Выбрать имя ребенку по церковному

Семья

В жизни человека есть всего несколько вещей, которые даются ему от рождения — пол, семья, имя. Конечно, последнее можно изменить, но дело это очень хлопотное, и только единицы решаются на такой шаг.

В православной семье выбор имени для ребенка — дело родителей, хотя в прежние времена этой возможностью пользовались далеко не все. Среди крестьян было принято доверять сельскому приходскому батюшке — какое имя он выберет в соответствии со святцами, то и хорошо.

Сегодня же родители новорожденного руководствуются собственными предпочтениями. Детям дают имена и в честь родственников, и в честь людей, которые сыграли в жизни мамы и папы нового человека важную роль, и в соответствии с собственными вкусами, и даже отдавая дань мимолетной моде на имена.

В христианстве за две тысячи лет его существования укрепилась традиция нарекать детей в память святых и праведников. Считается, что таким образом человек получает небесного покровителя и заступника, ангела-хранителя, который будет оберегать человека всю жизнь.

До принятия христианства славянские имена в большинстве своем носили «прозвищный» характер: в них могли отражаться обстоятельства рождения человека (Первак — первый ребенок в семье), его внешность (Беляна — светловолосая девочка) или пожелания родителей относительно судьбы новорожденного (Владимир — владеющий миром). После крещения Руси эти имена долгое время сосуществовали бок о бок с христианскими, а многие вошли в православный месяцеслов. Например, равноапостольный князь, крестивший Русь, принимая христианство, нарекся Василием, но канонизирован был как Владимир.

После того как на Русь пришло христианство, вместе с ним пришли и имена из многих культур — греческой, еврейской, римской и многих других. Очень часто церковные наименования для людей несли в себе образы гораздо более древних верований разных народов. Вот, например, вы знаете, что самые известные русские имена — Иван и Мария — на самом деле древнееврейские?

Это хорошо понимали и вожди французской революции конца XVIII века, и идеологи русской революции 1917 года — и те, и другие после прихода к власти стремились переименовать все и всех на новый манер. Новая реальность требовала, с их точки зрения, нового словаря, и потому в России возникли новые «революционные» имена. Они были и вполне благозвучными, как, например, Велиор (что значило Великая Октябрьская революция), и весьма странными, как Лагшмавира (это расшифровывалось Лагерь Шмидта в Арктике).

Благозвучные имена (Владлен — Владимир Ленин или Ким — Коммунистический интернационал молодежи) даже прижились и использовались позднее, а неблагозвучные, к счастью, постепенно были вытеснены из употребления. Внедрение всеобщего образования и изучение мировой культуры привело к многочисленным заимствованиям европейских имен и даже прозваний богов и богинь из Древней Греции и Древнего Рима. Но за ХХ век русский именослов в результате различных потрясений стал более скудным.

По церковному православному календарю можно подобрать очень красивые и необычные и мужские, и женские имена, каких бы культурных воззрений ни придерживались родители. Ведь церковный именослов изначально был сформирован из наследия разных культур и на протяжении истории христианства постоянно пополнялся новыми и новыми именами.

Какие же наиболее популярные и не столь известные, но интересные и благозвучные мужские имена можно найти в святцах? Одни из самых популярных — Николай и Александр. Первое упоминается в именослове 121 раз, второе — более ста раз.

Иван («Бог смилостивился» — древнееврейское) — пожалуй, безусловный лидер. Он встречается в месяцеслове 186 раз, то есть каждый второй день по светскому календарю! Теперь становится понятно, почему в России было так распространено это имя, когда чин наречения происходил в соответствии со святцами.

Больше сотни раз именослов упоминает истинно мужское — и по звучанию, и по характеру — имя Петр («камень» — греческое). Оно было очень употребительно в России до начала ХХ века, однако затем стало терять свою популярность. По православному календарю Петром мальчиков можно называть каждый месяц: так, в мае это 9, 10, 16, 25, 27, 29 и 31-е число, в июне — 9, 10, 17, 18, 20, 25 и 29-е число, а в некоторые другие месяцы это имя встречается еще чаще.

Федор («божий дар» — русская просторечная форма от греческого «Теодор») — тоже очень частотное по месяцеслову мужское имя. Оно по православному именному «календарю» встречается 89 раз. В мае оно упоминается шесть раз (3, 4, 5, 25, 29 и 31-е число), в июне — семь (3, 4, 6, 7, 18, 21, 28-е число), а в июле — целых 11 раз (4, 5, 6, 8, 17, 19, 21, 22, 25, 27 и 29-е число)!

Антон («вступающий в бой» — латинское) — имя в месяцеслове встречается 50 раз, причем как в мужском, так и в парном женском варианте. Но справедливости ради стоит отметить, что мужские имена встречаются гораздо чаще, чем женские. В марте Антон в именослове упоминается трижды — 5, 10 и 14-го числа, в апреле — один раз (27-го числа), зато в мае — четырежды (1, 17, 20 и 25-го числа).

А вот такие популярные недавно женские имена, как Инна и Римма, встречаются в святцах только по два раза каждое и, что примечательно, приходятся на одни и те же дни — 2 февраля и 3 июля. Столь редкие сегодня классическое Юлиана и его «обрусевшая» форма Ульяна — по 13 раз (3 и 15 января, 17 марта, 16 мая, 15 июня, 5 и 19 июля, 30 и 31 августа, 11 октября, 14 ноября и 17 декабря).

Мария («святая» — древнееврейское) — дни памяти святых с этим именем приходятся на 37 дней в году. Больше всего — в апреле (2, 14, 17 и 25-е число), на остальные месяцы приходится по три упоминания.

Анастасия («воскрешенная» — греческое) — значится в святцах 15 дней в году. Одно время это красивое имя считалось аристократическим, и «простолюдинок» им не крестили. Возможно, из-за этого в советское время оно обрело бешеную популярность.

Какие же еще красивые и благозвучные женские имена можно найти в святцах? Например, это незаслуженно непопулярные сегодня Агата, Клавдия, Евдокия, Доминика, Агния, Илона, Зоя, Кира, Марта, Пелагея и даже Сюзанна. Православный календарь-именослов предоставляет большое богатство выбора для наречения.

Рекомендуем: Какое имя выбрать девочке?

Непростой выбор

Семья

Есть дни, когда православный календарь предоставляет большой выбор, — например, на такие дни, как 20 марта, приходятся многие мужские и женские имена. Это Василий и Евгений, Емельян и Лаврентий, Нестор и Николай, Нил, Эмиль и Павел — для мальчиков, а также Анна и Антонина, Евдокия и Екатерина, Катарина и Ксения, Мария и Матрена, Надежда и Оксана — для девочек.

Если и варианты восьмого дня вас не устраивают, выбирайте из вариантов сорока дней после рождения ребенка — ведь обычно крещение совершается на сороковой день жизни дитяти. В этом интервале календарь-именослов обязательно подскажет приемлемый для вас вариант наречения хоть мальчиков, хоть девочек. Иногда священник дает благословение на то, чтобы наречь новорожденного не по церковному календарю, а в честь святого, который помог рождению данного малыша, — но это, скорее, дозволенное исключение из общего правила.

Что примечательно, в последние годы стала возрождаться традиция, которая была популярна на Руси в допетровскую эпоху, то есть до XVIII века. Заключается она в том, чтобы нарекать детей «для мира» и «для церкви»: одно имя знают все окружающие, другое — только сам крещаемый, его родители и священник. Иногда это приходится делать: если, скажем, ребенку родители уже дали имя, которого нет в церковном календаре, священник выберет из именослова созвучное и проведет крещение уже по святцам.

Как вы думаете, почему в советские годы стала возникать путаница — человека, празднующего день рождения стали называть именинником, хотя фактически это не так? Да потому, что раньше человека называли тем именем, которое по святцам и приходилось на день его рождения. И дата рождения вместе с именинами приходилась на один день — и в свой день рождения люди праздновали и именины, то есть почитали тех святых, в честь которых они были названы.

Если же родители назвали вас так, как в святцах не указано, и вы являетесь православным человеком, то так же следует поступить с именем, которое вам было дано при крещении? Ищете в именослове, когда оно упоминается в первый раз после вашего дня рождения, и определяете, какой святой покровительствует именно вам.

Мама и малыш

Например, у мальчиков, рожденных 9 декабря и названных Даниилами, день ангела может быть 9, 11, 12, 24 или 30 декабря. В качестве исключения родители мальчиков или они сами по мере взросления могут выбрать святого Даниила, который почитается в другой день, и именно тогда отмечать свои именины.

Священники говорят, что небесные покровители принимают живейшее участие в жизни своих подопечных. И это заступничество не только дает сильную защиту православному, но и накладывает на него определенную ответственность. Автор: Ольга Иноземцева

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно