Выбрать правильное определение умственной отсталости ответ

Что такое умственная недостаточность?

Согласно статистическим данным, в развитых странах олигофренией страдает около 1% населения, при этом у 85% пациентов наблюдается легкая степень умственной отсталости, у 10% — умеренная, у 4% — тяжелая и у 1% — очень тяжелая. Некоторые специалисты считают, что олигофрения имеется примерно у 3% населения, но часть больных не попадают в поле зрения врачей из-за слабой выраженности патологии, удовлетворительной адаптации в обществе и разнородности подходов к диагностике.

Умственная отсталость является следствием перенесенного заболевания и не характеризуется регрессом. может проявиться в результате:

Термин «олигофрения» предполагает тотальный психический дефект, врожденный или приобретенный до трехлетнего возраста. Так, здоровый физически человек с олигофренией находится по уровню умственного развития значительно ниже, чем его сверстники.

Умственную отсталость нужно отличать и от шизофрении. При шизофрении недоразвитие интеллекта частично, в клинике присутствуют аутизм, кататония (двигательные расстройства), патологическое фантазирование.

Умственная отсталость классифицируется по степени тяжести, времени возникновения, локализации поражения.

  • дебильность (слабоумие слабо выражено);
  • имбецильность (слабоумие средней степени);
  • идиотию (крайняя степень слабоумия).

Если отсутствуют отягчающие нарушения психики, а учебные мероприятия проводятся с раннего возраста, то дети с данной степенью отсталости могут жить обычной жизнью. Их можно обучить несложной профессии, что поможет адаптироваться в социуме и быть самостоятельными. Они могут трудиться на производстве или в сфере обслуживания, но внести некие усовершенствования, чтоб облегчить себе работу они не могут.

Имбецильность с латинского переводится как незначительный. Интеллектуальный коэффициент 20-49. У людей с имбецильностью заметны недостатки психофизического развития, проявляются и внешние признаки, например, аномалии строения костей или черепа. Наблюдаются значительные расстройства когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы, это ведет к неспособности учиться в коррекционных школах.

Дети-имбецилы находятся в домах-интернатах. При умеренной степени умственной отсталости при помощи специально созданных программ, дети способны овладеть некоторым объемом знаний и умений. Детей-имбецилов учат основам письма, арифметики, чтения. Их можно научить читать по буквам или по слогам, написать свою фамилию, имя и адрес, вычитать и суммировать до 20, но они не способны умножать или делить. Они овладевают элементарными трудовыми навыками.

В международной классификации болезней среди имбецилов выделяют легкую и выразительную степень слабоумия. При выразительной имбецильности нарушена координация и скорость движений. Они не могут прыгать или бегать, нарушена мелкая моторика, что приводит к затруднению в самообслуживании. Память отличается малым объемом, а при воспроизведении информация подвергается изменению. Мышление является конкретным, они не могут обобщать, думать абстрактно.

Умеренная умственная отсталость позволяет развить элементарное наглядно-действенное и образное мышление.

При выраженной форме слабоумия люди не встают с постели, речь у них несформирована, эмоции возникают только при удовольствии или неудовольствии и выражаются криком. Они не понимают происходящего, не могут выработать навыки самообслуживания. У таких людей может часто возникать сексуальное возбуждение, которое они снимают при помощи онанизма.

На сегодняшний день врачи чаще используют классификацию из МКБ-10, в которой выделены следующие стадии олигофрении:

Для определения степени умственной отсталости в отечественной педагогике и медицине может быть использована классификация М. С. Певзнер. Она делит олигофрению в зависимости ее проявления и этиологии. Певзнер выделила 5 форм:

1. При неосложненной форме нет выраженных недостатков эмоционально-волевой сферы и сильных нарушений в функционировании анализаторов. Проявляется в результате диффузного мозгового поражения. Дети, как правило, спокойные, послушные, легко адаптируются к коррекционной школе. Дети эмоционально привязаны к родственникам, друзьям, учителям. Сильно отличаются друг от друга по способности к обучению, что связано со степенью недоразвития.

 У детей с преобладанием процессов активного возбуждения психическое развитие в целом страдает от двигательной расторможенности, отвлекаемости, повышенной импульсивности, а также аффективной неуравновешенности. Такие дети неусидчивы, часто отвлекаются, непослушны, конфликтны, на замечания взрослых не обращают внимания. В процессе коррекционного обучения возбудимые дети становятся более трудоспособными. Данная группа детей достаточно социально адаптируется в обществе. Иногда конфликты возникают по мелким поводам.

У подобных детей свой темп работы, торопить в работе их не нужно. С трудом идет переключение с одного вида деятельности на другой. В деятельности проявляется подражание.

4. При дисфункции лобных долей мозга появляется расстройство познавательной деятельности. Некоторых можно охарактеризовать как с заторможенностью, вялых, пассивных, а других как расторможенных и импульсивных. Интеллектуальное недоразвитие у них глубокое (до имбицильности), бестактны, возможно антисоциальное проведение, биологические потребности увеличены, нет чувства страха или обиды, стеснения. Речь полна штампов, бессодержательна, многословна, повторяют без осмысления чужие фразы.наблюдается грубое нарушение познавательной деятельности, целенаправленности деятельности. Одни дети вялые, двигательно заторможенные, пассивные. Другие дети расторможенные, импульсивные. В поведении детей проявляются несоциальные наклонности. Интеллектуальная недостаточность глубокая, достигает степени имбецильности, чувство такта, дистанции у них отсутствует. Биологические потребности (потребность в еде, сексуальность) повышены. Наблюдается неадекватное восприятие окружающей действительности. Речь своеобразна. Сопровождается произнесением штампов, бездумно повторяются чужие высказывания, смысл речи до конца не понимается. Наблюдается грубое недоразвитие личности. Больные некритичны к себе, к ситуации, в которой они находятся. Отсутствует чувство страха, обиды, стеснительности не бывает.

Пограничная умственная недостаточность или ЗПР.

Пограничная умственная отсталость незаметна у детей раннего возраста, а обнаруживается в средней школе, поскольку требуется абстрактное мышление. Коэффициент интеллекта 70-80 балов. Пограничная умственная отсталость может быть скорректирована до нормы при условии грамотного педагогического и медицинского вмешательства.

Повышенная самооценка умственно отсталых детей связана с их общим интеллектуальным недоразвитием, общей незрелостью личности. Такая самооценка может возникнуть как псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих.

Недоразвитие познавательных процессов. Дети с умственной отсталостью меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. Известный исследователь Сеген говорил, что олигофрен ничего не знает, не может и не хочет. Их опыт крайне беден. Они имеют неполное, иногда искаженное представление об окружающей действительности. Новый материал усваивается только после многочисленных повторений.

Характерна узость объема восприятия. Умственно отсталые дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Нарушена избирательность восприятия, оно недостаточно активно; пассивность восприятия заключается в том, что дети не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать картинку, им требуется постоянное понуждение. Поэтому снижается возможность дальнейшего понимания материала. Восприятием умственно отсталого ребенка необходимо управлять; в учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание. Умственно отсталые дети испытывают трудности восприятия пространства и времени, что мешает ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8 —9 лет не различают правую и левую стороны, не могут найти свой класс, туалет, столовую в школе; ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года. Дети плохо распознают отношения событий во времени и пространстве; понятия «раньше», «позже», «правее», «левее» улавливаются ими с трудом. Умственно отсталые дети значительно позже своих нормально развивающихся сверстников начинают различать цвета; особую трудность представляет различение оттенков цвета.

Основные процессы памяти — запоминание. Сохранение и воспроизведение у умственно отсталых имеют специфические особенности, т.к. формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние. Иногда случайно зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. У умственно отсталых страдают также все стороны развития речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. В результате наблюдаются трудности различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении. Дети с нарушением интеллекта понимают в основном обиходную речь, не выходящую за рамки их небогатого жизненного опыта. Словарь их беден, в нем нет самых необходимых слов для обозначения предметов и действий в окружающей их обстановке. Они не могут правильно строить предложения, не владеют даже элементарными навыками связной речи.

Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не значит, что оно не поддается коррекции. Некоторые исследователи отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом и психологическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений.

Особенности нервной системы школьников с умственной отсталостью отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Однако, если задание посильно и интересно для обучающегося, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Под влиянием обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость несколько улучшаются, но при этом не достигают возрастной нормы.

У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Трудности звуко буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно логического мышления. Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близ кие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

Аутизм — это неспособность мозга отсеивать, всю информацию, мозг постоянно перегружен информацией. не отбирает то что считается нужным.

Наша школа началка занимается по программе Воронковой.

Содержание обучения по всем учебным предметам имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, трудовую деятельность в условиях современного производства.

главным направлением профориентационной работы в школе являетсявоспитание у детей интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения. Решение этой задачи осложняется своеобразием самой трудовой деятельности, ее особой спецификой в учебном процессе.

Морфологические изменения, хоть и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга, нарушая их строение и функции.

Умственная отсталость, возникшая в более поздний период жизни ребенка, встречается относительно редко. Особые случаи, те, когда у ребенка интеллектуальное недоразвитие сочетается с текущим психическим заболеванием — эпилепсией, шизофренией, деменцией и др.

ричины появления на свет умственно отсталого ребенка различны. Обычно выделяют эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешнесредовые) факторы. Установлено, что преобладают генетические формы умственной отсталости, которые относятся к числу врожденных. Однако существенную роль в возникновении нарушений играют вирусные заболевания матери (краснуха), отравление плода алкоголем, наркотиками, неумеренное употребление лекарств, эндокринные заболевания матери, хромосомные нарушения. Определенное значение имеют травмы головного мозга ребенка, которые он может получить во внутриутробном периоде развития, во время родов или в первый год жизни. В настоящее время все большую роль начинает играть ухудшение экологической и экономической обстановки.

Сферы.

Развитие эмоций умственно отсталых детей определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого родителями и педагогом.

В понятной для него ситуации умственно отсталый ребенок способен к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого человека. Тем более дети проявляют отчетливо выраженное эмоциональное отношение к своим родным и близким. Они любят своих родителей и воспитателей.

Мотивационно-потребностная сфера умственно отсталых детей до школы и на начало обучения также находится на начальной стадии становления. Их интересы тесно связаны с занимательностью выполняемой деятельности, мало интенсивны, неглубоки, ситуативны, неустойчивы, вызываются преимущественно физиологическими потребностями. Дети руководствуются, как правило, ближайшими мотивами.

Некоторые дети в незнакомой обстановке бегают, кричат, кривляются. Другие, напротив, молчат, испуганно смотрят по сторонам, прячутся за родителей, не вступают в контакт с врачом или педагогом. В связи с этим они кажутся более отсталыми, чем это есть на самом деле.

Уровень притязаний, с одной стороны, связан с объективной результативностью деятельности человека, а с другой — с самооценкой человека, мерой ее адекватности и высоты.

Самооценка умственно отсталого ребенка в обычных условиях воспитания подвержена контрастным изменениям.

Но вот ребенок попадает в образовательное учреждение или просто расширяет круг общения со сверстниками во дворе, и высокой самооценке может быть нанесен серьезный удар. Кроме того, источником вторичной невротизации ребенка может быть семья, если родители не в силах скрыть досады на «неудачного ребенка» или если психически нормально развивающийся брат или сестра постоянно подчеркивают свое превосходство.

Она может возникнуть как псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно