Выберите вид растительности степей

Тема: «Животный мир степей»

Куда ни глянь — полей раздолье.

Лежит ковер из трав, цветов.

Грызунам, волкам, лисицам.

А зовется это степь.

Задачи:

— сформировать у учащихся представление о животном мире степей;

коррекционно-развивающие:

— коррекция мышления:

— активизировать мыслительную и творческую деятельность;

воспитательные:

— воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный

1. Организационный момент

2. Постановка целей и задач урока

Сегодня на уроке мы продолжим изучение природной зоны, о которой вы говорили на прошлых уроках.

Повторяя пройденный и изучая новый материал, мы попробуем создать полную картину одной из самых интересных и красивейших природных зон. Поэтому на уроке мы будем заниматься еще и творческой работой — создавать коллективно картину природной зоны. Надеюсь, что у нас все получится.

Задание: Посмотрите на доску. На картинках представлены разные природные зоны.

Вот так выглядит степь. А как она выглядит на карте?

Учитель: Откройте карту «Природные зоны» (форзац учебника). Рассмотрите внимательно, найдите природную зону — степь. (слайд)

— Каким цветом она показана на карте? (жёлтым) В случае затруднения учитель обращает внимание учащихся на условные обозначения внизу карты.

— Как в Гимне нашей республики говорится о Бурятии? (Таежная, озерная, степная…)

Учащиеся записывают в тетрадь.

Учитель вывешивает картину в рамке с подготовленным фоном.

Кто сможет выйти к доске и начать творческую работу, прикрепив те растения, которые растут в степях? На каждый стол учащимся раздается конверт № 1 с комплектом картинок с изображением растений степей (ковыль, типчак, гусиный лук, ирис тюльпан), среди которых также два растения (сосна и береза), не растущие в степях.

Задание: Рассмотрите картинки и выберите те растения, которые растут в степях. Назовите их.

— Почему вы исключили сосну и березу? (Это растения лесной зоны, в степях растут травы).

Учитель: Так как вы живете в степной зоне, возможно некоторые животные вамуже известны. Попробуйте их назвать.

Рассказ учителя с использование слайдов презентации: Особенно многочисленны в степях грызуны: суслики, хомяки, тушканчики, мыши-полевки, сурки (которых мы называем тарбаганы). Все эти грызуны на зиму впадают в спячку и делают запасы. Хомяк, например, запасает на зиму до 20 кг зерна, кукурузных початков, моркови и картофеля.

Манул — животное размером с домашнюю кошку; весит он 2–5 кг. От обычной кошки он отличается более плотным, массивным телом на коротких толстых ногах и очень густой шерстью. Глаза жёлтые. Хвост длинный и толстый, с закруглённым кончиком.Мех у манула пушистый и густой. В Бурятии распространен в Джидинском, Иволгинском и Селенгинском районах. За последние 10–15 лет манул в открытых степях был практически истреблён. Манул ведёт одиночный оседлый образ жизни. Активен преимущественно в сумерках и ранним утром; днём спит в укрытии. Сам по себе манул — самый медлительный и неповоротливый из диких котов.Кормится манул почти исключительно пищухами и мышевидными грызунами, изредка ловит сусликов, зайцев, птиц. Манул занесен в Красную книгу РФ.

Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что дрофа и манул занесены в Красную книгу.Карточки со словами «манул» и «дрофа» прикрепляются на доску, учащиеся записывают слова в тетрадь.

Работа в парах. Задание дифференцированное.

Кто заметил лишних животных? (белка, белый медведь). Почему эти животные лишние? (они живут в других природных зонах). Каких животных вы отнесли к грызунам? (суслик, хомяк, тушканчик, тарбаган, мышь). Проверьте, сверяя со слайдом презентации. Разместите грызунов на нашей картине. Один ученик идет к доске, выполняет задание. В это время учитель работает с классом. Назовите хищников (лиса, волк, степной хорек, барсук, манул), разместите их на картине, и птиц (жаворонок, перепелка, дрофа, лунь, степной орел). Какие из птиц хищные? (степной орел, лунь).

Учитель: Посмотрите, ребята, насколько богат и разнообразен животный мир степей.

Учитель: А как же приспособились животные к жизни в степи?Об этом мы узнаем из статьи в учебнике. (с. 118, предпоследний абзац). Учащиеся читают сначала про себя, а затем один ученик вслух, и выделяют в тексте карандашом особенности приспособления животных:

— хищные животные ведут ночной образ жизни;

Затем на слайде — общий итог, читает ученик.

Учитель: Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Сегодня мы назвали двух обитателей степей — манула и дрофу, занесенных в Красную книгу. (Учитель показывает Красную книгу Бурятии). На самом деле их гораздо больше. А как вы думаете, почему они стали редко встречаться в природе? Почему они занесены в Красную книгу?

Другая причина — это выпас скота. Скот вытаптывает и выщипывает траву.

Учитель подводит итог: Наша задача — сберечь степи с их удивительным растительным и животным миром. Для этого надо прекратить их распахивать, строго ограничить выпас скота, вести борьбу с браконьерством, создавать новые заповедники.

Учитель: Наш урок подошел к концу.

Глядя на нее хочется сказать:

Куда ни глянь — полей раздолье.

Лежит ковер из трав, цветов.

Грызунам, волкам, лисицам.

А зовется это степь.

6. Домашнее задание

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно