Выбрать правильное определение умственной отсталости

Приложение 1.

Тест «Общие сведения об умственной отсталости»

1. Выбрать правильное определение умственной отсталости:

А. Умственная отсталость — это обеднение психической деятельности с интеллектуальной деградацией, снижением волевой активности, наиболее распространенная степень умственной отсталости. Эмоциональным оскудением, сужением круга интересов и нивелировкой присущих ранее индивидуальных личностных черт.

Б. Умственная отсталость — стойкое и необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения центральной нервной системы.

В. Умственная отсталость – стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности в результате органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах развития.

  1. Выделить основные признаки олигофрении и деменции:

3. Какую степень интеллектуального снижения можно предположить у детей при наличии признаков

1. Ребенку 7 лет. Не умеет сам одеваться. Двигательно, не ловок. Во время обследования незнакомыми специалистами смеялся, пытался обнять, на замечания не реагировал. Предъявляемые картинки не заинтересовали его (он их брал, отодвигал в сторону). В тоже время, когда удавалось привлечь его внимание, он выбирал из 3-4 картинок ту, которую называли. Словарный запас крайне ограничен. Названия частей тела знает, правильно показывает. Правую — левую стороны путает. Родовые категории (одежда, обувь, пища и т.д.) не усвоены, хотя дома с ребенком много занимаются родители и логопед.

2. Ребенку 6 лет 9 месяц. Себя полностью обслуживает. Движения не достаточно сформированы. В момент обследования волнуется. Узнает и называет знакомые изображения. Словарный запас бедный. Серию последовательных картинок раскладывает с помощью, объяснить сам причины зависимости не может. При классификации предметных картинок по родовым категориям обращает внимание на высшие контрольно-ситуационные признаки. Действия по словесной инструкции доступны. Различает правую — левую стороны. Переносный смысл слов-понятий, скрытый смысл текстов не понимает.

4. Выделить первичные и вторичные дефекты развития:

5. Обведите в кружок номера, соответствующие признакам умственной отсталости:

1. органическое поражение головного мозга

2. мозаичность нарушения компонентов познавательной деятельности

3. стойкое нарушение познавательной деятельности

4. благоприятный прогноз развития высших форм мыслительной деятельности

5. временный характер трудностей обучения

6. необратимый характер поражения

Ответы

  1. б

  1. 1 пример: имбецильность

2 пример: дебильность

  1. 1,3,6

Приложение 2.

Памятка «Общие сведения об умственной отсталости»

1.Причины умственной отсталости.

2. Первичные и вторичные дефекты развития / по Л.С. Выготскому/

3. Умственная отсталость

ОЛИГОФРЕНИЯ ДЕМЕНЦИЯ

4. Общие закономерности психического развития:

  • Поступательный, поэтапный характер развития психики;

  • Наличие сензитивных (наиболее благоприятных) периодов в развитии каждой психической функции;

  • Прохождение детьми всех периодов развития (возрастные границы могут быть разные).

5. Специфические закономерности умственной отсталости:

  • Замедленный темп психического развития;

  • Замедленный прием и переработка информации;

  • Неравномерность физического и психического развития;

  • Дисгармоничность в развитии психики (высшие психические функции менее развиты);

  • Ослаблена роль второй сигнальной системы (трудность в словесной регуляции поведения).

6. Степени снижения олигофрении:

(для самостоятельной работы)

Приложение 3.

Дефектологическая задача: определить форму олигофрении.

Света С, 8 лет.

АНАМНЕЗ. Матери 42 года, уборщица. Училась плохо, закончила 2 класса массовой школы. Отцу 40 лет, бетонщик, закончил 5 классов массовой школы, страдает хроническим алкоголизмом. Сестра — 18 лет, бетонщица, с трудом закончила 5 классов массовой школы, дублировала 2-й и 3-й классы. Обстановка в семье крайне тяжелая из-за алкоголизма отца. Достаточного внимания и помощи детям в учебе не оказывается. Девочка от пятой беременности, протекавшей благополучно. Роды сухие, затяжные. Вес

2600 г, длина 50 см. Ходить начала в 1 г. 4 месяца, первые слова в 3 года, простые фразы к 5 годам, навыки самообслуживания — к 5-6 годам, ночной энурез — до настоящего времени. В яслях отставала в развитии навыков. В подготовительной группе детского сада не освоила буквы, элементарного счета. В 1 — ом классе массовой школы сначала была спокойной, дисциплинированной, старательной. Но не успевала по всем предметам. В течение года научилась списывать только отдельные буквы и легкие слова, запомнила произношение букв. Решать примеры в пределах десятка не научилась, не усвоила понятий «больше» , «меньше». Не научилась писать под диктовку. Одноклассники над ней смеялись, учительница укоряла. Девочка стала молчаливой, раздражительной и драчливой. В 1 классе была оставлена на 2 год, но никакого продвижения не выявилось. Была направлена в 1 класс вспомогательной школы. Физическое развитие соответствует возрасту. В неврологическом статусе легкие нарушения мимической иннервации, симптом Кернига. Слух и зрение сохранны. На ЭГГ — признаки недостаточности мезодиэнцефальных структур. Психическое состояние. В течение первых недель была напряжена, насторожена, замечания воспринимала как обиду. В учебе была старательной, в порядке содержала школьные принадлежности. Педагог поощрял девочку, отмечая ее добросовестность, дисциплинированность и аккуратность. Давал ей посильные классные поручения: собрать тетради, раздать пособия, построить группу, помочь слабым ученикам. В течение полугода девочка стала одной из лучших учениц: усвоила счет в пределах 10, перешла к послоговому чтению. Писала почти без ошибок. Сравнительно хорошо запоминала стихи, тексты рассказов, сказок. На занятиях была сосредоточена, внимательна, задания выполняла не торопясь. Работу всегда доводила до конца. Не проявляла заметной утомляемости. В классе помогала раздавать тетради, ухаживать за цветами. Стала спокойной, приветливой, активно участвовала в играх, самодеятельности. Хорошо владела ножницами, линейкой, шаблонами. Но вместе с тем испытывала трудности при сравнении чисел «больше», «меньше». Хотя понимала прочитанное и могла передать содержание, но рассказ был беден, с аграматизмами, повторением деталей. Недоразвитие познавательной деятельности отчетливо выявлялось при психолого-педагогическом исследовании. Света не понимала скрытого смысла рассказов, не могла использовать наводящие вопросы. Сюжетные картинки разложила правильно, но составленный рассказ выявил лишь частичное понимание содержания. Относительно успешно справилась с исключением лишней 4-ой картинки, но обосновать решение не смогла. При классификации картинок правильно образовала группы, но рад групп объеденила по конкретно-ситуационному признаку. Правильно называет нарисованные предметы, различает правую и левую стороны, выполняет движения по словесной инструкции. Но в пробе Хэда иногда отмечается зеркальность. Страдают изолированные движения пальцев, нередки синкенизии. Развитие динамической координации отстает примерно на 3 года. Самооценка адекватна. Речь идет об олигофрении в степени легкой дебильности. Недоразвитие сложных форм познавательной деятельности, мышления при относительной сохранности эмоционально-волевой сферы позволяет предположить этиологическую роль генетического фактора.

Приложение 4.

Памятка «Клинико-патогенетическая классификация олигофрении

(по М.С. Певзнер)».

Умственно отсталые школьники представляют собой особую категорию детей. Они отличаются от учащихся других видов специальных школ. Однако состав учеников каждой школы VIII вида весьма разнообразен. В связи с этим в нашей школе педагоги пользуются классификацией, предложенной Марией Семеновной Певзнер. Эта классификация позволяет понять причины, обуславливающие особенности различных сторон психической деятельности и поведения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, и облегчает поиск путей коррекционно-воспитательной работы. В классификации Марии Семёновны Певзнер наряду с характеристикой структуры основного интеллектуального дефекта дифференцирован ряд нейродинамических, психопатологических и других расстройств, осложняющих слабоумие и по-разному влияющих на нарушения работоспособности и познавательной деятельности в целом. Такой подход к систематике олигофрении явился продуктивным для целей дифференциации методов психолого-педагогической коррекции.

М.С. Певзнер выделила 5 основных форм олигофрении:

  1. Неосложненная форма олигофрении

  2. Олигофрения, осложненная нарушениями, нейродинамических процессов

  3. Олигофрения с психопатоподобными формами поведения

  4. Олигофрения с нарушениями различных анализаторов

  5. Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью

Приложение 5.

Тест «Клинико-патогенетическая классификация олигофрении

(по М.С. Певзнер)»

  1. Соединить название формы с клинической картиной.

  1. Дополнить предложения:

А) М. С. Певзнер разделила умственно отсталых детей на ____________ групп.

Б) Детей, которые отличаются вялостью, замедленностью, инертностью, которые обнаруживаются в их моторике, поведении, сниженной работоспособности, не успевают за своими товарищами, относят к _____________________________форме и __________ группе.

В) Дети вялы, безынициативны, беспомощны. Их речь бессодержательна, многословна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленной деятельности, активности. Слабо учитывают ситуацию. Не любят труд. – относятся к форме с _________________________________________________________.

Г) Детей, которые не умеют владеть своим поведением. И их поведение выделяется своей импульсивностью и неорганизованностью. Снижена критичность в отношении себя и окружающих людей, работоспособность низкая. Склонность к неоправданным аффектам. Относят к клинической форме с ________________________________________________

Д) Дети, которые, помимо основного дефекта умственной отсталости – имеют дефекты слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата относят к форме с _____________________

Е) Возможности данных учащихся выше, чем у остальных детей. В процессе работы с ними необходимо постоянно разъяснять значение слов, отвлекать от старых, косных связей, стимулировать образования новых связей, учить использовать новые впечатления. Задания могут быть сложнее, обучение опережающим – можно отнести к ______________________________________ форме.

3.Составить характеристику класс с учетом структуры дефекта

Приложение 6.

Тест «Отграничение умственной отсталости от сходных с ней проявлений».

Задание 1

Ребенку 8 лет. Учится во втором классе общеобразовательной школы. Гидроцифальный синдром. Жалобы на головныё боли, плохой сон, повышенную раздражительность. В школе стали отмечать снижение успеваемости и ухудшение зрения. Что целесообразнее посоветовать родителям:

1. Перевод во вспомогательную школу.

2. Повторное обучение во втором классе.

З. Перевод в класс коррекционно-развивающего обучения.

4. Направление в ПМПК для уточнения диагноза.

Задание 2

Девочке в августе исполнилось 7 лет. В течение пяти лет с родителями жила за границей. Детский сад не посещала. Мать очень любит девочку и безмёрно балует ее. Девочка не приучена к самообслуживанию, капризна. При собеседовании в гимназию (именно в этом типе школы родители решили ее обучать) она показала низкий уровень знаний. Разволнованные родители вели ее на консультацию к дефектологу. Выявился 6едный словарный запас, трудности сосредоточения внимания, нежелание выполнять предлагаемые задания, детскость поведения. Мыслительные операции не нарушены, но наблюдается общая интеллектуальная пассивность. Что целесообразнее рекомендовать родителям:

1. Взять репетитора.

2. Договориться о дополнительных занятиях в школе.

3. Не отдавать в этом году в школу, готовить ее к школе в условиях детского сада.

4. Отдать в обычную общеобразовательную школу.

Задание 3

Поставьте номера признаков характерных для указанных в таблице состояний:

Задание 4

Выделить особенности, характерные для слабовидящих учащихся при сравнении с умственно отсталыми:

  1. трудности ориентировки в пространстве;

  2. трудности осмысленного запоминания;

  3. недостатки внимания (отвлекаемость, трудности распределения и переключения внимания);

  4. смешение сходных букв и цифр при письме и чтении;

  5. трудности обобщения;

  6. низкая обучаемость;

  7. умение перенести усвоенный способ действия на аналогичное задание;

  8. преобладание тактильной, двигательной, слуховой памяти.

Задание 5

Выделить особенности, характерные для учащихся с задержкой психического развития:

  1. эффективность оказываемой помощи;

  2. неумение перенести показанный способ действия на аналогичное задание;

  3. незрелость эмоций, воли, детскость поведения;

  4. способность к переносу освоенного способа решения задания в новую сходную ситуацию;

  5. грубое недоразвитие эмоционально – волевой сферы, неадекватность поведения;

  6. низкий уровень техники чтения, сопровождающийся повторными прочитываниями слов, фраз с целью понять;

  7. механическое заучивание учебного материала без попыток понять его смысл;

  8. отсутствие навыка самоконтроля

Задание 6

Ира, 8 лет. Непосредственна, эмоциональна. Несамостоятельна. Легко внушаема. Преобладают игровые интересы. Во время игры бывает безудержна, вносит много фантазии. При интеллектуальной деятельности быстро перенасыщается, истощается. Игровые интересы преобладают над познавательными, учебными. Физические параметры снижены. В школе – неуспеваемость.

Какой диагноз можно предположить, и в какой школе целесообразно обучаться:

  1. Умственная отсталость. Школа 8 вида.

  2. Задержка психического развития. Школа ЗПР или классы для детей с ЗПР.

Задание 7

Выделить признаки наиболее характерные для слабослышащих детей:

  1. ограниченный запас слов

  2. трудности выполнения вербальных заданий

  3. неумение использовать предлагаемую помощь

  4. неадекватное поведение

  5. снижение самокритичности

  6. плохое понимание обращенной речи

  7. недоразвитие эмоционально – волевой сферы

ОТВЕТЫ:

1. 4 1 2. 4 3.

4. 1 4 7 8 5. 1 2 3 6. 2 7. 1 2 6

Приложение 7

Тест: «Состав учащихся специальных образовательных учреждений 8 – го вида»

Задание 1.

У Коли, ученика 3-го класса коррекционной школы, гидроцефалия. Он хорошо усваивает программу. С детства часто ссорится, но не злопамятен. Дает агрессивные вспышки при малейших замечаниях. На одном из уроков, учитель объявлял учащимся отметки за самостоятельную работу. У Коли оказалась оценка “удовлетворительно”. Как только учитель назвал эту оценку, Коли со злостью сбросил с парты книги, тетради.

Как должен был поступить учитель:

1. Спокойным тоном сделать замечание.

2. Строго пристыдить мальчика.

3. Сделать вид, что не видел и не слышал, что произошло, а после урока наедине поговорить с Колей о его поведении.

4. Обсудить поступок Коли с учащимися класса.

Задание 2.

Наташе 9 лет, учиться во втором классе коррекционной школы. В шестилетнем возрасте перенесла травму головного мозга. Отмечаются головные боли, нарушение сна. Учебный материал усваивает без особого труда, но результаты усвояемости низкие. Часто приходит с невыученными уроками. Дома обстановка нормальная. Родители любят девочку, стараются выполнить все ее капризы.

Как должен поступить учитель:

1. Быть с Наташей мягким, ласковым.

2. Проявить строгость.

3. Организовать дополнительные занятия после уроков, чтобы не было “пробелов” в знаниях.

4. Стараться, чтобы девочка все выполняла на уроках.

5. Чередовать на уроке словесные и наглядно-практические виды занятий.

Задание 3.

Юре 10 лет. Учиться в 4-ом классе общеобразовательной школы. Программу усваивает, но окружающих беспокоят некоторые “особенности” поведения. У мальчика бесконечные фантазии, придумывания, связанные с одним и теми же объектами — поросятами. Он рисует, лепит поросят, играет с пластмассовыми фигурками поросят. Никакие другие игры с детьми его не интересуют. При выполнении психологических методик (ответные ассоциации, пиктограммы) проявились те же особенности, рисовались поросята и т.д.

Напишите, что должен делать учитель. Как должен вести себя в работе с таким ребенком?

Задание 4.

Оля Т., 10 лет Учиться во втором классе вспомогательной школы. Учитель отмечает повышенную утомляемость, сопровождающуюся суетливостью. Девочка очень ранима, готова, расплакаться даже при строгом взгляде учителя. К концу урока и учебного дня становиться более беспокойной. Положительный эффект имеет ласка, поощрение.

Для каких болезненных процессов характерны эти проявления:

1. Гидроцефалия.

2. Эпилепсия.

3. Шизофрения.

4. Ревматическое поражение Ц.Н.С.

5. Сифилис Ц.Н.С.

Задание 5.

Каким психическим заболеваниям свойственны следующие особенности:

1. Некритичность нелогичность, нелепость суждений. Наличие случайных ассоциаций, уход от содержательной стороны заданий. “Заумность” при ответе на простые вопросы. Речь носит вычурный характер. Трудности общения, стремление к уединению. Навязчивые идеи и движения (постоянно накручивает на палец волосы, непроизвольно гримасничает, раскачивается и др.). Неадекватные эмоциональные реакции (при сильных потрясениях могут не переживать, а из-за пустяков давать выраженные аффективные вспышки и т.п.), частое состояние апатии.

2. Выраженная инертность всех психических процессов, тугоподвижность мыслительной деятельности. Трудности запоминания, забывчивость. Чрезмерная вязкость в общении. Педантичность. Раздражительность, склонность к неудержимому гневу, злопамятность. В некоторых случаях назойливость, заискивающая слащавость.

Задание 6.

Какие из ниже перечисленных особенностей речи характерны для детей, страдающих гидроцефалией:

1. Речь фонематически, лексически, грамматически построена правильно, но несет черты манерности.

2. Речь сопровождается ужимками, искажениями голоса, телодвижениями. Встречаются неожиданные неологизмы.

3. Речь вязкая, частое повторение слов, чрезмерное детализирование.

4. С устной речью проблем нет. В письменной речи пропуски букв, слогов в словах, “случайные” приписки внутри слов (ложка — ложечка). Страдает почерк.

5. Впечатление хорошо развитой устной речи, содержащей даже научные термины. Но при этом смысл слов используемых в речи дети не понимают. Дети лишь копируют чужую речь.

Задание 7.

При каком болезненном состоянии имеют место указанные ниже этиология и симптомы:

А. Органическое заболевание мозга приобретенного, а чаще врожденного генетически обусловленного характера. Отмечаются припадки (разной степени выраженности); специфические особенности мышления; специфические особенности эмоционально-волевой сферы. Для детей с этим нарушением характерны тугоподвижность всех психических процессов; чрезмерная вязкость, “застревание” на малосущественных деталях, чрезмерная детализация, неспособность выделить главное; педантичность; преобладание эгоцентрических установок угрюмости, злопамятности ; отмечается также угодливость, ласковость.

В. Прогрессирующее психическое заболевание. Генетические исследования указывают на значительную роль наследовательного фактора. Отмечаются симптомы аутизма, эмоциональные изменения нарушения мышления (конкретность, некритичность, алогичность, возможны бредовые мысли, галлюцинации, расстройства и др.), сознания, неврозоподобные, двигательные синдромы.

  1. Последствия поздних черепно-мозговых травм.

  2. Олигофрения.

  3. Сифилис центральной нервной системы.

  4. Шизофрения.

  5. Гидроцефалия.

  6. Эпилепсия.

  7. Задержка психического развития.

Приложение 8

Бланк ответов к тесту: «Состав учащихся специальных образовательных учреждений 8 – го вида»

ФИО ________________________________________________________________________________

Задание 1. 1 2 3 4 Задание 2. 1 2 3 4 5

Задание 3. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. 1 23 4 5

Задание 5. 1случай _______________________________________________________________________

2 случай _______________________________________________________________________

Задание 6. 1 2 3 4 5

Задание 7. А 1 2 3 4 5 6 7 В 1 2 3 4 5 6 7

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Приложение 9.

Тест «Особенности восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью»

Определите, какие особенности восприятия наблюдаются у детейс интеллектуальной недостаточностью

Ответы:

Приложение 10

Тест «Особенности внимания у умственно отсталых детей».

Определите, какие особенности внимания наблюдаются у детей с умственной отсталости

Ответы:

Приложение 11.

Тест «Особенности процессов памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью».

Прочитайте и определите, какие особенности процессов памяти, проявляются у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Ответы:

Приложение 12

Тест «Особенности мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью»

Прочитайте и определите, какие особенности мышления,

проявляются у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Ответы:

Приложение 13

Тест «Эмоционально-волевая и личностная сфера у школьников

С(К)ОШ VIIIвида»

Прочитайте и определите, какие особенности эмоционально-волевой и личностной сферы у школьников С(К)ОШ VIII вида, проявляются у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Ответы:

Приложение 14.

Тест «Особенности речи у детей с интеллектуальной недостаточностью»

Прочитайте и определите, какие особенности речи,

проявляются у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Ответы:

Приложение 15

Тест «Познавательная и эмоционально-волевая сфера

учащихся с интеллектуальной недостаточностью»

  1. Какие из приведенных ниже особенностей характерны для умственно отсталых школьников:

  1. Какие особенности мышления характерны для умственно отсталых:

  1. Указать, какие из наблюдаемых проявлений на уроке наиболее характерны для у\о учащихся

  2. Определить назначение коррекционных упражнений.

  3. Выделите те особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы характерные только для учеников коррекционной школы VIII вида.

  4. В приведенной таблице укажите, какие признаки характеризуют познавательную деятельность, эмоциональную, волевую сферы, личность.

Ответы:

Приложение 16

Лист ответов к тесту «Познавательная и эмоционально-волевая сфера учащихся с интеллектуальной недостаточностью»

Задание 1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Задание 2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Задание 3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Задание 6

Задание 5. 12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Задание 4.

_____________________________________________________________________________________

Приложение 17

Тест «Изучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью

в условиях С(К)ОШ VIII»

Ответы к тесту «Изучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью

в условиях С(К)ОШ VIII»

  1. 1-В, 2-Б, 3-Б, 4-А, 5-А

  2. 3,4,5,6,7,8

  3. 1,3,5

  4. 3,5,6,8

  5. 1,2,3,4,5

  6. 1-Д, 2-Г, 3-Б, 4-А, 5-В

Приложение 18

Задания для заключительного семинара.

  1. Выберите, какие дети принимаются в С(К)ОУ VIII вида:

  1. Умственно отсталые дети 14-15 лет в степени имбецильности.

  2. Дети с задержкой психофизического развития.

  3. Дети 7-9 лет со снижением интеллекта в степени дебильности.

  4. Дети с болезнью Дауна при снижении интеллекта в степени дебильности.

  5. Дети, у которых первичным пунктом является снижение анализаторов (патология речи, сенсорной и двигательной сферы).

  6. Дети с педагогической запущенностью.

  7. Дети с олигофренией в степени дебильности.

  8. Дети, у которых слабоумие сочетается с выраженными и стойкими психопатоподобными расстройствами.

  9. Дети с эпилептической негрубой степени выраженности.

  1. Соедините термины с определениями

  1. Расшифруйте приведенные анаграммы. Из каждой группы слов выберите «лишнее», не подходящее к остальным.

4. Тест «Особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью»

Прочитайте и определите, какие особенности развития и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.

5. Разгадайте кроссворд.

  1. Нарушение способности к осуществлению счетных операций.

  2. Нарушение уже сформировавшегося интеллекта, поражение на более поздних этапах развития (в возрасте 2-3 лет и старше).

  3. Хроническое нервно-психическое заболевание, проявляющегося в виде судорожных припадков с помрачением сознания.

  4. Закономерное изменение психологических процессов во времени.

  5. Несоответствующая нормативным критериям результативность школьного обучения, выступающая следствием неспособности ребенка полноценно освоить учебный материал и выполнять учебные задания.

  6. Отрасль дефектологии, изучающая аномалии развития речи.

  7. Расстройство памяти, неспособность к воспоминанию.

  8. Возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет качественной перестройки или усиленного использования сохраненных функций.

  9. Хромосомная болезнь, умственная отсталость при которой сочетается со своеобразным внешним обликом больного.

  10. Сглаживание, исправление недостатков той или иной функции.

  11. Самая глубокая степень умственной отсталости.

  12. Наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.

  13. Поведение, направленное на причинение психологического или физического вреда, ущерба либо на уничтожение кого-либо.

  14. Состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающим.

  15. Активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

  16. Наиболее легкая степень умственной отсталости.

  17. Нарушение цветового зрения, проявляющееся в неспособности различать отдельные цвета.

  18. Частичное специфическое расстройство процесса письма.

  19. Навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

  20. Состояние, при котором наблюдается наиболее выраженная степень недоразвития, как познавательной деятельности, так и эмоций, воли, личности в целом.

Приложение 19.

Ответы к заключительному тесту и кроссворду.

1) в, г, ж, и.

2) 1-в, 2-и, 3-б, 4-ж, 5-г, 6-з, 7-д, 8-е, 9-а.

3) 1-олигофрения, 2-восхищение, 3-аппарат.

4) ответы к тесту

5) ответы к кроссворду

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно