Я выбираю профессию результаты

Профориентационный урок «Я выбираю профессию»

  • Норик Ирина Алексеевна, педагог-психолог

Разделы: Школьная психологическая служба

Цели:

— знакомство учащихся с понятиями «профессия», «специальность», «должность»; — рассмотреть классификации профессий по Е.А. Климову;

Задачи:

— повышение уровня психологической компетенции учащихся; — пробуждение потребности в самосовершенствовании; — определение типа будущей профессии.

Материалы: карточки с заданиями, буклеты для учащихся, печатный вариант результатов диагностики, мультимедиапрезентация.

Ход занятия

Организационный момент.

Приветствие

Урок начинаем с традиционного приветствия, далее просим участников образовать круг. Каждый по очереди называет своё имя и любую профессию. Каждый последующий должен сначала повторить имена и профессии предыдущих, а потом назвать своё имя и профессию и т.д. (профессии не должны повторяться). Другим вариантом приветствия может быть название профессий только на одну букву. Если некоторые участники затрудняются в задании, то ведущий и остальные учащиеся помогают.

Основная часть.

Вводное слово преподавателя.

Презентация. Слайд 1.

Чтобы начать изучение нового материала, обратимся к основным понятиям, без которых невозможно разобраться в особенностях профессиональной деятельности человека. Слайд 2.

Слово «профессия» (от лат. pгоfеssio — «объявляю своим делом», «говорить публично», «заявлять») означает род трудовой деятельности, требующей специальных знаний, умений и навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы (врач, педагог, …)[3]

Специальность (лат. specialis — особый, особенный; от species — род, вид) — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (учитель математика, врач — стоматолог, …) [3]

Должность — место, занимаемое человеком в структуре конкретного учреждения, предприятия, соответствующим уровню его подготовки и кругу выполняемых обязанностей (директор школы, заведующая отделением, …) [3]

Практическое задание 1. Обучающимся предлагается рассмотреть иллюстрации с представителями различных профессий и назвать изображенные профессии илиспециальности. Слайд 3–9.

Слайд 10.

Если попросить человека перечислить известные ему профессии, то, как показывает практика, полученный список будет включать в себя не более ста наименований, хотя на сегодняшний день в мире существует более 40 тысяч профессий, а в России существует более 20 тысяч. Чтобы ориентироваться в этом изобилии, необходима систематизация всего массива профессий на отдельные группы профессий. Существует немало вариантовклассификации профессий, но на сегодняшнем уроке мы рассмотрим только классификацию профессий по Е.А. Климову

Интересно, что ещё в XVIII веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою квалификацию видов профессиональной деятельности:

  • Нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право).
  • Полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика).
  • Увеселяющие науки (литература и искусство).
  • Тщетные науки (алхимия, астрология).
  • Вредительские науки (колдовство).

Слайд 11.

У нас же в стране чаще используют классификацию профессий Климова, в соответствии с ней можно выделить 5 больших групп профессий в зависимости от предмета труда — «техника», «человек», «природа», «знак», «художественный образ». [2]

Рассмотрим подробнее, какие профессии относятся к данным группам

Слайд 12–16.

Слайд 17.

Практическое задание 2. Раздаем листы с практическим заданием, и объясняем инструкцию (Приложение 1).

Слайд 18.

Хочу: интересы и склонности.

Интересы — избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности.

Склонности — стремление заниматься какой-либо деятельностью.

Склонности к работе с людьми, техникой, условными знаками, художественными образами, растениями и животными.

Могу: способности и состояние здоровья.

Надо: мир профессий, необходимость профессий.

Обществу нужны специалисты всех профессий, одних специалистов нужно больше, других меньше. Поэтому выбирая профессию, желательно согласовывать свой выбор с потребностью общества в кадрах.[3]

Рассмотрим, что необходимо сделать, чтобы не ошибиться в выборе профессии, а также несколько секретов удачного выбора.

Слайд 19–20.

Теперь я предлагаю вам пройти «Дифференциально-диагностический опросник» в сети Internet. Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова.

Слайд 21.

Для этого вам необходимо перейти по ссылке http://www. vsetesti.ru. На сайте находим ссылку на тест «Дифференциально — диагностический опросник» (ДДО), кликнем по ней кнопкой мыши, читаем инструкцию и нажимаем «начать тест».

Далее выбираем тест ДДО, читаем инструкцию, и нажимаем «начать тест».

После пройденного тестирования распечатываем результаты ребят, обсуждаем, отвечаем на вопросы учащихся.

Рефлексия занятия.

— Что понравилось на занятии, а что нет? — Что узнали нового? — Чего ждёте от следующих занятий?

Заключение.

Ведущим подводится итог и благодарит участников за работу, раздаем памятки — советы, которые помогут при выборе профессии (Приложение 2) [1]

Прощание.

Информационные ресурсы.

  1. http://fantasyflash.ru/anime
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. http://mirsovetov.ru/a/miscellaneous/employment/correctly-choose-profession.html
  4. http://old.urc.ac.ru/LANG=ru/abiturient/PsyTest/prof.html.ru

Литература.

  1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. — СПб.:Питер, 2006.
  2. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. — М.: Генезис, 2006.
  3. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учебно-методическое пособие. — М.: Глобус, 2006.

20.01.2011

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно