Значение выбранной профессии

Выбор профессии — важный этап в деле самоопределения каждого человека

  • Мокеева Людмила Ивановна, педагог-психолог

Разделы: Школьная психологическая служба

Каждый человек в своей жизни хотя бы один раз сталкивается с проблемой самоопределения. И задумываться над этой проблемой приходится уже в школьные годы, когда молодой человек или девушка чаще всего еще очень смутно представляют себе свое ближайшее будущее. Сразу возникает множество различных вопросов:

  • Какие профессии существуют вообще?
  • Какую профессию непосредственно выбрать для себя?
  • Куда пойти учиться или работать дальше?
  • Какие вузы готовят специалистов по выбираемой профессии?
  • Как правильно подготовиться к поступлению?
  • Сколько лет необходимо учиться, чтобы овладеть выбранной профессией? и т. д.

Чтобы ответить на все эти и многие другие вопросы необходимо помнить, что не способных вообще людей нет. Каждый человек способен что-то делать и делать хорошо, надо только понять к чему он больше склоняется и к чему у него больше способностей. Для этого необходимо самопознание себя как личности, личности со своими индивидуально — психологическими особенностями, интересами, потребностями. Если одних интересуют специальности, связанные с техническими предметами, то другие склонны к предметам гуманитарным, третьи чувствуют в себе способность к общению с людьми, а четвертые интересуются миром творческих профессий. И каждый на своем месте сможет стать хорошим специалистом, если правильно и вовремя разглядит в себе свойственные только ему способности, чтобы в дальнейшем развить свои профессиональные качества. Также необходимо правильно рассчитать свои возможности. Иногда бывает так, что человек не соизмеряет свои интересы и желания со своими способностями и возможностями. Два понятия «хочу» заниматься интересующим меня делом и «могу» сделать его хорошо или даже лучше других, не всегда соизмеримы. Необходимо адекватно оценивать свои возможности с требованиями, предъявляемыми выбранной профессии и учитывать непосредственно уровень своего развития с желаемым профессиональным уровнем. А хороший специалист на любом уровне одинаково необходим.

В работе школьного психолога есть такое направление, которое носит название профориентация старшеклассников. Эта работа включает в себя: профориентацию, профконсультацию и профдиагностику. Целью данной работы является развитие способности к рефлексивному и ответственному поведению, к осознанию и проектированию своего будущего, формирование у старшеклассника личного профессионального самоопределения через его самопознание.

Задачами, которые необходимо решать в процессе данной работы являются:

  • Развитие процессов осознанного планирования своего будущего, формирование и умение строить перспективные планы своей жизни;
  • Развитие способности к саморегуляции, осознанию индивидуальных психологических качеств и личностных особенностей;
  • Формирование способности к самокритичной и объективной оценке своих реальных возможностей, самостоятельности и гибкости мышления.
  • Активизация процесса профессионального самоопределения, укрепление силы воли, побуждение к самостоятельному и своевременному решению в выборе профессии.
  • Оказание помощи в соотнесении собственного профессионального выбора со структурой спроса и предложения на рынке труда.

Для написания данной статьи использовался опыт практической работы педагога — психолога Мокеевой Л.И. изучения профессиональных интересов и склонностей учащихся одиннадцатых классов ГОУ СОШ № 1069 ЮЗАО города Москвы.

Так учащимся одиннадцатых классов была предложена профориентационная анкета, целью которой было знакомство с профессиональными планами старшеклассников, чтобы в дальнейшем им оказать помощь в выборе их будущей профессии.

Анкетирование показало, что:

  • свой обоснованный профессиональный выбор сделали — 69%;
  • наметило несколько вариантов профессий — 13%;
  • еще не определившихся с профессией оказалось — 18%.

Психологи, работающие в школе и занимающиеся профориентационной работой со старшеклассниками, знают, что сколь много не существовало бы в мире различных профессий, все они могут быть распределены по пяти сферам: «человек — природа», «человек — техника», «человек — человек», «человек — знаковая система» и «человек — художественный образ». Однако в настоящее время многие сферы деятельности так сильно взаимно проникают друг в друга, что под час надо иметь не одно образование, чтобы быть специалистом на достаточно высоком уровне одновременно хорошо разбираться и в технике и в знаковой системе, уметь общаться с людьми и при этом быть творческой личностью.

Приблизительно 80% старшеклассников выбор своей будущей профессии обосновывают своими собственными интересами и около 20% — связывают его со своими способностями.

О том, откуда старшеклассники черпают информацию и получают сведения о своей будущей профессии и в каком процентном соотношении можно судить по результатам, представленным ниже:

  • при посещении учебного заведения;
  • от родителей;
  • от друзей;
  • из бесед со специалистом;
  • из телевизионных и радиопередач.

Необходимо отметить главную составляющую при выборе профессии — это семья. Ее помощь и поддержка во всех жизненно важных обстоятельствах связаны с детьми в течение всей их жизни. И в период формирования у ребенка интереса к вступлению во взрослую жизнь, а это, прежде всего, выбор профессии родители должны готовить своих детей к тому моменту, когда ребенок должен будет сделать свой самостоятельный шаг на пути его профессионального становления. От того, как будет сформировано и направлено отношение ребенка на себя, на его социальное окружение и на профессиональную деятельность будет зависеть, как сложится вся его дальнейшая жизнь. Кто как не родитель, изо дня в день, наблюдая за своим ребенком, может подсказать, дать важный и своевременный совет исходя из особенностей развития, склонностей, интересов и поведения своего ребенка. Конечно, это ответственный поступок со стороны родителей и не каждый готов к нему, но он необходим. Разумеется, захочет ли сам ребенок воспользоваться этим советом или помощью со стороны родителей это другой вопрос, но родители обязаны высказать свою точку зрения по этому поводу.

К сожалению более 60% родителей сегодняшних выпускников не берут на себя груз такой ответственности, а полностью возлагают его на неокрепшие плечи своих детей или педагогов. Менее 10% выпускников обосновывают свой профессиональный выбор традициями своей семьи. Оставшиеся 30% это те, кто при выборе своей будущей профессии учитывал рекомендации родителей, близких, педагогов и друзей.

О том, что привлекает старшеклассников в будущей профессии, какие приоритеты они расставляли в 2003 — 2004 учебном году и в 2007 — 2008 учебном году делая свой профессиональный выбор можно судить по сравнительной таблице, приведенной ниже:

Сводная таблица приоритета интересов выбираемой профессии

Анализируя данные таблицы можно сделать следующие выводы, что если в 2003 — 2004 учебном году в будущей профессии старшеклассников привлекала высокая материальная обеспеченность, то есть состояться в жизни как высококвалифицированный специалист и получить высокооплачиваемую работу. То выпускники 2007 — 2008 учебного года хотели бы получить работу, приходя на которую можно было бы пообщаться, получить удовольствие от выполняемой работы с использованием современной техники. Материальная обеспеченность их интересует менее чем на 50%. Если четыре года назад выпускников волновала престижность той профессии, которую они выбрали, то сегодняшних выпускников можно сказать это мало интересует. А романтика профессии, влюбленность в дело, которое человек выбирает на сегодняшний день, как это не печально, и вовсе отсутствует. Героика профессий, таких как летчик — испытатель, спасатель, геолог — разведчик и т.д. в наше время отходит на второй план. Там, где человек может проявить свои человеческие качества: отвагу, смелость, решительность, силу воли, следовать возвышенным идеалам, проявлять чувство героизма и патриотизма остаются сегодня не востребованными.

Для того чтобы поступить в выбранный вуз и на желаемый факультет мало только интересоваться профессией, надо еще приложить много старания и силы воли, чтобы подготовиться к поступлению. А для этого старшеклассники готовятся по-разному:

  • занимаются на подготовительных курсах — 48%;
  • занятия с репетитором — 18%;
  • занимаются самостоятельно — 34%.

На рубеже двадцать первого века появилось достаточно большое количество новых, современных информационных технологий, что повлекло за собой возникновение новых профессий. Вместе с этим произошли изменения в выборе профессий старшеклассниками. Какие произошли изменения в современных условиях в сфере приоритетности профессий можно проследить на основании полученных данных в приведенной ниже таблице.

Выбираемые для себя профессии, учащиеся проранжировали в следующем порядке:

Сводная таблица предпочтения выбираемых профессий

О том, куда собираются поступать старшеклассники по окончании школы можно судить по следующим данным:

  • в ВУЗ — 72%;
  • в техникум (колледж) — 14%;
  • на работу — 14%.

В наше сложное информационное время появилось так много новых профессий, а внутри каждой еще больше новых специальностей, в свою очередь каждая специальность несет в себе столько специальных терминов и определений, что специалисты одной профессии подчас не всегда понимают друг друга. Поэтому каждый специалист не должен замыкаться в рамках одной только своей специальности, а регулярно повышать свою профессиональную квалификацию и стараться соответствовать современным требованиям, предъявляемым к нему как к специалисту, но и к его профессии в целом.

Если спросить у ребенка дошкольного возраста кем ты хочешь стать, то в ответ можно услышать конкретный ответ шофером, врачом, учителем и т. д. при этом дети иногда добавляют как папа или как мама. Когда этот же вопрос задаешь школьнику, а тем более старшекласснику, то ответ чаще всего звучит так: не знаю, еще не решил.

Выбор профессии вопрос очень сложный даже для взрослого человека, а тем более для подростка. Люди, более старшего возраста, помнят 91-ый — 92-ой годы теперь уже прошлого двадцатого века, когда многие специалисты, у которых были семьи, дети остались без работы. Тогда снова люди стали перед выбором профессионального самоопределения. И с этой проблемой смогли справиться только те, у которых хватило силы воли, здравого смысла и конечно помощи близких людей. Многие люди начали осваивать новые профессии, стали поступать в вузы, с целью получить второе высшее образование. И только благодаря этому они сумели справиться с этой сложной проблемой.

Сегодня в эпоху современных информационных технологий, разумеется, существует множество факторов, которые влияют на возникновение, формирование и развитие целостной полноценной личности, однако очень многое зависит от самой личности: от ее интересов, желаний, убеждений, способностей, целеустремленности, а главное от силы воли и работоспособности. Потому что без этих качеств молодой человек или девушка не смогут стать хорошими специалистами. Самоопределение не возможно без самопознания.

Почему же современному молодому человеку или девушке в сегодняшней ситуации трудно сделать свой профессиональный выбор? Наверное, потому, что сегодняшняя молодежь мало читающая, мало интересующаяся, не посещающая выставки, музеи, театры, с ограниченным кругозором, с безразличным отношением к самопознанию, в основном своем составе инфантильная, но с огромными амбициями, претендующая на то, что реально выполнить не может, рассчитывающая на легкие деньги, а чаще всего на родительские. При этом связь с родителями как таковая разорвана с одной стороны по вине родителей, с другой — по вине детей. Также необходимо отметить и тот факт, что система профориентации, как и система профессионального технического образования, как государственные системы давно прекратили свое существование. А ведь как раз именно они занимались проблемой подготовки молодых кадров в деле их профессионального самоопределения. Ушло в далекое прошлое и такое направление работы с молодыми кадрами на местах их работы после окончания обучения в соответствующих учебных заведениях, как наставничество. Нарушена мотивация «честного труда». Наше общество пришло к состоянию, при котором появились «специалисты» мало знающие, слабо подготовленные, но рассчитывающие на то, что они должны иметь большие деньги. Но у нас на пороге опять кризис, а это значит, что опять многие люди будут выброшены на «улицу», то есть опять останутся без работы. Закрываются вузы, и, как правило, платные вузы, на которые как раз и рассчитывает большинство молодежи. При сегодняшнем сложившемся положении в образовании и при сложной кризисной ситуации в стране многие родители не в состоянии оплачивать обучение своих детей. Дать прекрасное образование детям, которые хотят и могут учиться, многим родителям сегодня не по карману. Так как, например, обучение студентов в МГУ имени М.В. Ломоносова самом престижном столичном вузе стоит сегодня 250 тысяч рублей в год, а обучение в не менее престижном вузе МГИМО предполагает оплату приблизительно 7,5 тысяч евро в зависимости от факультета, в МВТУ имени Баумана — 60 тысяч рублей. Научной работой в настоящее время мало кто хочет заниматься, потому что эта работа, как правило, мало оплачиваемая. Рабочих специальностей в целом по стране не хватает по той же причине, а использование труда приезжих «специалистов», как показала практика, не оправдало надежд из-за их низкой профессиональной и квалификационной подготовленности. Очевидно, мы можем предположить с учетом «вчерашнего» опыта и создавшейся сегодня обстановки, что, как следствие, нас ожидает безработица и нарастание таких социальных пороков как алкоголизм, наркомания, преступность и т.д.

В связи с этим большое значение приобретают те меры, которые предпринимает наш президент и правительство, направленные на снижение социальной напряженности в обществе, на укрепление молодых семей, позитивную работу с молодежью, на возрождение нашей системы образования и многое другое. Что обеспечит условия для создания более спокойного и надежного будущего.

9.08.2009

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Вам будет интересно