Выбираем точное слово 2 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Н.П.Кочеткова села Пышлицы«
«Утверждаю»
Протокол педсовета №_________
Приказ по школе № ________
Рабочая программа
для учащихся 2-б класса
Составитель: Соловьёва Н.Ю.
ШМО учителей начальных классов
с.Пышлицы, 2016 г.
«Удивительный мир слов»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Срок реализации — 1 год.
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
— знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
— предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений;
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
пространства России«, в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Важными ориентирами содержания данного курса являются:
✓ формирование представлений о языке как универсальной ценности;
✓ развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);
✓ развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
Мир полон звуков
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков. Звукопись как приём художественной речи. Правильное ударение и произношение слов.
— участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;
— сравнивать произношение гласных и согласных звуков;
— контролировать правильность постановки ударения в словах;
необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);
Практическая и игровая деятельность:
—игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;
— мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».
Как появились буквы современного русского алфавита. Кириллица, название букв древней азбуки. Сравнение кириллицы и современного алфавита. Использование букв алфавита для обозначения чисел. Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений). Как появилась буква «Ё».
Универсальные учебные действия:
— интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;
Практическая и игровая деятельность:
— заочная экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);
— рисование: «Весёлая буква Ё».
Какие слова появились первыми. Звукоподражательные слова у разных народов. Лексическое богатство языка.
языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
— сравнивать толкование слова в различных словарях;
—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
— игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;
— проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;
Как делаются слова
Словообразовательные связи слов. Корень — главная часть слова. Группы однокоренных слов. Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению. Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению. Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.
—моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;
— наблюдать образование слов в русском языке;
— наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;
— взаимодействовать и договариваться в процессе игры;
Практическая и игровая деятельность:
— лингвистический эксперимент «Свойства корня»;
— проект «Как конфеты получают свои названия».
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю. Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости слов. Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью. Нарушение сочетаемости слов.
Многозначные слова. «Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении). Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы. Стилистическая окраска слов. Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары. Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи. Слова исконно русские и заимствованные. История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Универсальные учебные действия:
— выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;
—подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
—наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;
—самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.
—игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;
— составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
∙ осознавать роль языка и речи в жизни людей;
∙ понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметные результаты:
∙ определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
∙ учиться работать по предложенному учителем плану.
∙ составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
∙ в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
∙ находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
∙ преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
∙ пользоваться словарями, справочниками;
∙ устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД:
∙ слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
∙ договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
∙ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
∙ слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
∙ задавать вопросы.
2 КЛАСС
2 класс (34 часа)
Звуки вокруг нас.
Бессмыслица + бессмыслица = смысл.
Рисуем звуками.
Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч)
Так считали наши предки.
Живая и весёлая буква алфавита.
Всему название дано (5 ч)
Сколько слов в языке?
Увлекательные истории о самых простых вещах.
Как делаются слова (7 ч)
Слова «готовые» и «сделанные».
Внимание, корень!
Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?
Секреты правильной речи (11 ч)
Вместе и врозь
Одно или много?
Когда значения спорят?
«Местные жители» и «иностранцы».
Выбор фразеологизма в речи.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Ноутбук учителя
Видео, фото-слайды.
Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. — Екатеринбург: Литур, 2006
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. — М.: ВАКО, 2007
Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. — М.: 5 за знания, 2005
Иванова В. а., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. — Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990
Колесникова Е. В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. — М.: Ювента, 2007
Лемяскина Н. А. Фонетическая работа в начальной школе: Учебно-методическое пособие. — Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007
Панов Г. А. Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1964
Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. П. Аникина. — М.: Художественная литература, 1988
Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. — М.: ВАКО, 2007
Хаткина М. А. Русский язык. 2 класс: Захватывающее путешествие в волшебный мир грамматики. — Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005