Выбрать правильный ответ выполняя

Содержание
- 1
Как выполнять задания ОГЭ по обществознанию, ГИА-9
- 1.1
Методические рекомендации по выполнению различных типов заданий ОГЭ по обществознанию
- 1.1.1 Задания с выбором и записью одного правильного ответа из четырёх
- 1.1.2 Задания на распознание понятия по существенным признакам
- 1.1.3 Задания на выявление (распознание) признаков понятия
- 1.1.4 Задания на выявление проявлений понятия
- 1.1.5 Задания на определение структуры понятия
- 1.1.6 Задания на сравнение
- 1.1.7 Задания-задачи
- 1.1.8 Задания на установление истинности двух суждений
- 1.1.9 Следующие статьи:
- 1.1.10 Источник
- 1.1
Методические рекомендации по выполнению различных типов заданий ОГЭ по обществознанию
Как выполнять задания ОГЭ по обществознанию, ГИА-9
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Методические рекомендации по выполнению различных типов заданий ОГЭ по обществознанию
- Задания с выбором и записью одного правильного ответа из четырёх
- Задания на распознание понятия по существенным признакам
- Задания на выявление (распознание) признаков понятия
- Задания на выявление проявлений понятия
- Задания на определение структуры понятия
- Задания на сравнение
- Задания-задачи
- Задания на установление истинности двух суждений
Задания с выбором и записью одного правильного ответа из четырёх
Можно рекомендовать следующую последовательность интеллектуальных действий при выполнении заданий с выбором и записью одного правильного ответа из четырёх. Необходимо внимательно прочесть условие задания, уяснить вопрос (требование), установить, к какой области содержания относится вопрос (требование), припомнить соответствующую информацию, попытаться сократить объём необходимой информации до конкретной темы (проблемы, понятия), проанализировать все предложенные варианты ответа, выбрать верный (несколько верных) и убедиться в его правильности.
Вообще, возможно несколько логических путей выполнения подобных заданий. Во-первых, проектирование возможного правильного ответа и поиск его среди предложенных вариантов (например, в ситуации распознания понятия по существенным признакам или проявлениям), во-вторых, анализ предложенных вариантов ответа применительно к условию и требованию задания. Возможен также анализ предложенных вариантов ответа с целью исключения заведомо неверных вариантов ответа и выявления единственного правильного варианта. Выбор логического пути выполнения конкретного задания определяется особенностями мышления человека, глубиной его знаний и степенью развития предметных и общеучебных умений.
Рассмотрим несколько разновидностей заданий с выбором и записью одного правильного ответа из четырёх, выделенных по проверяемым умениям.
Назад
Задания на распознание понятия по существенным признакам
Именно такие задания довольно часто предлагаются в различных тестированиях.
Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют
- предпринимательством
- реформированием
- производством
- творчеством
В тексте данного задания даётся определение понятия «предпринимательство». Если Вы не помните его в целостном, готовом виде, можно проделать следующие интеллектуальные действия:
1) выявить область обществоведческого знания, понятие из которой требуется определить: в нашем случае речь идёт о хозяйственной деятельности человека, следовательно, понятие относится к проблеме экономики;
2) выявить в условии существенные признаки искомого понятия: в нашем случае это «инициативная», «самостоятельная» «осуществляемая на свой риск в рамках закона», «направленная на получение прибыли»;
3) сократить область знания до конкретной проблемы: в нашем случае вид хозяйственной деятельности человека;
4) актуализировать информацию по каждому из вариантов ответа, выбрать и записать правильный: искомый ответ — 1) предпринимательство.
Осталось проверить правильность выбранного ответа, проанализировав ещё раз все иные варианты.
Назад
Задания на выявление (распознание) признаков понятия
Технология их выполнения весьма проста: выявить содержание обозначенного в условии понятия (определение понятия), соотнести выявленные признаки понятия с предложенными вариантами ответа.
Что является признаком любого государства?
- взимание налогов и сборов
- демократический режим
- разделение властей
- федеративное устройство
Из условия задания очевидно, что необходимо установить родовой признак государства, т.е. признак, свойственный государству любой формы в любой исторический период. Проанализировав предложенные варианты ответа, мы установим, что таковым является вариант 1) — взимание налогов и сборов происходит в любом государстве прошлого и настоящего в отличие от разделения властей, демократии и федеративного устройства.
Необходимо очень внимательно читать условие задания, чтобы избежать ситуации, когда ученик выполняет не поставленное задание, а то, которое он сформулировал себе сам, невнимательно или фрагментарно уяснив условие. Мы привели задание, в котором многие выпускники совершают именно такую ошибку — упускают при чтении слово «любое», которое является ключевым.
Назад
Задания на выявление проявлений понятия
Выполнение подобных заданий предполагает несколько логических действий: выявление содержания обозначенного в условии понятия (определение понятия), соотнесение признаков понятия с предложенными проявлениями.
Что из перечисленного относится к факторам производства?
- прибыль
- труд
- налоги
- зарплата
Выполнение задания целесообразно начать с определения понятия «факторы производства»: факторы производства — ресурсы, используемые людьми для создания экономических благ. Остаётся соотнести с выявленным нами содержанием понятия предложенные в качестве вариантов ответа конкретные проявления. Только одно из них — 2) — относится к факторам производства.
Назад
Задания на определение структуры понятия
Основой выполнения подобного задания является определение понятия, с которым соотносятся предложенные в качестве вариантов ответа элементы.
Понятие «общество» включает в себя
- природную среду обитания человека
- формы объединения людей
- все сообщества живых организмов
- окружающий человека мир
Определим понятие: общество — обособившаяся от природы часть материального мира, не потерявшая связь с ней. Соотнесём предложенные варианты ответа с этим определением — это позволит исключить как неверные варианты 1) и 4). Вариант «все сообщества живых организмов» включает природную составляющую, а не только объединения людей, поэтому данный вариант неверен. Правильный ответ — 2).
Назад
Задания на сравнение
Эти задания несколько сложнее рассмотренных выше разновидностей, поскольку предполагают оперирование не одним, а несколькими понятиями.
Правовые нормы, в отличие от других видов социальных норм,
- поддерживаются силой государства
- регулируют поведение людей
- опираются на силу общественного мнения
- содержат образцы поведения
Существуют многообразные иерархические связи понятий. Род — это мыслимое множество предметов (обозначаемых соответствующими понятиями), в которое входит и рассматриваемый нами класс объектов. Вид — это подразделение понятий внутри рода. Видовые признаки отличают один класс объектов от другого внутри рода.
В нашем задании требуется среди родовых черт сложных социальных норм отыскать видовую характеристику правовой нормы (это и будет требуемая черта отличия). «Регулируют поведение людей», «содержат образцы поведения», а также в определённой мере и «опираются на силу общественного мнения» — всё это родовые признаки, а вот «поддерживаются силой государства» — видовой признак правовых норм. Данное задание можно выполнить иначе, вспомнив базовые определения понятий. Проанализировав предлагаемые варианты ответа, вспомним, что правовые нормы устанавливаются государством и опираются на его силу, т.е. ответ 1) отличает правовые нормы от других видов социальных норм.
Назад
Задания-задачи
Рассмотрим задание:
Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Виолетта?
- начальное общее
- основное общее
- среднее общее
- среднее профессиональное
Процесс решения таких задач сводится к соотнесению предложенных вариантов ответа с преобразованными данными условия. Для решения мы используем следующий алгоритм:
1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника. (Последнее, естественно, возможно только в условиях подготовки к экзамену.)
2. Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с её условием:
- определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;
- подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).
3. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться:
- выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;
- сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой и надо вспомнить;
- соотнесите эту информацию с данными условия задачи.
4. Проанализируйте предлагаемые варианты ответа с преобразованным условием.
5. Убедитесь в правильности полученного Вами ответа: нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению.
Следование приведённому алгоритму позволяет выделить существенную для правильного выполнения задания информацию: Виолетта учится в 10 классе гимназии, то есть в образовательной организации среднего общего образования, следовательно, правильный ответ 3).
Назад
Задания на установление истинности двух суждений
Содержание, структура и проявления понятий, а также их связи фиксируются в форме суждений. Поэтому задания на анализ истинности суждений используются в экзаменационной работе.
Верны ли следующие суждения о политических партиях? А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти. Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определённых социальных сил.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Выполнение подобного задания начнём с вычленения и определения основного понятия. В нашем случае — это «политические партии». Вспомним, что политическая партия — это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоев и стремящаяся к достижению определённых политических целей (завоевание государственной власти или участие в её осуществлении). Теперь проанализируем каждое из суждений, соотнося его содержание с определением основного понятия. Оба суждения верны. Правильный ответ 3).