше. Надеюсь, данная статья поможет сделать вам верный выбор. Даже если вы уже знаете, в какой вуз будете поступать, не торопитесь подумайте еще раз, тщательно взвесьте все «за» и «против». Ведь от решения, которое вы примите, зависит ваша дальнейшая жизнь… Вопросы: Какая концепция рациональности лежит в основе поведения абитуриента в этой ситуации? Что позволяет сделать такой вывод? 18

22 alters the character of the prospect from a sure gain to a probable one, than when both the original and reduced prospects are uncertain» 4. 4 Ibid. P

24 Кейс 5. Проверка гипотезы рациональности: ультимативная игра «In the ultimatum game one player, the Proposer, is given a sum of money, say $10 and makes an offer of some portion of the money, x, to the other player, the Responder. The Responder can either accept the offer, in which case the Responder gets x and the Proposer gets $(10 x), or reject the offer in which case both players get nothing» 7. «The theory for the simple game is rather obvious. Player 1 should offer Player 2 a penny. Player 2 will accept this offer, since a penny is better then nothing. [But] offering only a penny seems to be a risky strategy. If Player 2 views such a small offer as insulting, it would cost him only a penny to reject it» 8. «Experimental results reveal that very low offers (less than 20% of the pie) are often rejected. What is certain is that Responders do not act to maximize their own payoffs, since they turn down offers in which they receive a small share of the pie and take zero instead» 9. «The first experiments to use this game were conducted by three German economists, Guth, Schmittberger, and Schwarze (1982). Each Allocator was asked to divide c German marks between himself and the Recipient. The modal offer was a 50% split. The mean offer was 0,37c. Two students did ask for all of c in games where c = DM4, with one of these offers being accepted, the other rejected. All other offers were for at least DM1, and one positive offer of DM1.20 was rejected» 10. Вопросы: Какое предложение сделал бы совершенно рациональный агент первого типа Allocator? Как бы повел себя агент второго типа Recipient, будь он совершенно рационален? Почему? Чем можно объяснить поведение людей в ходе эксперимента? Thaler explains: «Both the Allocators and the Recipients take actions inconsistent with the theory. The Recipients actions, however, are easier to interpret. When a Recipient declines a positive offer, he signals that his utility function has non-monetary arguments. The decline of an offer of 0,1c says, «I would rather sacrifice 0,1c than accept what I consider to be an unfair allocation of the stake.» The actions of the Allocators could be explained by either of two motives (or some combination of both). Allocators who make significantly positive offers could either have a taste 7 Thaler R.H. From Homo Economicus to Homo Sapiens // Journal of Economic Perspectives Vol. 14. N 1. P Thaler R.H. Anomalies: The Ultimatum Game // Journal of Economic Perspectives Vol. 2. N 4. P Thaler R.H. From Homo Economicus to Homo Sapiens // Journal of Economic Perspectives Vol. 14. N 1. P Thaler R.H. Anomalies: The Ultimatum Game // Journal of Economic Perspectives Vol. 2. N 4. P

26 Кейс 6. Проверка гипотезы рациональности: эффект постановки вопроса при выборе способа лечения Эксперимент 1. «[This] example comes from a study of preferences between medical treatments. Respondents were given statistical information about the outcomes of two treatments of lung cancer. The same statistics were presented to some respondents in terms of mortality rates and to others in terms of survival rates. The respondents then indicated their preferred treatment. The information was presented as follows. Problem 1 (Survival frame) Surgery: Of 100 people having surgery 90 live through the post-operative period, 68 are alive at the end of the first year and 34 are alive at the end of five years. Radiation therapy: Of 100 people having radiation therapy all live through the treatment, 77 are alive at the end of one year and 22 are alive at the end of five years. Problem 1 (Mortality frame) Surgery: Of 100 people having surgery 10 die during surgery or the post-operative period, 32 die by the end of the first year and 66 die by the end of five years. Radiation therapy: Of 100 people having radiation therapy none die during treatment, 23 die by the end of one year and 78 die by the end of five years. The inconsequential difference in formulation produced a marked effect. The overall percentage of respondents who favored radiation therapy rose from 18% in the survival frame (N = 247) to 44% in the mortality frame (N = 336). The advantage of radiation therapy over surgery evidently looms larger when stated as a reduction of the risk of immediate death from 10% to 0% rather than as an increase from 90% to 100% in the rate of survival. The framing effect was not smaller for experienced physicians or for statistically sophisticated business students than for a group of clinic patients» 12. (The number of respondents who answered each problem is denoted by N) Вопросы: Какой выбор сделал бы совершенно рациональный агент? Почему в ходе эксперимента выбор людей отличался от выбора совершенно рационального агента? 12 Tversky A., Kahneman D. Rational Choice and the Framing of Decisions // Journal of Business Vol. 59. N 4. Part 2. P

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно