Выбранной им товара цены

Человек, пришедший в магазин с намерением приобрести понравившийся товар, при его покупке ориентируется на ценник. Нередко бывают ситуации, когда покупатель, лишь на кассе узнаёт, что выбранный им товар продаётся совершенно по другой, более высокой цене. Кассиры и администраторы торгового зала начинают уверять, что ценник неактуален и его забыли/не успели/не соизволили поменять, и что покупателю следует обращать внимание на объявления такого содержания: «уточняйте цену товара на кассе», чтобы избежать конфликтов.

Торговые работники, вместо того чтобы вступать в полемику, отстаивая свою неправоту, должны просто ознакомиться с законодательством и внимательнее относиться к выполнению своих обязанностей.

Нормативная база

  1. В обязанности продающей стороны вменяется оповещение покупателя о потребительских свойствах товара и его стоимости.
  2. Публичный договор заключается со всяким гражданином, имеющим добровольное стремление его заключить. В ст. 494 ГК РФ чётко определены ситуации, когда товар не подлежит реализации, потому что у продавца на это есть основания.
  3. Цены, обозначенные на ценнике, должны быть общими для всех, не считая случаев, когда реализуемый товар продаётся на льготных условиях.
  4. На основании ст. 495 ГК РФ, если информация об объекте продажи предоставлена несвоевременно или недостоверна, то за это несёт ответственность тот, кто его продаёт, в том числе, и материальную.

Несоответствие цифр на ценнике товара и на кассовом чеке — это веское основание для того чтобы гражданин потребовал возврата излишне уплаченной суммы (п.1 ст. 12 ЗоЗПП). Также, покупатель вправе не совершать покупку или отказаться от неё, с полным возвратом уплаченной суммы.

Какая информация должна быть указана в ценнике?

  • наименование;
  • сорт;
  • цена за штуку или вес.

Почему цена может не совпадать?

Например, сейчас активизировались шутники, которые, будучи постоянными клиентами какой-нибудь торговой сети, изучили все нюансы оформления ценников. Дома или в офисе, при помощи компьютера и принтера, эти граждане изготавливают «лже-ценники», внеся в них заведомо ложную информацию, и по приходу в магазин незаметно меняют официальный ценник на собственноручно изготовленный. Благодаря их стараниям, стоимость, к примеру, бутылки воды, существенно снижается — с 30 рублей до 10, что вводит покупателей в заблуждение.

Но не только «лже-ценники» становятся причиной конфликтов между кассирами и покупателями, и перечень отговорок торговых работников стандартен:

Покупатель оплачивает стоимость покупки, указанную в кассовом чеке, только в том случае, если он с ней согласен и готов заплатить обозначенную сумму. Но если он хочет купить товар по указанной в ценнике цене, то его требования должны быть удовлетворены. А чтобы впредь не возникало конфликтов, нужно своевременно осуществлять замену ценников.

Действия потребителя

Гражданин, желающий встать на защиту своих прав, должен сфотографировать ценник, а потом пригласить к месту его размещения менеджера или администратора. Разницу между ценой в кассовом чеке и на ценнике лучше зафиксировать в присутствии свидетелей, и только после этого представителю торговой организации следует предъявлять устную претензию. Далее, нужно потребовать, чтобы товар был продан по заявленной стоимости. В случае отказа, необходимо попросить «Жалобную книгу», непредоставление которой карается штрафом в 30 тыс. рублей (ст.14.15 КоАП РФ).

В «Жалобной книге» покупатель должен описать ситуацию во всех подробностях, с указанием даты, времени, наименования, цены в кассовом чеке и на ценнике. Гражданин, рассчитывающий на письменный ответ, оставляет контактные данные. Продавцу на ответ отводится пятидневный срок, а в исключительных случаях — десятидневный. Отсчёт времени ведётся с того момента, как в «Жалобной книге» была оставлена запись.

Когда проблему не удаётся решить сразу (что теперь случается всё реже, поскольку администрации магазина лишние хлопоты не нужны), то покупатель вправе составить и предъявить письменную претензию, которая может быть отображена не только в «Книге отзывов и предложений», но и на отдельном листе бумаги. Данный документ составляется на имя директора или собственника торговой точки, в двух экземплярах: один из них вручается адресату, другой — покупатель оставляет себе, причём, нужно проследить, чтобы на нём была отметка о приёме.

Это не единственная инстанция, куда может пожаловаться гражданин, попавший в такую ситуацию, поскольку существует ещё полиция, прокуратура и местная администрация. Обращение, направленное в территориальный орган Роспотребнадзора, является самым действенным инструментом, поскольку сразу после её поступления будут предприняты соответствующие меры: проверка, предписание, штраф.

Роспотребнадзор — инстанция государственная, поэтому заявление нужно составлять в соответствии с правилами:

К жалобе на несоответствие цены товара с ценником в Роспотребнадзор необходимо приложить все доказательства, имеющие отношение к делу. Например, это: аудиозаписи с голосами должностных лиц торговой организации, кассовый чек, фотографии ценника, ответ на письменную претензию и пр. Официальный ответ гражданину будет направлен не позднее 30 дней с момента обращения.

При желании, покупатель может обратиться в суд, только не стоит рассчитывать на скорое завершение процесса — такие дела рассматриваются долго. Но истец может потребовать возмещения судебных издержек, компенсации морального вреда, а кроме того, подача иска по защите потребительских прав (в том числе и по причине несоответствия цены товара с ценником) не подразумевает уплаты госпошлины.

Несоответствие цен товара с ценником — это административное правонарушение, наказание за которое предусмотрено ст. 14.7 и 14.8 АК РФ. На продавца может быть наложен штраф в размере 3-5 тыс. рублей, а директор торговой точки, будучи ответственным должностным лицом, может лишиться денежной суммы от 0,5 до 30 тыс. рублей.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно