Выбрать ребенку правильную игрушку

kak_vybrat_igrushku

Не так давно психологами был проведен занимательный эксперимент. В одной и той же комнате оставлялись поодиночке взрослые и дети. За ними должны были вот-вот зайти, поэтому они не нервничали и вели себя как обычно. А в это время за ними наблюдали экспериментаторы.

Действия взрослых определялись в зависимости от того, что они видели. Если замечали на столе часы — смотрели время, журнал — листали, другие же садились в кресло и просто сидели, разглядывая окружающую обстановку.

А вот детки, спустя совсем небольшое время придумывали игру, используя первый попавшийся предмет, зачастую не по назначению. Однако, их это мало волновало и от процесса ожидания они получали максимум удовольствия.

А все от того, что игра — ведущий вид деятельности ребенка и его форма понимания жизни. Причем, не дополнительная, а жизненно важная потребность, наряду со сном, питанием, здоровьем, безопасностью и обучением.

В феврале 2013 года ООН настолько озаботилось безразличием общества к теме игры, что внесло ряд дополнений в Декларацию о Правах Ребенка. В этом дополнении Право ребенка на Игру было признано приоритетным и предлагался ряд мероприятий для того, чтобы это право обеспечить.

По-моему, это говорит о том, что пришло время сделать акцент на изучении влияния игрушки и игры на ребенка. И я провела опрос на тему «А как вы выбираете игрушки своим детям?».

В нем приняло участие около 40 человек. Конечно, этого количества мало для построения научной теории, но вполне достаточно, чтобы уловить общую тенденцию.

Итак, 34% родителей ответили «мой ребенок сам покупает себе игрушки», 29% — «покупаю то, что нравится мне», а 16% перед покупкой изучают отзывы в интернете. Также нашлись родители, прислушивающиеся к рекомендациям близких (11%) или продавцов-консультантов (11%). За пункт «покупаю то, что рекламируют» не проголосавало ни одного человека.

Детские психологи и продвинутые родители категорически против того, чтобы дети сами выбирали игрушки. Ведь их действия зачастую неосознанны. Ребенок реагирует на яркую упаковку, прислушивается к рекламе и хочет все и сразу. В результате детские комнаты завалены однотипнымии бесполезными игрушками, с которыми ребенок поиграл несколько раз и бросил.

Еще один популярный подход — покупать то, что нравится родителям. В этом случае они руководствуются принципом: «У меня таких игрушек в детстве не было, так пусть у моего ребенка будут». В этом случае покупки опять-таки носят стихийный характер и приводят к тому же результату — игрушек полная комната, а поиграть нечем.

Если вы руководствуетесь рекомендациями грамотных продавцов-консультантов, родных и близких,читаете отзывы других родителей, то имеете куда больше шансов и угодить малышу, и наблюдать развивающий эффект от игрушки.

Поэтому я хочу задать несколько вопросов, уважаемые мамы и папы. А вы согласны, что к выбору игрушек для своего ребенка нужно подходить более осознано? Что от правильного выбора зависит прогресс развития вашего малыша? И что игрушка — лучший помощник, чтобы познакомить ребенка с окружающим миром и привить ему необходимые навыки?

В этой статье я предлагаю свою методику. Всего 7 шагов, и выбор правильной, полезной игрушки вам гарантирован. Приступим?

Шаг 1. Определяем бюджет покупки

На этом этапе важно определить сумму, которую вы готовы потратить на игрушку.

Расходы на детей «съедают» ощутимую часть семейного бюджета. Питание, одежда, здоровье и обучение ребенка стоят на первом месте. Но всегда можно значительно сократить расходы, не теряя на качестве, если заранее все спланировать. То же самое касается и игрушек.

Продумайте заранее сколько вы готовы потратить на игрушку и заложите эти расходы в семейный бюджет. Тогда перед походом в детский магазин у вас не будет паники — вы точно знаете свой лимит и можете сосредоточиться на более важных вещах.

Шаг 2. Расставляем приоритеты

В этом вопросе у вас есть отличное преимущество — вы лучше всех знаете своего ребенка и его потребности в развитии. Существуют четыре основных направления в деятельности ребенка. И, соответственно, четыре вида игрушек:

  • игрушки, которые помогают развивать физические навыки ребенка — мячи, кегли, скакалки, обручи, горки, каталки, велосипеды и самокаты, электромобили и педальные машины, качели и наборы игр на свежем воздухе;

  • игрушки для стимулирования интеллектульно-познавательной сферы ребенка — кубики, конструкторы, пазлы, мозаики, наборы научных экспериментов, лото, домино и другие настольные игры;

  • игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию ребенка — мягкие игрушки, куклы, транспорт (поезда, машинки, самолеты), наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин, всевозможая кукольная утварь и предметы быта;

  • игрушки, влияющие на творческое самовыражение ребенка, — всевозможные поделки своими руками, наборы для творчества, пластилин, краски и карандаши, раскраски.

Ваша задача определить, в чем ваш ребенок нуждается в этот момент. Для этого загляните в коробку с игрушками. Допустим, у вашей трехлетней доченьки полным полно кукол, детской посудки и мебели. Также вы обнаруживаете хороший набор красок и раскрасок, парочку наборов для лепки и аппликаций. Но нет ни одной настольной игры, кроме рамок-вкладышей, которые малышка собирает уже на раз-два-три. Кроме того, на улице весна, а в арсенале ни одной игры на свежем воздухе и даже мало-мальски приличного мяча.

Путем проставления галочек очень просто определиться с приоритетами. В нашем случае это будут: настольная познавательная игра или конструктор и игрушка для игры на свежем воздухе. Теперь вы совершенно точно знаете, что вам нужно, и шансы купить полезную игрушку увеличиваются. Пора собираться в магазин.

Шаг 3. Выбор магазина и времени его посещения

Тут существует три варианта: поход в магазин с ребенком, без него и покупка в интернет-магазине. При покупке в интернет-магазине вы существенно экономите время, но лишаетесь возможности потрогать и как следует рассмотреть игрушку. Решать в любом случае вам.

И еще один момент. Если все-таки ребенка не с кем оставить и решено отправиться за покупкой с ним, то уделите немножко времени для того, чтобы подготовить детку морально и замотивировать.

Например, можно преподнести это так: «Помнишь как тебе понравился мячик Славика? Хочешь, чтобы у тебя тоже появился красивый мячик? Сейчас мы сходим за ним в магазин и вместе выберем самый лучший. А на обратном пути обязательно побудем на детской площадке, и ты поиграешь новой игрушкой со своими друзьями».

Или так: «Давай-ка придумаем какой-нибудь сюрприз для папы? Предлагаю приготовить вместе какую-нибудь вкуснятину, а потом поиграть всем вместе в интересную игру. Только вот игры у нас нет. Может, сходим в магазин и выберем что-нибудь?».

В запланированное время идем в магазин.

Шаг 4. Обозначаем свою потребность в магазине

В магазине важно сразу обозначить ваши предпочтения. Даже самый нерадивый продавец в силах сориентировать вас и показать, где представлены настольные игры, мячи или куклы. А уж если вам повезло на профи, то задача существенно облегчается. Обязательно сообщите продавцу возраст ребенка и диапозон цены, чтобы ограничить дислокацию до минимума. А затем попросите проконсультировать по данному вопросу или же займитесь самостоятельным поиском.

Производители игрушек облегчили задачу — на упаковке или этикетке игрушки они указывают рекомендуемый возраст и приводят краткую аннотацию.

В большинстве интернет-магазинов существует удобная для пользователей навигация. Как правило, есть возможность выбрать возраст и категорию игрушки. А каждая картинка снабжена описанием.

Допустим, вы нашли подходящий вариант, а может быть, и сразу несколько. И уже готовы совершить покупку. Прошу вас не спешить и довести дело до конца, согласно инструкции.

Как говорится, доверяй, но проверяй.

Шаг 5. Проверяем игрушку на безопасность

Даже самая полезная с виду игрушка может оказаться вредной. Поэтому первым делом понюхайте, потрогайте и как следует разглядите игрушку. Она должна быть прочной и приятной на ощупь. Качественные игрушки не имеют резкого специфического запаха, потому что краска и материал нетоксичные.

Для самых маленьких деток актуальными параметрами являются отсутствие мелких деталей и острых углов. А также размер игрушки — она должна быть достаточно большая, чтобы малыш не смог ее проглотить и достаточно маленькая, чтобы ей можно было с легкостью манипулировать.

Кроме того, игрушки должны быть приспособлены для мытья или стирки.

Обратите внимание на цвет — он должен быть естественным и приятным. Все перенасыщенные кислотные окраски лучше проигнорировать.

Уточните у продавца наличие сертификата качества и попросите его показать. Только после этого вы можете быть уверены, что игрушка не причинит вреда вашему ребенку.

Наверное, вы думаете, что теперь-то уж точно можно оформлять покупку. Однако прошу вас набраться терпения и провести еще один важный тест, описанный в шестом шаге.

Шаг 6. Анализируем развивающую и смысловую нагрузку игрушки

Главная функция любой игрушки — активизировать деятельность ребенка. Поэтому вы четко должны понимать, что ребенок с ней будет делать. В этом и заключается развивающий эффект: игрушка должна быть открыта и понятна для игры, закреплять и формировать новые навыки.

Например, купив неваляшку шестимесячному ребенку, мы простимулируем в нем навык ползания и развитие мелкой моторики. А вот для шестилетнего малыша она будет уже бесполезна. Для него прекрасным подарком станет лото. Во-первых, оно закрепит названия чисел и их обозначение в памяти ребенка, во-вторых, он получит положительные эмоции в процессе игры, в-третьих, будет учиться соблюдая правила, достигать определенного результата. И опять же, для двухлетнего малыша лото — совершенно непонятная игрушка. Числа для него — абракадабра, а бочонки слишком мелкие и неудобные для манипулирования. Да и о соблюдении правил он в этом возрасте и слышать не хочет.

Следующий аспект — игрушка должна нести адекватный реальности смысл и вызывать положительные эмоции.

Например, слон-телефон-на-колесиках размывает понятие ребенка об окружающем мире. Это вроде бы и транспорт, но на нем никого не перевезешь. И в то же время и не совсем слон, ведь он телефон. И почему телефон катается, кстати говоря?

Подобное замешательство вызывают игрушки в виде фиолетовой коровки с крыльями. Я не говорю уже об откровенно агрессивных игрушках-злодеях, которых ребенок может напугаться.

И последнее в этом пункте — игрушка должна соответствовать интересам ребенка. И если взрослых привлекают внешняя красота, наличие всевозможных фишек и заморочек, то для ребенка гораздо важнее, если они ее видели у кого-то из своих друзей или она похожа на любимый сказочный персонаж. Кроме того, детки очень индивидуальны в своих предпочтениях. Поэтому, если ваш малыш обожает мишек, то постарайтесь найти набор, с помощью которого можно слепить или раскрасить еще одного мишку.

Если игрушка удовлетворяет хотя бы одной из перечисленных характеристик, то можно смело делать покупку. Но не забудьте про последний шаг.

Шаг 7. Знакомим ребенка с игрушкой

Постарайтесь преподнести новую игрушку по-особенному. Тогда ее приобретение вызовет у ребенка еще больше положительных эмоций. Например, ее можно красиво упаковать и положить в самом неожиданном месте, чтобы малыш случайно на нее наткнулся. Или придумать игру-загадку «Найди клад» в несколько ходов.

Но самое главное — нужно показать, как с этой игрушкой обращаться. Быть может, на какое-то время включиться в игру и продемонстрировать возможности новой забавы.

А вот теперь самое время спокойно вздохнуть и погордиться собой. Со временем, когда вы освоите представленную методику, покупка игрушек будет занимать у вас все меньше времени, но приносить все больше пользы в развитии малыша.

Пусть ваши детки растут здоровыми, счастливыми и гармоничными!

Анна Страшинская — about-toys.info , http://vk.com/deti_i_igrushki.

Еще несколько полезных статей

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно