Выберите виды изомерии характерные для кетонов

ТЕМА УРОКА:

«Альдегиды и кетоны»

Химия, 10 класс

Учитель Ермолаева С.Н.

ЦЕЛИ:

Образовательные:

1.Закрепить знания о строении, номенклатуре, изомерии альдегидов и кетонов;

2. Изучить химические свойства альдегидов и кетонов;

3.Рассмотреть способы получения альдегидов и кетонов.

Воспитательные:

  1. Развитие «Я-концепции»:

самообучение;

самооценка;

самопрезентация.

Развивающие:

  1. Развитие умения выделять главное;

  2. Развитие самостоятельности мышления;

  3. Развитие речи, умения вести диалог;

  4. Отработка интеллектуальных процедур «сворачивания» информации.

ОБОРУДОВАНИЕ. На демонстрационном столе:р-р формалина, аммиачный раствор оксида серебра, свежеосажденный гидроксид меди, пипетки, пробирки, пробиркодержатель, спиртовка.

Мультимедиа проектор, «Виртуальная химическая лаборатория 8-11 класс», проектор.

На столах учащихся: ноутбуки, карточки-путеводители.

ХОД УРОКА

На доске записана тема «Химические свойства альдегидов и кетонов»

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение карбонильных соединений, рассмотрим химические свойства альдегидов и кетонов, способы получения альдегидов и кетонов.

II. Актуализация знаний.

Учитель вызывает двух учащихся к доске для работы с карточками.

Задания первой карточки.

  1. Какая функциональная группа называется карбонильной, а какая — альдегидной? Какая между ними разница?

  2. Составьте структурные формулы альдегидной, карбонильной и гидроксидьной группы.

  3. В каком гибридном состоянии находится атом углерода карбонильной группы? Какие виды химических связей он образует?

Задания второй карточки.

  1. Номенклатура альдегидов и кетонов.

  2. Дайте названия следующим соединениям:

  1. Составьте формулу соединения 5-метил-2-этилгексаналя.

Учитель раздает письменные задания нескольким учащимся.

Письменные задания:

1. Определите формулу предельного альдегида, дайте ему название по систематической номенклатуре:

А) С4Н8О ; Б) С2Н6О; В) С6Н14О; Г) С7Н16О

2. Укажите соединение, в молекуле которого атом углерода находится в состоянии sp2 гибридизации:

А) бутан, Б) ацетилен, В) этаналь, Г)этиловый спирт.

3. Составьте структурную формулу 2-метилбутаналя.

Вопросы к классу:

  1. Сформулируйте определение класса альдегидов и кетонов.

  2. Назовите общую формулу предельных альдегидов и кетонов.

  3. Существует ли водородная связь между молекулами альдегидов (кетонов)? Почему?

  4. Наличие какой функциональной группы свойственно и для альдегидов и для кетонов?

  5. А каково же ее строение? (ответ по карточке № 1)

  6. Номенклатура альдегидов и кетонов. (ответ по карточке № 2)

  7. Какие типы изомерии характерны для альдегидов?

  8. Что можем сказать о физических свойствах альдегидов и кетонов?

Учитель просит сдать письменные задания.

III. Изучение нового материала.

Учитель организует самостоятельное изучение учащимися нового материала.

Говорит о том, что им сейчас предстоит самостоятельно изучить химические свойства альдегидов и кетонов, рассмотреть способы получения альдегидов и кетонов. Результатом самостоятельной работы на уроке будет являться краткий конспект по теме.

Дальнейшая работа состоит из нескольких этапов:

  1. Сбор информации.

  2. Обсуждение.

  3. Написание конспекта.

1.Этап сбора информации.

Предлагает найти изучаемый материал в учебнике, воспользоваться дополнительной литературой, использовать возможности ИКТ ( сделать соответствующие загрузки на ноутбук, использовать возможности интернета).

Учащиеся готовят устный ответ на вопросы карточки-путеводителя. (Работают в микрогруппах по два человека).

Карточка-путеводитель № 1 (для тех, кто затрудняется).

Химические свойства альдегидов и кетонов

  1. Реакции восстановления.

  2. Реакции окисления.

  3. Качественная реакция на альдегиды.

  4. Альдегиды реакционноспособные соединения. Почему?

2.Этап обсуждения собранной информации.

В ходе этапа обсуждения учитель обращает внимание учащихся на то, что в результате гидрирования альдегидов образуются первичные спирты, а в результате гидрирования кетонов — вторичные. Альдегиды легко окисляются, а кетоны не окисляются ни кислородом воздуха, ни аммиачным раствором оксида серебра. Окисление кетонов идет значительно труднее.

Демонстрация

Реакция «серебряного зеркала».

Реакция с гидроксидом меди(II).

Одновременно с мультимедиа презентацией «Виртуальная химическая лаборатория 8-11 класс» на демонстрационном столе проводят реакцию «серебряного зеркала» два ученика.

3.Этап написания конспекта.

Сейчас вам предстоит написать конспект. Давайте вспомним, какие способы сворачивания и фиксации информации вам известны. ( Текстовый конспект с использованием специальных сокращений, опорный конспект, схема, таблица).

Какими способами можно воспользоваться ?

Итак, приступаем к написанию конспекта.

Двух-трех человек прошу написать конспект на выданных листах. Проецирую на доску.

Обсуждаем способы написания конспекта.

1.Как составлял конспект?

2.Как рассуждал?

Учащиеся самостоятельно изучают способы получения альдегидов и кетонов используя карточку- путеводитель № 2 (для тех, кто затрудняется).

Карточка — путеводитель № 2.

Способы получения альдегидов и кетонов.

  1. Окисление или дегидрирование спиртов.

  2. Реакция Кучерова (гидратация алкинов)

  3. Нагревание кальциевых и бариевых солей карбоновых кислот

IV.Рефлексия

На экране выведены фразы, которые ученики должны дополнить:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Меня заинтересовало….

Урок дал мне для жизни…

V. Оценки за урок

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно