Выбираем точное слово 2 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Н.П.Кочеткова села Пышлицы«

«Утверждаю»

Протокол педсовета №_________

Приказ по школе № ________

Рабочая программа

для учащихся 2-б класса

Составитель: Соловьёва Н.Ю.

ШМО учителей начальных классов

с.Пышлицы, 2016 г.

«Удивительный мир слов»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Срок реализации — 1 год.

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

— знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

— предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений;

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

пространства России«, в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Важными ориентирами содержания данного курса являются:

✓ формирование представлений о языке как универсальной ценности;

✓ развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);

✓ развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

Мир полон звуков

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков. Звукопись как приём художественной речи. Правильное ударение и произношение слов.

— участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

— сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

— контролировать правильность постановки ударения в словах;

необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

Практическая и игровая деятельность:

—игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;

— мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

Как появились буквы современного русского алфавита. Кириллица, название букв древней азбуки. Сравнение кириллицы и современного алфавита. Использование букв алфавита для обозначения чисел. Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений). Как появилась буква «Ё».

Универсальные учебные действия:

— интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;

Практическая и игровая деятельность:

— заочная экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);

— рисование: «Весёлая буква Ё».

Какие слова появились первыми. Звукоподражательные слова у разных народов. Лексическое богатство языка.

языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

— сравнивать толкование слова в различных словарях;

—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

— игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

— проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;

Как делаются слова

Словообразовательные связи слов. Корень — главная часть слова. Группы однокоренных слов. Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению. Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению. Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.

—моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

— наблюдать образование слов в русском языке;

— наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

— взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

Практическая и игровая деятельность:

— лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

— проект «Как конфеты получают свои названия».

Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю. Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости слов. Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью. Нарушение сочетаемости слов.

Многозначные слова. «Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении). Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы. Стилистическая окраска слов. Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары. Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи. Слова исконно русские и заимствованные. История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Универсальные учебные действия:

— выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;

—подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

—наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

—самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

—игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;

— составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметные результаты:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться работать по предложенному учителем плану.

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

пользоваться словарями, справочниками;

устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

задавать вопросы.

2 КЛАСС

2 класс (34 часа)

Звуки вокруг нас.

Бессмыслица + бессмыслица = смысл.

Рисуем звуками.

Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч)

Так считали наши предки.

Живая и весёлая буква алфавита.

Всему название дано (5 ч)

Сколько слов в языке?

Увлекательные истории о самых простых вещах.

Как делаются слова (7 ч)

Слова «готовые» и «сделанные».

Внимание, корень!

Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?

Секреты правильной речи (11 ч)

Вместе и врозь

Одно или много?

Когда значения спорят?

«Местные жители» и «иностранцы».

Выбор фразеологизма в речи.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Ноутбук учителя

Видео, фото-слайды.

Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. — Екатеринбург: Литур, 2006

Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. — М.: ВАКО, 2007

Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. — М.: 5 за знания, 2005

Иванова В. а., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. — Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990

Колесникова Е. В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. — М.: Ювента, 2007

Лемяскина Н. А. Фонетическая работа в начальной школе: Учебно-методическое пособие. — Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007

Панов Г. А. Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1964

Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. П. Аникина. — М.: Художественная литература, 1988

Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. — М.: ВАКО, 2007

Хаткина М. А. Русский язык. 2 класс: Захватывающее путешествие в волшебный мир грамматики. — Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно